Анализ программ по обучению пространственной ориентировке слепых детей.
Й год обучения.
На первом году обучения детей учат различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом.
Дают представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади, и т.д. Учат детей правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе. Подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.
Ориентироваться в групповой комнате (дать представление о расположении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке; учить находить свое место за столом): в спальне (находить свою кровать); в раздевалке (находить свой шкафчик для одежды); в туалетной комнате (находить свой шкафчик с полотенцем и туалетными принадлежностями).
Развивают способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.
Ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола в помещениях, на разную поверхность игрушек, предметов).
Учить способам зрительно-осязательного обследования игрушек и предметов.
Различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами (маленький, большой).
Дидактические игры и упражнения: «Покажи, где у тебя (голова, ноги и т.д.), «Покажи, где у куклы (голова, ноги, руки, грудь, спина)», «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы», «Покажи кукле игровой уголок», «Кто скорее найдет свой шкафчик (кровать, место за столом )», «Большие и маленькие», «Найди такую же игрушку (по вышине, форме)», «Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)».
Й год обучения.
На втором году осуществляется закрепление знаний детьми частей своего тела, учат различать их и правильно называть, соотносить с частями тела других детей, куклы.
Также как и на первом году обучения развиваются представления детей о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.).
Даются представления о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела (например: все, что находится на теле со стороны, где правая рука, - правое, т.е. правый глаз, правая рука, правое ухо и т.д.; где левая рука - левое).
Находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы и т.д.); обозначать их расположение соответствующими пространственными терминами (рукава, карманы - правый, левый, впереди или сзади, пуговицы - верхняя или
Учат детей показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед – назад, находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа - слева, вверху - снизу, впереди - сзади).
Знакомят детей с понятиями: далеко, близко. Учат определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко по отношению от себя). Употреблять в речи слова далеко, близко.
Учат обозначать действия в речи: «Я иду по лестнице вверх», «Я иду по лестнице вниз»
Учат передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя (направо и налево, вперед и назад); обозначать в речи направления своего движения: «Я иду направо», «Я иду на лево », и.т.д.
Продолжают учить ориентироваться в групповых помещениях (групповая, спальная, туалетная комнаты и т.д.); использовать при ориентировке информацию, получаемую с помощью всех анализаторов.
И уже самостоятельно находить в помещении группы окна и двери; правильно открывать и закрывать двери; самостоятельно находить свое место за столом, кровать в спальне, шкафчик для одежды, знать метку, по которой можно их найти.
Детям даются представления о назначении окружающих предметов (мебели, оборудования групповых помещений).
Их учат находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным инструкциям педагога (например: «Возьми пирамидку из шкафа», «Посади куклу на диван», «Поставь матрешку на верхнюю полку» и т.д.).
Развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения и сохранных анализаторов (слуха, осязания, обоняния).
На данном этапе детей учат соотносить с помощью зрения и осязания форму игрушек и окружающих предметов с геометрическими эталонами (например, тарелку с кругом, носовой платок с квадратом и т.д.). Сравнивать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы (мячи - большой и маленький, ленты — длинная и короткая, елочки - высокая и низкая, столбики - толстый и тонкий, полоски - широкая и узкая); учат находить одинаковые и разные по величине предметы выделять с помощью осязания признаки предметов по характеру поверхности (гладкая, шероховатая, ворсистая и т.д.).
Детям только начинают давать начальные навыки микроориентировки (на поверхности листа бумаги),учат определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа.
Брать предметы правой рукой и располагать их на листе справа.
Также знакомят детей с пространственными обозначениями сторон листа бумаги и как использовать эти обозначения в речи.
Дидактические игры и упражнения: «Возьми игрушку в правую (левую) руку», «Топни правой (левой) ногой», «Поздоровайся с куклой», «Подними вверх правую (левую) руку», «Попрыгай на правой (левой) ноге», «Помаши ребятам правой (левой) рукой», «В какой руке у тебя игрушка?», «У куклы эта рука правая (левая)», «Покажи свою правую (левую) руку», «У куклы впереди грудь. Покажи свою грудь. Где она расположена?», «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своем платье переднюю (заднюю) часть". «Покажи Ни своем платье правый (левый) рукав», «Покажи на своем платье правый (левый) карман», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу», «Покажи флажком направо (налево), вверх (вниз) вперед (назад)», «Куда покатился мяч?», «Кукла делает зарядку». «Далеко — близко», «Сделай несколько шагов направо (налево) вперед (назад)», «Поставь игрушку справа (слева), впереди (сзади) от себя». «Что звучало?». «Узнай, чей голос», «Узнай игрушку на ощупь». «Узнай геометрическую фигуру на ощупь», «Подбери предмет к геометрической фигуре», «Найди предметы большие и маленькие (высокие и низкие, длинные и короткие, широкие и узкие)». «Расположи игрушки на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине», «Подбери игрушки к их изображению».
