Системный анализ когнитивной карты процесса формирования знаний
Системный анализ когнитивной карты (рис. 4.3) состоит в определении степени взаимовлияния концептов друг на друга (в соответствии с вопросами социологической анкеты). При этом необходимо также определить степень влияния каждого концепта на всю систему формирования знаний обучаемого. Это влияние может быть положительным (консонансом) и отрицательным (диссонансом). Системный
ПО
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
анализ должен решить и обратную задачу: каково влияние системы формирования знаний на каждый из концептов когнитивной карты.
Для системного анализа когнитивной карты формирования знаний была использована разработанная интеллектуальная программная система «КоСМоС» (Когнитивная система моделирования стратегий) [6].
Здесь вследствие ограниченного объема не приводятся результаты полного системного анализа когнитивной карты (рис. 4.3). Приведем результаты системного анализа (консонанс и взаимовлияние) всех концептов на систему и наоборот: системы на каждый из концептов (табл. 4.4).
Определим также положительное и отрицательное взаимовлияние концептов системы формирования знаний. Наибольший интерес в этом отношении представляют концепты 2 и 8 когнитивной карты, которые соответственно определяют эффективность использования средств обучения и качество знаний обучаемого или конечный идеальный результат системы.
Таблица 4.4
Результаты системного анализа
Номер концепта когнитивнойкарты | Консонанс | Взаимовлияние | ||
Система на концепт | Концепт на систему | Система на концепт | Концепт на систему | |
0,909 | 0,944 | 0,131 | 0,254 | |
0,899 | 0,939 | 0,217 | 0,253 | |
0,904 | 0,934 | 0,198 | 2,96 | |
0,909 | 0,873 | 0,172 | 0,244 | |
0,926 | 0,856 | 0,203 | 0,244 | |
0,944 | 0,838 | 0,172 | 0,290 | |
0,962 | 0,9820 | 0,255 | 0,207 | |
0,820 | 0,962 | 0,357 | 0,086 | |
0,979 | 0,979 | 0,254 | 0,064 | |
0,979 | 0,979 | -0,138 | 0,067 | |
0,838 | 0,944 | -0,220 | 0,255 |
Таблица 4.5
Результаты взаимовлияния всех концептов на концепт 2
В табл. 4.5 представлены результаты взаимовлияния всех концептов когнитивной карты на концепт 2. Здесь приведены числовые значения исходного влияния, положительного, отрицательного, консонанса и усиления — ослабления. Усиление — ослабление — это такой показатель, который соответствует лингвистической шкале оценок. Такая шкала отражает как усиливающую, так и ослабляющую тенденцию взаимовлияния концептов.
В табл. 4.5 не указаны числовые данные показателей для концепта 9, поскольку он не связан ни прямыми, ни обратными связями с концептом 2.
В табл. 4.6 приведены данные влияния концепта 2 на все остальные концепты системы, а в таблицах 4.7, 4.8 представлены соответствующие показатели влияния концептов системы на концепт 8 и влияния этого концепта на другие концепты системы.
В табл. 4.6 отсутствуют показатели концепта 10 вследствие то-го, что он не имеет прямых или обратных связей с концептом 2.
ИЗ Д
I
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Таблица 4.6
Результаты взаимовлияния концепта 2 на остальные концепты системы
Глава 4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Таблица 4.8
Результаты влияния концепта 8 на остальные концепты системы
Номер концепта |
Исходное j Положитель |
Номер концепта | Исходное влияние | Прложитель-ноевлияние | Отрицательное влияние | Усиление — ослабление | Консонанс |
0,000 | 0,347 | -0,004 | 0,979 | 0,979 | |
0,000 | 0,276 | -0,010 | 0,276 | 0,927 | |
0,700 | 0,700 | -0,007 | 0,700 | 0,979 | |
0,000 | 0,457 | -0,005 | 0,457 | 0,979 | |
0,000 | 0,363 | -0,004 | 0,363 | 0,979 | |
0,000 | 0,218 | -0,002 | 0,218 | 0,979 | |
0,000 | 0,218 | -0,002 | 0,218 | 0,979 ' | |
0,000 | 0,218 | -0,026 | 0,218 | 0,758 | |
0,000 | 0,164 | -0,002 | 0,164 | 0,979 | |
_ | _ | - | - | - | |
0,000 | 0,013 | -0,109 | -0,109 | 0,785 | |
Таблица 4.7 Результаты взаимовлияния всех концептов системы на концепт 8 | |||||
Номер концепта | Исходное влияние | Положительное влияние | Отрицательное влияние | Усиление — ослабление | Консонанс |
0,000 | 0,173 | -0,021 | 0,173 | 0,785 | |
0,000 | 0,218 | -0,026 | 0,218 | 0,785 | |
0,000 | 0,311 | -0,037 | 0,311 | 0,785 | |
0,000 | 0,477 | -0,057 | 0,477 | 0,785 | |
0,000 | 0,600 | -0,072 | 0,600 | 0,785 | |
0,000 | 1,000 | -0,120 | 1,000 | 0,785 | |
1,000 | 1,000 | -0,120 | 1,000 | 0,785 | |
_ | _ | - | - | - | |
0,000 | 0,002 | -0,160 | 0,160 | 0,979 | |
0,400 | 0,400 | -0,004 | 0,400 | 0,979 | |
0,000 | 0,021 | -0,174 | -0,177 | 0,785 |
Охарактеризуем степень влияния каждого концепта на всю систему формирования знаний обучаемых (рис. 4.3). Концепт 1 «Полнота использования селективного пространства взаимодействия педагога и обучаемого» относительно сильно влияет на систему (см. табл. 4.4 — 0,254), а система, в свою очередь, очень слабо уменьшает полноту использования селективного пространства (0,131). Консонансы системы и концепта 1 примерно одинаковы, поэтому последний сам обеспечивает «усиление» системы.
