Методы и характерныепоказатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости

в процессе физического воспитания детей 7—17лет

(по В.И.Ляху, 1998)

№ п/п Метод Нагрузка Отдых Упражнение (средство)
Число повторений Длительность Интенсивность
Слитного (непрерывного) упражнения Не менее чем 5—10 мин (\~\Vkj\.), 10—15 мин (V-IXo.), 15—25 мин (X-XI кл.) Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160-170 уд./мин Без пауз Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др.
Повторного интервального упражнения 3—4 (при хорошей подготовке больше) 1—2 мин (для начинающих), 3—4 мин (для достаточно тренированных) Субмаксималь­ная ЧСС от 120-140 в начале до 170— 1S0 уд./мин Активный (бег трусцой, ходьба), неполный То же
Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы Число кругов (1-3) Время прохож­дения круга от 5 до 10 мин, длительность работы на одной станции 30—60 с Умеренная или большая Без пауз Повторный максимум (ПМ) каждого упраж­нения (индивидуально): 1/2-1/3 ПМ (вначале), 2/3-3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий)

Круговая Число 5—12 мин, Субмаксималь- Отдых между Бег, многоскоки, при-
  тренировка кругов длительность ная перемен- станциями седания, отжимания
  в режиме (1-2) работы на одной ная 30-60 с; в упоре, подтягивания
  интервальной   станции 30—45 с   отдых между в висе, упражнения
  работы       кругами 3 мин с набивным мячом
            на гимнастической
            стенке и т.д.
Игрозой I Не менее Переменная Без пауз Подвижные
      5—10 мин     и спортивные игры типа
            «Два мороза», «Мяч
            капитану», «Охотники
            и утки», «Мини-
            баскетбол» и т.п.
Соревнователь- ] В соответствии Максимальная Без пауз 6-или 12-минутныЙ бег.
  ный (проводить с требованиями     бег на 600—800 м
    не чаше программы     (I-lVo.),
    4 раз в год)       1000-1500 м
            2000-3000 м(Х—XI кл.)

Для развития специальной выносливости применяются (табл. 3): I) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражне­ния (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игро­вой методы.

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движении. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максималь­ной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последователь­ным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, тем­па, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозирован­ными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как пра­вило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин (иногда по 15—30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-ана­эробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интерваль­ной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («стан­ций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает выполнение упраж­нений в форме соревнований.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в про­цессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.

Наши рекомендации