ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В настоящее время при решении актуальных задач реформирования школа как никогда испытывает значительные трудности
В настоящее время при решении актуальных задач реформирования школа как никогда испытывает значительные трудности, одной из причин которых является тот факт, что обучение и воспитание очень слабо опирается на имеющиеся психологические знания о развитии ребенка, формировании его личности, особенностях взаимодействия с ним.
Учитель не всегда имеет возможность своевременно выявить причины различного рода трудностей в учебно-педагогической работе с учащимися, преодолеть отклонения в личностном развитии, урегулировать конфликтные отношения со школьниками. Полагаясь лишь на свой опыт и интуицию, педагоги часто оценивают свои взаимоотношения с учащимися без достаточного количества информации о нем, без понимания истинных мотивов их и собственных поступков и действий.
По всеобщему признанию, общение–это тот вид деятельности, где реализуются и развиваются коммуникативные способности не только учащегося, но и самого педагога. Речь, в первую очередь, идет о совершенствовании его психологической культуры. Эту цель и преследует прочитанное читателями пособие.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
2) Бабанский Ю.Н. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
3) Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношение. М., 1988.
4) Брушлинский А. В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990.
5) Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с., ил. – (Акад. Пед. наук СССР).
6) Гуткина Н.И. психологические проблемы общения учителя с подростком// Вопросы психологии. - 1984. - №2.
7) Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. Международный центр систем обучения. М. 1992. 68 с.
8) Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М., 1972.
9) Данченко Е.А., Тишаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1989.
10) Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1978.
11) Жолобов Ю.В. Путь к диалогу: психология делового общения. Саратов, 1989.
12) Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: ИП РАН, 1994.
13) Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М., 1987.
14) Кидрон А. Психология общения. Таллин, 1986.
15) Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. М., 1984.
16) Кон И.С. Открытие «Я№. - М., 1978.
17) Кроник Н.А., Кроник Е.А. В главная ролях - Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. М., 1989.
18) Крошенинникова Е.А. Шаг навстречу: в психологии общения. М., 1988.
19) Ломов Б.Ф. методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
20) Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Мн., 1988.
21) Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.
22) Мелибруда Е.Я. Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.
23) Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
24) Новикова Е.В. особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. - М., 1987.
25) Общение старшеклассников в условиях исследований аварии на Чернобыльской АЭС. Мн., 1992.
26) Основы личностно-ориентированной педагогики. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 304с.
27) Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.
28) Проблема общения в психологии/ отв. Ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.
29) Психология и педагогика. Учебное пособие для Вузов. Сост. и отв. ред. Радугин А.А. науч. Ред. Кротков Е.А. Москва, 1996. – С.336.
30) психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А.А. научный ред. Кротков Е.А. Москва, 1996. - С.336.
31) Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 624 с.ил. - (Серия «Мастера психологии»).
32) Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. М., 1992.
33) Современная психология: Справочное руководство// отв. ред. В.Н. Дружинин. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 688с.
34) Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев. 1989.
35) Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1988.
36) Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. Мн., 1990.
37) Фельдштейн Д.И. психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // вопросы психологии. - 1985. -№ 6.
38) Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте// Вопросы психологии. 1988. - №6.
39) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования, применениу). - СПб: Питер Ком, 1999. - 608 с. - (Серия «Мастера психологии»).