Й год обучения.
Учить детей активно использовать в речи пространственные термины (руки: правая, левая; грудь — впереди, спина — сзади и т.д.).
Расширяют представления детей о величине предметов (большой — маленький, больше — меньше, самый большой — самый маленький, длиннее — короче, самый длинный — самый короткий и т.д.).
Учат сравнивать с помощью зрения и осязания игрушки, предметы по величине; находить предметы названной величины; словесно обозначать величину предметов.
Ориентироваться на участке; определять и словесно обозначать пространственное расположение оборудования (веранда справа от меня, качели впереди, горка слева от меня... и т.д.).
Учат моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.
Дидактические игры и упражнения: «Где сидит кукла?», «Кто стоит справа (слева) от тебя?», «С какой стороны от тебя игрушка ?», «Угадай, что где находится», «Какой игрушки не стало? «Расскажи, где стояла игрушка», «Расскажи, как стоят игрушки! «Расскажи, где нашел игрушку», «Чей мяч покатился дальше».
«Какая машина проехала дальше?», «Кто дальше бросит снежок?», «Иди быстро (медленно)», «Подбрось мяч высоко (низко)», «Расскажи, как идти в спальню», «Найди предметы названной формы», «Назови, что звучало», «Найди пару», «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Вложи кубы», «Расположи круги от самого большого к самому маленькому», «Найди по картинке такой же, предмет в игровом уголке».
Й год обучения.
Закрепляются умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.
Усложняется задачи для детей по определению направления местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах), в зависимости от диагноза зрительного заболевания.
Закрепляются умения определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.
Продолжают учить детей словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке).
Закрепляются и совершенствуются умения детей определять стороны (части) игрушек и окружающих предметов (например, машины, шкафа для игрушек), использовать в речи термины (передняя — задняя, верхняя — правая—левая).
Совершенствовать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять движения
У детей развивают пространственное воображение: учат их мыс ленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.
Закрепляются представление детей об относительности пространственных отношений.
Продолжают развивать умение детей определять стороны стоящего впереди и напротив человека, соотносить со сторонами своего тела; при их словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины (правая — левая... и т.д.). Умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.
Учат словесно обозначать сравниваемые реальные и отображенные в зеркале пространственные отношения.
Развивается и активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине).
На протяжении всего года учат детей ориентироваться на ближайшей к детскому саду улице: как пройти к метро (или автобусной остановке), до ближайшего магазина, школы, почты и т.д. Выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами; определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому. Продолжают знакомить детей с правилами поведения на улице (ходить можно только по пешеходному переходу; переходить улицу только на зеленый сигнал светофора; нельзя ходить, бегать, играть на проезжей части улицы); Формируют у детей обобщенное представление об окружающем пространстве. Развивают умение получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анализаторов. Активно использовать полученную с помощью различных анализаторов информацию о пространстве в практической ориентировке.
Развивать умение составлять схемы пути передвижения на территории и вокруг детского сада.
На данном этапе детей уже самих учат составлять схемы помещений группы (групповой, спальной и туалетной комнат), детского сада (музыкального зала, кабинета врача, кухни, прачечной), участка группы; соотносить их с реальным пространством.
Отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве.
Учат так же и читать схемы пути и окружающего пространства.
Продолжают развивать умение детей моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства (кукольная, групповая, спальная комнаты, кабинет врача, кухня, прачечная и т.д.).Дидактические игры и упражнения: «Повернись направо —налево, вперед — назад», «Наклонись направо — налево, вперед —назад», «Иди вперед, повернись направо и т.д.», «Правой рукой дотронься до левого уха», «Левой рукой дотронься до правой коленки», «Иди в том направлении, которое я назову», «Найди дорогу до своего домика по ориентирам», «Дойди до флажка».