Ii. исследование психических процессов
1. Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое).
2. Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек;
б) определение направления звучания игрушки;
в) дифференциация музыкальных инструментов (с 3 лет) (барабан, дудочка, гармошка):
1 -е задание - при зрительном соотнесении с инструментом выполнять соответствующие действия (звучит барабан - шагать, дудочка - кружиться, гармошка - хлопать); 2-е задание - то же без зрительного соотнесения (инструменты за ширмой).
3. Исследование зрительного восприятия:
а) узнавание реальных предметов;
б) узнавание предметов на картинках;
в) выделение основных деталей предметов (кукла - части тела, лица; рубашка - рукава,
карман, пуговицы и т.д.);
г) восприятие величины (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом):
самый большой - большой - маленький.
1-е задание: разобрать матрешку и поставить в ряд по величине; 2-е задание: собрать матрешку;
д) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом):
2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый;
3-4 года - красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный;
е) восприятие формы (с 3 лет), различение основных геометрических форм (подобрать картинки к образу. ^^ ▲ «щ
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди - сзади);
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
в) кубики «горка»;
г) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) (с 3 лет).
5. Особенности памяти (какой игрушки не стало, выбрать из трех предметов).
6. Особенности мышления:
а) наглядно-действенное (достать мяч со шкафа, достать кубик из коробочки);
б) Способность к обобщению. Выбрать из множества картинку на заданную тему
(«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);
в) классификация предметов (с 3 лет). Положить картинку к соответствующей логической
группе. Две группы картинок по темам «Одежда» и «Посуда». Ребенку даны картинки
«платье», «чашка».
7. Развитие элементарных математических представлений (с 3 лет):
а) один - много______________________________________________________________
б) счет от 1 до 3_____________________________________________________________
в) соотнесение заданного количества с количеством пальцев на руке (1-3)____________
г) выделение из множества по образцу, по показу и слову (1, 2, 3 предметов)_________
д) больше - меньше, одинаково________________________________________________
8. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики: моторная
напряженность, скованность движений, некоординированность движений, неловкость и
ДР-)-Для детей от 2 до 3 лет:
- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
- медленно покружиться на месте;
- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
- поймать брошенный мяч;
- подпрыгнуть на двух ногах на месте;
- выполнить наклоны вперед и в стороны. Для детей от 3 до 4 лет:
- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;
- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
- пройти по положенному на пол шнуру;
- прыгнуть в длину с места;
- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).
9. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики):
а) какой руке отдает предпочтение (правой, левой, одинаково пользуется обеими
руками);
б) сформированность навыков самообслуживания;
в) сформированность навыков конструирования, лепки, рисования:
2-3 года - «покормить» куклу; слепить из пластилина палочку, шарик, баранку; умение самостоятельно пользоваться ложкой;
3-4 года - расстегивание, застегивание пуговиц; умение держать карандаш; рисование горизонтальных и вертикальных линий; рисование круга, тела человека; складывание крупной мозаики.
III. СОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
1. Коммуникативные особенности ребенка (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)
2. Эмоциональный статус (преимущественное состояние эмоций - радостное, тревожное, аффективные состояния и др.) ______________________________________________________________
3. Наличие познавательного интереса к окружающему.
4. Сформированность целенаправленной деятельности.
5. Межличностные отношения:
а) со взрослыми;
б) со сверстниками;
в) адаптация в коллективе.
IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ
1. Анатомическое строение артикуляторного аппарата______________________________
2. Мимика и артикуляторная моторика:
а) мимические движения____________
б) одиночные и серии движений органов артикуляции
3. Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет):
а) тип неречевого и речевого дыхания
б) характеристика голоса
4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный)
б) ритм (нормальный или аритмия)
в) паузация (правильная, нарушенная: деление слов паузой на слоги, деление слогов на
звуки)
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной,
побудительной).
5. Исследование фонетической стороны речи:
а) воспроизведение звукоподражаний.
Повторить за педагогом:
Кукла плачет: «А-а-а!» Ребенок плачет: «Уа!»
Поезд гудит: «У-у-у!» Ослик кричит: «Иа!»
Мышка пищит: «И-и-и». Собака лает: «Ав!»
Заблудились в лесу: «Ау!» Кошка мяукает: «Мяу».
б) исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет).
Повторить слова из 1, 2, 3 слогов (отраженно). Отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов.
в) Состояние звукопроизношения:
гласные _________________________ свистящие______________________________
б-п-м____________________________ шипящие ______________________________
в-ф___________________________________ аффрикаты_____________________________
д-т-н____________________________ ы_____________________________________
г-к ___________________________________ л, л'____________________________________
й ____________________________________ Р, Р'____________________________________
6. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет):
а) показать на картинках предметы:
стол - стул косы - козы
папа - баба корка - горка
точка - дочка миска - мишка
б) произнести как собака, когда она рычит «р-р-р» (из ряда звуков).
7. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи:
1) пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции
логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.);
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) (выбрать предметы или картинки по темам
«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);
в) понимание действий:
- показать на картинках, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п.;
- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.);
2) понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи);
3) понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.);
4) понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет) (показать палочкой карандаш, карандашом палочку, палочкой машину);
5) понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).
8. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:
а) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д.);
б) глагольный словарь (назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет,
рисует, пьет, гуляет и т.д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
а) употребление форм единственного и множественного числа существительных в
именительном падеже:
стол - столы мяч - мячи
кукла - куклы рука - руки
шар - шары глаз - глаза
б) употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже
без предлога (назвать по картинкам: «Вижу мяч, куклу, дом, собаку и т.д.»);
в) употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже
единственного числа без предлога. Назвать по картинкам:
Это хвост кого? (лисы) Это машинка кого? (мальчика)
Это сумка кого? (мамы) Это уши кого? (зайца)
г) согласование прилагательных в форме единственного числа с существительными
мужского и женского родов (с 3 лет). Назвать цвет предметов:
красный шар синий карандаш
красная машина синяя чашка
д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД, ЗА (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации
действий с предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Назвать маленький предмет по картинкам:
стол - столик нос - ...
дом - ... ложка - ...
кукла - ... кровать - ...
9. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи).
Заключение коррекционного педагога:__________________________________________
Дата___________________________________________________
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ЛОР ___________________________________________________
Невропатолог
Психоневролог
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА
(заполняется два раза в год: в январе и в июне)