Понятие цели воспитания. Конкретно-исторический характер цели воспитания.
Цель воспитания –теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл: «Что сказали бы об архитекторе, который закладывая новое здание, не сумел бы ответить на ваш вопрос, что он хочет строить… То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели воспитательной деятельности» (К.Д. Ушинский). Цель воспитания есть отражение его целенаправленности и целесообразности. Это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет его направление, содержание, формы и методы. В этом проявляется функциональное значение цели.
Общемировые тенденции и установки оказывают в настоящее время большое влияние на определение государством социального заказа в области воспитания и образования. Так, все страны, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (20 ноября 1959 г.), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания и образования детей. В принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». В принципе 7 определены общие цели образования: «Ему общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развивать свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». В 29 статье Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:
«Государства – участники соглашаются о том, что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
д) воспитание уважения к окружающей природе».
Отсюда приоритетами современного воспитания и педагогики во всем цивилизованном мире считаются:
МИР – воспитание в духе разоружения и миролюбия.
ЧЕЛОВЕК – воспитания в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия.
ПРИРОДА – экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля – общий дом человечества.
СОТРУДНИЧЕСТВО – воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем.
Цель воспитания носит, как и само воспитание конкретно-исторический характери меняется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции складывался из понимания гармонии телесных и духовных сил, в Средние века – рыцаря, крестьянина, ремесленника, религиозного служителя, и так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, то есть постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями.