Возрождение традиционной русской педагогики в трудах деятелей народной школы ………. 300
Ш 51
Священник Евгений Шестун. православная педагогика. -
Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998. - 576 с. ISBN 5-8011-0004-0
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
протоиерей Валентин Асмус;
доктор психологических наук, профессор В. В. Рубцов;
Н.К. Гаврюшин
Научный редактор А.Д. Червяков
Исторические психолого-педагогические очерки "Православная педагогика" кандидата педагогических наук священника Евгения Шестуна являются оригинальным психолого-педагогическим исследованием основ православной педагогики - исторического фундамента традиционной российской школы. В книге показано, что обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования наиболее перспективно для восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Автор рассматривает историко-педагогические и историко-церковные основы православной педагогики, ее общие и теоретические проблемы. Особое внимание уделяется процессу духовного становления человека в разные годы его жизни, воспитанию детей в православной семье.
"Православная педагогика" будет полезна исследователям, работающим в области педагогики и психологии, священнослужителям, учителям, студентам духовных и светских учебных заведений, родителям, а также всем благочестивым читателям, интересующимся данной проблемой.
ISBN 5-8011-0004-0 ®Священник Евгений Шестун
® Макет и художественное оформление -000 "Православная Самара", 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие............................…………………………………………..................……………….........……….. 6
ВВЕДЕНИЕ
Человек и духовный мир .......................................………………………………………………………..….. 10
Предмет и основные понятия православной педагогики ……..……………………………..……….…. 16
Определение православной педагогики .............……………………………………………..……… 16
Предмет православной педагогики................……………………… ……………………………….. 28
Основные понятия православной педагогики .……..…………………………….…………………. 29
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Воспитание в свете Божественного откровения ………..............………………….………………….…. 39
Ветхозаветное учение о воспитании........................….…………………………………………… 39
Христианство и воспитание.......................................………………………………………………..46
Христианская педагогика в творениях святых отцов и учителей Церкви ….............………………. 51
Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании.......………………… 51
Учение отцов и учителей Церкви III века о воспитании.......................................……………… 71
Учение о воспитании в творениях святых отцов IV века.......................……………………….. 89
Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Церкви .....................................…….………. 117
Роль русских святых в духовной жизни общества......………………………………………….... 117
Святитель Филарет, митрополит Московский..…....…………………………………………... 118
Епископ Феофан, Вышенский Затворник................….…………………………………………..... 129
Святой праведный Иоанн Кронштадтский .............…………………………………………….... 142
Дидактика архиепископа Фаддея (Успенского) .....…..…………………………….…………...… 151
Русская религиозная философия о характере просвещения России и Европы ……..…………. 179
Зарождение идеи "чистой философии и религиозное сознание….....................……….….…. 179
Эллинское язычество и византийское православие ......………………………………………… 186
Свет естественного разума и христианское обновление ума ..................………………….. 203
Молчание русской философии..................................………………………………………………... 206
Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) ...................……………………………………..………. 213
Философские дискуссии в России в первой половине XIX века .................……………………. 225
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856).………...................……………………………………. 239
Обзор основных работ И.В. Киреевского.………....................……………………………………. 245
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 ........…………........…….……………………………... 276
Учение А. С. Хомякова о Церкви................................……………...……………………………….. 285
Гносеологические воззрения А. С. Хомякова и его взгляды на общественное
воспитание в России ..………………………………………………………..………………………... 290
Самобытность традиции в русской философии .........………………………..……………….... 297
Возрождение традиционной русской педагогики в трудах деятелей народной школы ………. 300
Николай Иванович Илъминский ................................……………………………………………….. 300
Сергей Александрович Рачинский............................…………………………………….………….. 317
Константин Петрович Победоносцев..........…..........……………………………………………... 334
Общий исторический обзор основных педагогических течений …….................................……… 352
"Просвещенство" как постепенный отрыв от христианства (анализ
В. В. Зеньковским основных педагогических течений…….……….…………………...………... 352
Антихристианская суть Валъдорфской педагогики. .....………………………………………... 376
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Воспитание как восхождение к свободе ……..........................…………………………………………... 386
История поиска педагогического идеала и практической постановки цели
православного воспитания…………………………………………………………………...…….... 386
Проблема свободы и воспитания в свете православного педагогического мышления….. 392
Свобода как условие и результат нравственного самоопределения .............................…. 394
Понятие "личность" в психологии и православной педагогике ……....................……….......…….. 399
Проблема личности в психологии..............................……………………………………………... 399
Православное понимание личности...........................………………………………………..……. 404
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Воспитание и развитие ..………..............................................………………………………………..……. 414
Особенности детского возраста ...............................……………………………………………. 414
Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни...........................…………. 423
"Живая тайна воспитания" в работах И.А. Ильина ..………………………………..…………... 427