Возрождение традиционной русской педагогики в трудах деятелей народной школы ………. 300

Ш 51

Священник Евгений Шестун. православная педагогика. -

Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998. - 576 с. ISBN 5-8011-0004-0

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

протоиерей Валентин Асмус;

доктор психологических наук, профессор В. В. Рубцов;

Н.К. Гаврюшин

Научный редактор А.Д. Червяков

Исторические психолого-педагогические очерки "Православная педа­гогика" кандидата педагогических наук священника Евгения Шестуна являются оригинальным психолого-педагогическим исследованием основ православной педагогики - исторического фундамента традиционной рос­сийской школы. В книге показано, что обращение к духовно-нравствен­ным традициям отечественного образования наиболее перспективно для восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Автор рассматривает историко-педагогические и историко-церковные осно­вы православной педагогики, ее общие и теоретические проблемы. Особое внимание уделяется процессу духовного становления человека в разные годы его жизни, воспитанию детей в православной семье.

"Православная педагогика" будет полезна исследователям, работаю­щим в области педагогики и психологии, священнослужителям, учителям, студентам духовных и светских учебных заведений, родителям, а также всем благочестивым читателям, интересующимся данной проблемой.

ISBN 5-8011-0004-0 ®Священник Евгений Шестун

® Макет и художественное оформление -000 "Православная Самара", 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................…………………………………………..................……………….........……….. 6

ВВЕДЕНИЕ

Человек и духовный мир .......................................………………………………………………………..….. 10

Предмет и основные понятия православной педагогики ……..……………………………..……….…. 16

Определение православной педагогики .............……………………………………………..……… 16

Предмет православной педагогики................……………………… ……………………………….. 28

Основные понятия православной педагогики .……..…………………………….…………………. 29

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Воспитание в свете Божественного откровения ………..............………………….………………….…. 39

Ветхозаветное учение о воспитании........................….…………………………………………… 39

Христианство и воспитание.......................................………………………………………………..46

Христианская педагогика в творениях святых отцов и учителей Церкви ….............………………. 51

Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании.......………………… 51

Учение отцов и учителей Церкви III века о воспитании.......................................……………… 71

Учение о воспитании в творениях святых отцов IV века.......................……………………….. 89

Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Церкви .....................................…….………. 117

Роль русских святых в духовной жизни общества......………………………………………….... 117

Святитель Филарет, митрополит Московский..…....…………………………………………... 118

Епископ Феофан, Вышенский Затворник................….…………………………………………..... 129

Святой праведный Иоанн Кронштадтский .............…………………………………………….... 142

Дидактика архиепископа Фаддея (Успенского) .....…..…………………………….…………...… 151

Русская религиозная философия о характере просвещения России и Европы ……..…………. 179

Зарождение идеи "чистой философии и религиозное сознание….....................……….….…. 179

Эллинское язычество и византийское православие ......………………………………………… 186

Свет естественного разума и христианское обновление ума ..................………………….. 203

Молчание русской философии..................................………………………………………………... 206

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) ...................……………………………………..………. 213

Философские дискуссии в России в первой половине XIX века .................……………………. 225

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856).………...................……………………………………. 239

Обзор основных работ И.В. Киреевского.………....................……………………………………. 245

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 ........…………........…….……………………………... 276

Учение А. С. Хомякова о Церкви................................……………...……………………………….. 285

Гносеологические воззрения А. С. Хомякова и его взгляды на общественное

воспитание в России ..………………………………………………………..………………………... 290

Самобытность традиции в русской философии .........………………………..……………….... 297

Возрождение традиционной русской педагогики в трудах деятелей народной школы ………. 300

Николай Иванович Илъминский ................................……………………………………………….. 300

Сергей Александрович Рачинский............................…………………………………….………….. 317

Константин Петрович Победоносцев..........…..........……………………………………………... 334

Общий исторический обзор основных педагогических течений …….................................……… 352

"Просвещенство" как постепенный отрыв от христианства (анализ

В. В. Зеньковским основных педагогических течений…….……….…………………...………... 352

Антихристианская суть Валъдорфской педагогики. .....………………………………………... 376

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Воспитание как восхождение к свободе ……..........................…………………………………………... 386

История поиска педагогического идеала и практической постановки цели

православного воспитания…………………………………………………………………...…….... 386

Проблема свободы и воспитания в свете православного педагогического мышления….. 392

Свобода как условие и результат нравственного самоопределения .............................…. 394

Понятие "личность" в психологии и православной педагогике ……....................……….......…….. 399

Проблема личности в психологии..............................……………………………………………... 399

Православное понимание личности...........................………………………………………..……. 404

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Воспитание и развитие ..………..............................................………………………………………..……. 414

Особенности детского возраста ...............................……………………………………………. 414

Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни...........................…………. 423

"Живая тайна воспитания" в работах И.А. Ильина ..………………………………..…………... 427

Наши рекомендации