Преградный (негативный) смысл болезни

Мотивация и здоровье.

Здоровый образ жизни можно характеризовать, как деятельность людей для улучшения своего здоровья, физических и моральных качеств. Так же следует учесть, что образ жизни каждого человека складывается из показателей самолюбия и заботы о своём здоровье и здоровье близких.Формирование здорового образа жизни является одним из рычагов первичной профилактики в поддержании и укрепление здоровья населения через изменение уклада жизни, его оздоровление с отказом от вредных привычек и способностью выходить из проблемных ситуаций.Таким образом, укрепление здоровья неразрывно связано с повседневной деятельностью человека и его организации в обществе, поддержании и восстановлении сил, раскрытии новых возможностей организма.Мотивация занимает первое место в изучении психологии здоровья, и она у каждого человека разная. Многими опытными путями доказано, что и у людей так и у животных поведение определяется наличием каких то определённых мотивов. Если говорить о мотиве, как об осознаваемом побуждении к данному образу действий, так же следует иметь в виду, что сам мотив не является истиной причиной действий человека. Он лишь отражает объективное мнение человека на те или иные раздражители.

Мотивы, приводящие людей к соблюдению здорового образа жизни можно классифицировать.

1. Непосредственные мотивы:

Потребность в обычных желаниях быть сильнее, здоровее, красивей и лучше других, а так же желание проявить себя в сложной ситуации или даже экстремальной.

2. Опосредованные мотивы:

Стремление и мечты с помощью физических тренировок добиться успеха и подготовить себя к трудностям жизни. Задействовать скрытый потенциал и раскрыть возможности своего тела. Гармония психофизических сил человека даёт ему возможности к самореализации и побуждает на творческие действия. К примеру, у здорового человека в спокойном состоянии через лёгкие проходит примерно 6-10 литров воздуха в минуту. Тогда как многие спортсмены во время тренировок за 1 минуту способны прогнать более 150 литров, то есть превысить норму в 15-20 раз. Это и есть скрытый потенциал здоровья и организма.

Распорядок дня.

Один из показателей здорового образа жизни человека это его распорядок дня, который не должен меняться, всё должно происходить в определённое время: отдых, сон, еда, работа, тренировки и развлечения.Распорядок дня у каждого человека индивидуальный в виду его привычек, работы и образа жизни в целом. Необходимо достаточно времени отводить на сон и отдых, а перерывы между приёмами пищи не должны составлять более 5 часов. Это крайне важно что бы сон и еда были в определённый неизменный промежуток времени. Таким образом, у человека соблюдающего свой распорядок дня всегда есть аппетит перед приёмом пищи и он быстро сменяется голодом, если обед запоздал. Хаос в режиме дня приводят к потере аппетита изматыванию организма и подавленному настроению.Но не надо переусердствовать и доводить режим дня до смешного педантизма с посекундным обдумыванием, «что делать дальше».

Рациональный режим труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха – важная составляющая здоровой и полноценной жизни. При правильном и своевременном отдыхе или работе вырабатывается высокая производительность и привыкания организма к тому или иному уровню активности в разное время суток.

Труд – это по настоящему главнейшая составляющая режима здоровой жизни человека. Существует крайне не правильные выводы, что труд изматывает и изнашивает организм, приводя к преждевременному старению и ряду заболеваний. Труд как физический, так и интеллектуальный крайне позитивно сказываются на развитии и работоспособности органов, мышц нервной, кровеносной, и опорно-двигательной системе человека. Постоянная тренировка во время работы приводит к естественному оздоровлению организма, в отличие от полного бездействия которое в свою очередь приводит к отвисанию мышц, ожирению, дряхлению и неестественному оттенку кожи. Работу и отдых надо умело чередовать и вовсе не значит, что после работы отдых должен быть пассивным. Главное в отдыхе контрастность, если человек работает физически, то отдых не должен давать ему дополнительные нагрузки, а люди умственного труда должны активно отдыхать непосредственно с физическими упражнениями или нагрузками. Так же во время отпуска нужно менять привычную среду обитания из города выезжать на дачи или отдых вдали от дома.

Активный отдых и правильный сон полностью восстановят ваши силы для работы и повысят её эффективность, вы не будете изматываться.

Мотивация и болезнь

Как ни странно, но человек сам в состоянии выбирать болеть ему или быть здоровым. Когда мы болеем, мы подсознательно пытаемся реализовать какие-то скрытые желания и потребности. Каждый человек ищет свои собственные выгоды от болезней. Есть несколько причин почему нам иногда проще заболеть. Мы боимся ответственности. Заболев, мы сразу снимаем с себя все обязательства. Мы боимся перемен и оправдываемся болезнью, не желая выдавать свой страх. В этой ситуации надо взять себя в руки, признаться чего мы боимся, выздороветь и двигаться вперед, преодолевая трудности.

Мы хотим отдохнуть. Иногда мы так переутомляемся на работе, что организм в итоге дает сбой и мы заболеваем, мы можем даже сломать руку или ногу, только бы не ходить на работу. Конечно же это происходит подсознательно. Зато мы остаемся дома, спим до обеда, общаемся с семьей и всячески восстанавливаем силы. Задумайтесь, если причина болезни в этом, то пора поменять отношение к работе, отдыхать своевременно и не переутруждаться. А если работа становится частой причиной недомоганий, то возможно ее стоит сменить.

Наказание самого себя болезнью тоже достаточно распространено. Мы наказываем себя за совершенные ошибки, оплошности совершенные в прошлом. Обязательно примите себя и полюбите со всеми ошибками и недостатками. Вам необходимо себя простить. Для этого даже существуют определенные техники Находите время для отдыха, чтения книг, спорта и тогда вам станет невыгодно болеть и лишать себя стольких удовольствий. Напротив, если вы будете здоровы, вы сможете получать от жизни максимум.

Мотивация — важнейшая вещь, противостоящая подсознательному желанию заболеть. Представляйте себя абсолютно здоровым, вообразите как будете проводить дни, сколько всего сможете увидеть и сделать. Детальная визуализация улучшит ваше самочувствие. Вам захочется действовать и вести здоровы образ жизни. Возникшие в подсознании образы притянут здоровье и необходимые ситуации. Слушайте свой внутренний голос, доверяйте интуиции. Они подскажут вам правильный путь к здоровью.

Преградный (негативный) смысл болезни

В наиболее распространенном случае болезнь несет человеку страдания, сужает свободу человеческого существования не только в настоящем, но и в перспективе будущего. Болезнь изменяет отношение к больному со стороны общества. Особенную актуальность эти моменты приобретают в случаях тяжелого, смертельно опасного заболевания.

Из сказанного видно, что злокачественные новообразования должны фрустрировать основные потребности физического и со циального существования и иметь преградный смысл самореализации человека. Этот преградный смысл должен, видимо, искажать восприятие болезни на всех уровнях: от способа ее мифологизации (замены концепции болезни на более безопасную) и означения до чувственной ткани.

Больные постоянно пытаются найти основания, которые бы позволили им избежать диагноза «рак». Несмотря на то, что все они находятся в онкологическом стационаре и хорошо понимают, чем больны их соседи по палате, почти каждый склонен надеяться на «особенность» его собственного случая, на то, что именно с ним произошла ошибка, что они попали сюда «по знакомству», «здесь хорошие врачи», «нужно разобраться» и пр. Хотя реальность довольно жестко заставляет этих больных считаться с собой, существует много трагических проявлений неприемлемости фатального смысла онкологического заболевания: довольно частые отказы от лечения (по разным данным, от 20 до 30 %), частые запущенные случаи, когда больные долго не обращаются к врачу, несмотря на очевидные проявления заболевания.

В данном слу чае мы имеем дело с перцептивной защитой как нарушением осмысления, структурации угрожающих стимулов. Такой тип защи ты может быть, видимо, с большей точностью назван «семантико-перцептивной» защитой. Она заключается в повышении степени неопределенности тревожных, угрожающих стимулов, переводе их в разряд «непонятных», «неясных». Особенность семантико-перцептивной защиты состоит в том, что она, в принципе, приводит не столько к снижению негативной оценки угрожающего стимула, сколько к изменению степени его осознанности. В первую очередь — это защита от «содержания», «смысла» стимула и лишь затем — отношение к нему.

В утилитарных целях можно составить примерный список защитных процессов, порождаемых негативным смыслом болезни:

а) сенсорная десенсибилизация или повышение уровня порогов;

б) отрицание реальности;

в) вытеснение — забывание обследований, необходимых ана лизов, запущенность;

г) регрессия (частые транзиторные псевдодеменции в диагностическом периоде у онкологических больных);

д) рационализация (псевдоразумное объяснение происходяще го, подбор нейтральной концепции);

е) дискредитация: недоверие к врачам, считающим, что у боль ного тяжелое заболевание;

ж) семантико-перцептивная защита: нарушение структурации угрожающих стимулов («неясный» симптом).

Позитивный смысл болезни

Любой медицинский работник неоднократно сталкивался с особым классом больных, извлекающих из своей болезни своеобразную выгоду. Больному ребенку или старику уделяется больше внимания в семье, больной человек пользуется особым, предпочтительным правовым и экономическим статусом в обществе. В обществах европейского типа болезнь дает легальную возможность отказа от индивидуальной ответственности за неудачи, возможность сохранения высокой самооценки, несмотря на отсутствие ее адекватного подтверждения.

У хронически больных достаточно часто возникают рентные установки, позволяющие им извлекать из своего состояния определенные преимущества: пенсию, внимание, уход, особое отноше ние, конкретные материальные льготы, оправданное «бегство от свободы», узаконенную возможность регрессии. У лиц, склонных к озабоченности по поводу своего здоровья или со сформировавшимися стереотипами «бегства в болезнь», заболевания имеют очевидный позитивный смысл (хотя и не всегда осознанный).

1) существование временной связи между психологической про блемой и развитием или ухудшением болезненного синдрома;

• боль дает возможность пациенту избегнуть нежелательной деятельности;

• боль дает пациенту право достичь определенной социальной поддержки, которая не может быть достигнута другим способом.

Позитивный смысл, в основном, имеет именно болезнь, а не ее конкретная симптоматика, и больные обычно ограничиваются усвоением мифа болезни, тогда как система телесных значений остается мало проработанной и непропорционально неразвитой. Модели болезни усваиваются из опыта, книг, наблюдений за ок ружающими, при этом выбор часто определяется эстетическими критериями: выбираются не смертельные, но достаточно тяжелые болезни, требующие ухода за больным, но не мешающие ему полу чать удовольствие от жизни, болезни, имеющие романтический ореол, и крайне редко — неэстетические болезни, нарушающие возможные контакты и симпатии к больному . Поскольку в первую очередь усваивается миф болезни, то конкретные симптомы часто не подтверждают его. Позитивный смысл могут приобретать даже болезни, имевшие вначле отчетли во преградный смысл, как например рак, правда, после того, как непосредственная опасность миновала.

Больные с позитивным смыслом болезни составляют основную категорию так называемых «трудных больных» и единственный эффективный в этом случае способ коррекции — лишение болезни приносимых ею «вторичных выгод», либо длительная психотерапев тическая работа по демонстрации больному «упущенных из-за болезни возможностей».

Конфликтный смысл болезни

Конфликтный смысл болезнь приобретает тогда, когда она способствует достижению одних мотивов и препятствует достижению других.

Конфликтный смысл может реализоваться в простом случае требования ограничения активности в целях сохранения здоровья, что противоречит необходимости реализации других мотивов, связанных с достижениями. При этом в зависимости от побудительной силы конфликтующих мотивов результатом будет либо игнорирование болезни, либо отказ от честолюбивых планов, либо постоянные колебания между ними.

Однако значительно чаще конфликтный смысл болезнь при обретает, включаясь в более широкие смысловые образования. Это связано с тем, что болезнь — не изолированный феномен.

Специфическая ситуация тяжелой соматической болезни актуализирует у больных мотив сохранения жизни, который становится главным побудительным мотивом их деятельности. Значимыми кажутся только события, связанные с сохранением жизни. Активность, целеустремленность, установка на самореализацию и достижения в ситуации тяжелого, опасного заболевания теряют свой смысл. Необходимыми и осмысленными представляются лишь формы деятельности, направленные на лечение и связанные с потребностями физического существования. Центральным психологическим механизмом личностных изменений в этих случаях становится «сдвиг цели на мотив», лишающий многие мотивы их собственной побудительной и смыслообразующей функции и делая целями в сохранении жизни (Тхостов, 1980).

Все ощущения, связанные с терапевтическим процессом, приобретают новый оттенок; легко переносятся самые тяжелые меди цинские процедуры, больные стремятся ускорить лечение, сколь бы оно ни было физически тяжелым и травматичным, если, по их мне нию, оно способно избавить их от заболевания. Таковы же страда ния голодающих при «очищениях от шлаков» и последователей раз личных диет. С другой стороны, отвергается и тяжело переносится все, что противоречит этому мотиву: активные действия, физичес кие нагрузки, общение и пр. Аутизация, замкнутость, отчужден ность, эмоциональное обеднение больных тяжелыми соматически ми заболеваниями в значительной степени обусловлены сужением круга актуальных мотивов. Доминирование ведущего мотива сохра нения жизни придает особую специфику всей психической жизни больного, переструктурирует систему ценностей, все мироощуще ние. Как отмечают сами больные, «все стало другим», «теперь я по- другому ко всему отношусь».

В каждом конкретном случае результат разрешения конфликта между мотивом сохранения жизни и другими мотивами связан с характеристиками смысловых образований: их стабильностью, развитостью, включенностью в более высокие общекультурные ценностные системы, особенностями менталитета, типом отноше ния к жизни. Чем богаче, сформированнее и стабильнее смысловые образования, тем с меньшей вероятностью конфликтный смысл болезни будет приводить к сужению круга жизнедеятельности (Ни колаева, 1987). Феномен «сдвига цели на мотив» или полное пере подчинение деятельности мотиву сохранения жизни может реализо ваться лишь при их недоразвитии, в иных случаях это носит транзиторный, ситуационный характер и устойчивые смысловые об разования способны впоследствии вновь обогатить мотивационную сферу больного.

Принципы обучения

Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

• порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Согласно принципу гражданственности в обучении содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационный материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.

Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых.

Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой.

Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.

Организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера, знание которых позволяет сформулировать организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.

Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.

Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими понятиями и категориями (причинных, функциональных и др.), раскрытия их генезиса.

Средства обучения в педагогике – это все материалы, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса. Вместе с живым словом преподавателя они представляют собой важный компонент образовательного процесса, а также элемент учебно-материальной базы образовательного учреждения. Выступая в роли важного компонента учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают влияние и на другие компоненты, такие, как методы, формы, содержание и цели.

Наши рекомендации