Концепт 2 «Эффективность использования обучаемым выбранного им средства обучения» обеспечивается ростом под действием системы, но сам этот концепт в некоторой степени «ослабляет» систему, поскольку консонанс последней ниже консонанса концепта 2 (см. табл. 4.4).
Концепт 3 «Уровень мотивации и внимания» и система почти в Равной степени «усиливают» друг друга (см. табл. 4.4). Концепт 4
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
«Эффективность активизации мыследеятельности обучаемого» незначительно «усиливает» систему.
Аналогично ведут себя и концепты 5 «Эффективность организации циркуляции учебной информации между блоками памяти» и 6 «Эффективность устойчиво-долговременной памяти обучаемого».
Концепт 7 «Степень усвоения учебной информации» несколько «ослабляет» систему. Концепт 8 «Качество знаний обучаемого» сильно «ослабляет» систему формирования знаний по показателю взаимовлияния, хотя консонанс влияния системы меньше, чем консонанс концепта 8 (см. табл. 4.4).
Концепт 9 «Эффективность контроля знаний обучаемого» в сильной степени «ослабляет» систему, однако их консонансы сбалансированы (см. табл. 4.4). Концепт 10 «Полнота формирования профессиональных знаний, умений и навыков обучаемого» значительно «ослабляет» систему, а влияние самой системы на этот концепт отрицательное (табл. 4.4).
Концепт 11 «Эффективность коррекции учебной информации» в достаточной степени усиливает систему, однако система почти в такой же степени проявляет отрицательное действие на этот концепт.
Характерным показателем взаимодействия в процессе системного анализа является также консонанс. В табл. 4.4 можно выделить концепты, которые имеют относительно высокий консонанс. Это так называемые «хорошие фигуры»: «Эффективность активизации мыследеятельности обучаемого» (концепт 4); «Эффективность организации циркуляции учебной информации между блоками памяти обучаемого» (концепт 5); «Эффективность устойчиво-долговременной памяти обучаемого» (концепт 6); «Степень усвоения учебной информации» (концепт 7). Перечисленные концепты имеют консонанс влияния на систему более высокий, чем консонанс обратного влияния (системы на концепт).
К «плохим фигурам» можно отнести следующие (табл. 4.4): «Полнота использования селективного пространства взаимодействия педагога и обучаемого» (концепт 1); «Эффективность использо-
вания обучаемым выбранного им средства обучения» (конспект 2); «Уровень мотивации и внимания» (концепт 3); «Качество знаний обучаемого» (концепт 8); «Эффективность коррекции учебной информации» (концепт 11). Это концепты, имеющие по сравнению с другими более низкий консонанс либо более высокий диссонанс.
Произведем далее системный анализ результатов, представленных в таблицах 4.5-4.8. На концепт 2 «Эффективность использования обучаемым выбранного им средства обучения» наиболее сильное положительное влияние оказывает концепт 1 «Полнота использования селективного пространства взаимодействия педагога и обучаемого». Это означает, что преподавателю необходимо при использовании новых технологий обучения применять в комплексе наибольшее количество различных средств обучения (мультимедиа, гипермедиа), а также использовать разнообразные методы при изложении учебного материала.
Наиболее слабое влияние на концепт 2 оказывает концепт 11 «Эффективность коррекции учебной информации». Действительно, если профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя достаточно высоки, то коррекция учебной информации не нужна.
Сам концепт 2 (см. табл. 4.6) наибольшее положительное влияние и «усиление» оказывает на концепт 3 «Уровень мотивации и внимания». Концепт 2 отрицательно влияет на концепт 11 «Эффективность коррекции учебной информации».
На концепт 8 «Качество знаний обучаемого» (см. табл. 4.7) наиболее сильное положительное влияние оказывают концепты 5, 6 и 7. Последнее означает, что педагог для достижения идеального конечного результата должен обеспечивать наиболее полную циркуляцию учебной информации между условными блоками кратковременной и долговременной памяти обучаемого (концепт 5), задействовать механизмы, способствующие развитию устойчиво-долговременной памяти обучаемых (концепт 6). Необходимо также сле-Дить за процессом усвоения учебной информации обучаемыми (концепт 7).
Глава 4 |
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
iлава н ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Сам концепт 8 (см. табл. 4.8) наибольшее положительное влияние и «усиление» оказывает на концепт 2 «Эффективность использования обучаемым выбранного им средства обучения», т. е. студент сможет достичь идеального конечного результата (качества знаний) лишь при правильном выборе средства обучения. Этот процесс будет еще более эффективным, если обучаемый сможет использовать все селективное пространство средств обучения, формируемое преподавателем. Здесь, так же как и в предыдущем случае, наибольшее отрицательное влияние на концепт 8 оказывает концепт 11. Это можно объяснить тем, что для студента ни контроль знаний, ни коррекция учебной информации в принципе не
требуются.
Таким образом, системный анализ когнитивной карты системы формирования знаний обучаемого, а также оценка положительных и отрицательных показателей взаимовлияния концептов и системы может служить тонким инструментом исследования при экспертной оценке эффективности различных параметров системы.