Физиологическая хар-ка утомления
Утомление – нормальная физиологическая реакция организма на работу, функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.
Субъективные признаки:
· Усталость – общая и локальная, желание прекратить работу или изменить ее ритм, чувство боли и онемения в конечностях, пояснице, мышцах спины и шеи.
Объективные признаки со стороны:
· ЦНС – нарушение межцентральных взаимосвязей в коре головного мозга, ослабление условно-рефлекторных реакций, неравномерность сухожильных рефлексов, неврозоподобные состояния при переутомлении.
· ССС – тахикардия, ↓ насыщения артериальной крови О2, учащенное дыхание, ухудшение легочной вентиляции.
· Крови - ↓ кол-во эритроцитов и гемоглобина, угнетается фагоцитарная активность лейкоцитов, ↓ кол-ва тромбоцитов, болезненность и увеличение печени при переутомлении, нарушение белкового и углеводного обменов.
Существует ряд теорий утомления: теория истощения энергетических ресурсов в мышцах Шиффа, теория засорения мышц продуктами обмена Пфлюгера, теория отравления метаболитами Вейхарда, теория задушения Ферворна. Наиболее распр.в нашей стране центрально – нервная теория утомления Сеченова, дополненная Ухтомским: утомление связано, во-первых, с развитием функциональных изменений во многих органах и системах, во-вторых, с различным сочетанием деятельности органов и систем, ухудшение функций которых наблюдается при том или ином виде ф.у.
Биохимические и функциональные сдвиги при утомлении.
1.Развитие охранительного (запредельного) торможения. Сигналы с рецепторов (проприо- осмо-хемо…) поступают в ЦНС, достигая значительной глубины сдвигов в головном мозгу формируется охранительное торможение, распр.на двигательные центры, после чего в мотонейронах уменьшается выработка двигательных импульсов, что приводит к ↓ работоспособности.
2.Нарушение функций вегетативных и регуляторных систем организма. ↓ работосп. СССи дыхательной систем вносит существенный вклад в развитие утомления. Печень – орган так же способствующий мышечной деятельности (в печени протекают важные процессы: глюкогенез, β-окисление жирных кислот, кетогенез, глюконеогенез, которые направлены на обеспечение мышц источниками Е – глюкозой и кетоновыми телами. А так же в печени происходит обезвреживание аммиака, путем синтеза мочевины. Поэтому ↓ работосп этого органа тоже ведет к развитию утомления.
Возможно снижение ф.надпочечников – в результате ↓ выделения в кровь адреналина, глюкокортикоидов, выз. биох. и функц. сдвиги, благоприятные для функционирования мышц.
3.Исчерпание Е резервов. Источники Е- креатинфосфат, гликоген, жировые запасы (в жировых депо), аминокислоты. Исчерпание Е-их субстратов ведет к ↓ АТФ в клетках скелетных мышц и миокарда, нарушает сократительную ф.миофибрилл →↓мощности работы.
4.Образование и накопление лактата→↓сокр спос белк,набух клеток из-за пост воды
5.Повреждение биологических мембран. Перекисное окисление липидов (антиоксидантная система).
Общие физиологические закономерности роста и развития организма. Периодизация и гетерохронность развития организма. Сенситивные периоды развития различных двигательных качеств, их учет при построении тренировочного процесса в избранном виде спорта. Гигиенические требования к правильному росту и развитию организма.
Под развитием понимают 3 процесса: 1) рост- ↑ числа клеток и увеличение их размеров (в мышцах и нервной тканях) – количественный процесс 2) дифференцирование- органов и тканей 3) формообразование, т.е качественные изменения.
С учетом количественных и качественных изменений различают возрастные периоды: грудной возраст (10 дн.-год), раннее детство (1-3 года), первое детство (4-7 лет), второе детство (8-12 м, 8-11 д), подростки (13-16 м, 12-15 д), юношеский (17-21 ю, 16-20 д), первый зрелый (22-35лет), второй зрелый (35-60 м, 35-55 ж), пожилой (60-74), старческий (75-90), долгожители (90 и более).
Основные закономерности роста и развития – периодизация и гетерохронность (греч.- гетерос-другой, хронос- время), т.е неравномерность и разновременность роста и развития. Наиболее интенсивный рост длины тела-1 год жизни и половое созревание, речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5. смена молочных зубов в 6-7. основные позы тела осв до года. 6-12 лет достигается «мах» развитие иммунной ткани. После 14 лет возрастание массы тела и сердца.
Сенситивный период –период особой чувствительности к влияниям внешней среды, развертывание наследственных возможностей организма, характеризующийся переходом от одного качественного состояния к другому, оптимизацией перестроечных процессов в различных органах и системах организма, согласованием деятельности различных функциональных систем, адаптацией к физическим и умственным нагрузкам на новом уровне существования.
Критические периоды – скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей, жестко контролируемые генетически.
Периоды интенсивного развития ф.качеств – абсолютная мышечная сила (14-17 лет, «мах» значение достигается к 18-20), быстрота и скоростно-силовые (11-14 лет, «мах» значение достигается к 15), общая выносливость (15-20, «мах» значение в 20-25), гибкость (с 3-4 до 15), ловкость (с 7-10 до 13-15). На протяжении сенситивного периода применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта.