Диагностика уровня речевого развития детей
старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Критерии достижений детьми в ОО «Коммуникация» | Диагностический инструментарий. Критерии оценивания |
· Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности. · Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений. · Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь-доказательство, объяснения, речь - рассуждение). | Наблюдение за поведением ребенка в процессе различных видов деятельности. Критерии оценки: 3балла – проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми, использует освоенные речевые формы(рассказ, речь-доказательство, объяснения, речь - рассуждение), задает вопросы, самостоятельно может организовать детей на совместную деятельность, проявляет устойчивый интерес к литературе, пишет печатными буквами, читает отдельные слова, предлагает словесные игры. 2балла - самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок), не проявляет инициативы в организации детей на совместную деятельность, с помощью наводящих вопросов взрослого использует в общении освоенные речевые формы (рассказ, речь-доказательство, объяснения, речь - рассуждение), проявляет интерес к литературе, читает по слогам; 1балл – не проявляет инициативы в общении со взрослым и сверстниками, не интересуется мнением других, с затруднением вступает в общение с разными людьми, читает по слогам, пишет печатными буквами, но не предлагает словесных игр. |
· Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предложения в процессе экспериментальной деятельности и при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором обсуждений событий в группе, организатором , коллективных игр, предлагает творческие словесные игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр). · Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения («я думаю, что...»; «я считаю», «я полагаю», «я хочу тебя убедить»); владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника («я хочу тебе возразить», «я не согласен с тобой», «я сомневаюсь в этом» и т. п.); умеет принять позицию собеседника. | Наблюдение за поведением ребенка в процессе различных видов деятельности. Критерии оценки: 3балла – проявляет активность в коллективных обсуждениях, имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в спорах, является инициатором обсуждений событий в группе, предлагает творческие словесные игры; 2балла – участвует в коллективных обсуждениях, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника, не проявляет инициативы в обсуждении спорных вопросов, организации коллективных игр; 1балл – не принимает участие в коллективных обсуждениях, в спорах не умеет отстаивать свою позицию. |
· Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы. | 1. Наблюдение за ребенком: Критерии оценки: 3балла – активно проявляет творчество в процессе общения, самостоятельно сочиняет сказки, загадки, рассказы; 2балла – активен в общении со сверстниками и взрослым, предлагает интересные темы для обсуждения, с помощью наводящих вопросов взрослого рассказывает сказку, рассказ; 1балл – участвует в обсуждении, но не проявляет инициативы в решении проблем, не проявляет творчества в речевой деятельности. 2. Инструкция: взрослый предлагает ребенку придумать рассказ, сказку и загадку. Задание: расскажи сказку, рассказ и загадать загадку (можно использовать схемы). Объяснить, о чем этот рассказ (сказка, загадка) Критерии оценки: 3балла – самостоятельно и легко сочиняет оригинальную сказку, рассказ, загадку; использует средства языковой выразительности; различает основные литературные жанры; свободно пользуется формой речи – рассуждение; 2балла – с помощью взрослого придумывает сказку, загадку, рассказ; затрудняется в различении близких жанров: рассказа и сказки; аргументирует суждения и пользуется формой речи – доказательства с помощью взрослого; 1балл – не может сочинить сказку, загадку, рассказ; не различает жанры; не пользуется речью – доказательством. |