V. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики, VI. Итог
О чем мы сегодня говорили? (О юрте) Какие два звука подружились?
[й'у] Когда можно услышать сочетание звуков [й'у]) (В начале слова и после гласного.)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 32
Грамота. Звуки [й'у]. Буквы Ю,ю
Цель:
• познакомить детей с гласной двузвучной буквой Ю; показать, что в начале
слова и после гласной она обозначает два звука;
• упражнять в звуко-буквенном анализе слов, подборе слогов и слов к
предложенным схемам;
·закрепить 'зрительный образ буквы Ю;
·учить читать слоги, слова, предложения с буквой Ю;
·развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;
·воспитывать навыки коллективной работы.
Ход занятия
1. На прошлом занятии мы познакомились с двойным звуком[й'у], а сегодня узнаем букву, которая обозначает это сочетание 'звуков.
Когда можно услышать сочетание звуков [й'у]? (В начале слова и после гласного звука.)
II. 1. Звуковички просят нас найти в названиях предметов их любимыезвуки [й'у] и соединить предметы со схемами (каюта и юнга),
-- Ребята, а сможете ли вы найти одно слово с сочетанием звуков [й'у] из двух предложенных слов?
Уля - Юля, ура-Юра, юбка-губка, душный- южный, яма-юмор. Гостеприимный звук [у] пригласил звук [й'] поиграть. А с какой игрушкой играли они?
Загадка.
Пляшет крошка,
А всего одна ножка.
На ножке я кружусь одной,
Ребятам весело со мной ... (Юла)
Сколько слогов в слове юла? (2). Какой слог ударный? (ла) Назовите пер-
вый слог.
Какие звуки слышите? [й'уl
2. Знакомство с буквой. Двойной звук [й'уl обозначают одной буквой Ю. Посмотрите на эту букву.
Дети рассматривают букву.
Чтобы О не укатилось.
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю.
- На что похожа буква Ю?
- Как вы думаете, а буква Юодна или их две? (Большая и маленькая) Почему? (Объяснения детей)
3. Закрепление образа буквы.
Нахождение буквы Юи последующее прочтение буквенных сочетаний. III. Чтение слогов, слов.
IV. Письмо.
V. Итог.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 33
Грамота (закрепление). Буквы У-Ю.
Цель:
• продолжать знакомить детей с буквой Ю, написанием ее после мягких
согласных;
• закрепить знания о том, что в начале слова и после гласных буква Ю
обозначает два звука [й'у];
·дифференцироватъ сочетание [й ' у] и звук [у];
·упражнять в умении производить звуко-буквенный анализ слов, подбирать слова к предложенной схеме;
• читать слоги (договаривать их до целого слова), слова и предложения с буквой Ю и всеми изученными буквами;
·развивать фонематический слух, внимание память, мелкую моторику:
·воспитывать навыки сотрудничества.
Ход занятия
1. Чем отличаются звуки и буквы'? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы - видим и пишем.)
Сегодня мы с вами узнаем о работе двух гласных букв - У и Ю.
11. 1. - Вы уже знаете две гласные буквы- «сестрички», назовите их.
Какой схемой можно обозначить гласный звук [а]? Какой - звук [я]?
Учитель произносит слоги (Л А, МЯ, НЯ, МА, НА, ЛЯ, ЛУ), дети показывают схемы.
К какой схеме подходит слог ЛУ: к первой или ко второй'? Запишите в своих тетрадях букву У в первой схеме.
Кто сумеет придумать слог со звуком [у] ко второй схеме? Какой согласный должен быть в этом слоге: мягкий или твердый? (Мягкий)
(Дети предлагают слоги, учитель помогает им найти как можно больше слогов с мягким согласным: ЛЮ, МЮ, НЮ и т. д.) Какой буквой мы будем обозначать звук [у] во всех этих слогах? (Ю)
Дополните вторую схему.
Кто сумеет, глядя на наши схемы, сказать правило: в каких случаях 'звук [у] обозначается буквой У, а в каких - буквой Ю? Звук [у] обозначается буквой У после твердого согласного звука («твердый командир») и буквой Ю после мягкого согласного («мягкий командир»).
Загадка:
Сидит дед во 100 шуб одет.
Кто его раздевает;
Тот слезы проливает.
(Лук)
Составьте схему к слову,
Какой гласный звук вы слышите в слове лук? [у] Какой буквой его надо обозначить? (у)
У
Посмотрите на схему слова лук. Закрасьте гласный соответствующим цветом, Что происходит с предшествующим согласным, какой он? А теперь замените в схеме букву У на Ю.
Ю
Что должно случиться с предшествующим согласным? Какой теперь это согласный? Назовите его, ([л']) Прочитайте слово, которое получилось.
Наклейте картинку. Закрасьте схему в соответствующие цвета.
2, Назовите предметы, какая буква пишется в слове- У или Ю? Соедините
слово с соответствующей буквой,