Ii. исследование психических процессов

1. Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое).

2. Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления звучания игрушки;

в) дифференциация музыкальных инструментов (с 3 лет) (барабан, дудочка, гармошка):

1 -е задание - при зрительном соотнесении с инструментом выполнять соответствующие действия (звучит барабан - шагать, дудочка - кружиться, гармошка - хлопать); 2-е задание - то же без зрительного соотнесения (инструменты за ширмой).

3. Исследование зрительного восприятия:

а) узнавание реальных предметов;

б) узнавание предметов на картинках;

в) выделение основных деталей предметов (кукла - части тела, лица; рубашка - рукава,
карман, пуговицы и т.д.);

г) восприятие величины (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом):
самый большой - большой - маленький.

1-е задание: разобрать матрешку и поставить в ряд по величине; 2-е задание: собрать матрешку;

д) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом):
2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый;

3-4 года - красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный;

е) восприятие формы (с 3 лет), различение основных геометрических форм (подобрать картинки к образу. ^^ ▲ «щ

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди - сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в) кубики «горка»;

г) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) (с 3 лет).

5. Особенности памяти (какой игрушки не стало, выбрать из трех предметов).

6. Особенности мышления:

а) наглядно-действенное (достать мяч со шкафа, достать кубик из коробочки);

б) Способность к обобщению. Выбрать из множества картинку на заданную тему
(«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);

в) классификация предметов (с 3 лет). Положить картинку к соответствующей логической
группе. Две группы картинок по темам «Одежда» и «Посуда». Ребенку даны картинки
«платье», «чашка».

7. Развитие элементарных математических представлений (с 3 лет):

а) один - много______________________________________________________________

б) счет от 1 до 3_____________________________________________________________

в) соотнесение заданного количества с количеством пальцев на руке (1-3)____________

г) выделение из множества по образцу, по показу и слову (1, 2, 3 предметов)_________

д) больше - меньше, одинаково________________________________________________

8. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики: моторная
напряженность, скованность движений, некоординированность движений, неловкость и

ДР-)-Для детей от 2 до 3 лет:

- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

- медленно покружиться на месте;

- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

- поймать брошенный мяч;

- подпрыгнуть на двух ногах на месте;

- выполнить наклоны вперед и в стороны. Для детей от 3 до 4 лет:

- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;

- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

- пройти по положенному на пол шнуру;

- прыгнуть в длину с места;

- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).

9. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики):

а) какой руке отдает предпочтение (правой, левой, одинаково пользуется обеими
руками);

б) сформированность навыков самообслуживания;

в) сформированность навыков конструирования, лепки, рисования:

2-3 года - «покормить» куклу; слепить из пластилина палочку, шарик, баранку; умение самостоятельно пользоваться ложкой;

3-4 года - расстегивание, застегивание пуговиц; умение держать карандаш; рисование горизонтальных и вертикальных линий; рисование круга, тела человека; складывание крупной мозаики.

III. СОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

1. Коммуникативные особенности ребенка (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)

2. Эмоциональный статус (преимущественное состояние эмоций - радостное, тревожное, аффективные состояния и др.) ______________________________________________________________

3. Наличие познавательного интереса к окружающему.

4. Сформированность целенаправленной деятельности.

5. Межличностные отношения:

а) со взрослыми;

б) со сверстниками;

в) адаптация в коллективе.

IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ

1. Анатомическое строение артикуляторного аппарата______________________________

2. Мимика и артикуляторная моторика:
а) мимические движения____________

б) одиночные и серии движений органов артикуляции

3. Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет):

а) тип неречевого и речевого дыхания

б) характеристика голоса

4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):

а) темп (нормальный, быстрый, медленный)

б) ритм (нормальный или аритмия)

в) паузация (правильная, нарушенная: деление слов паузой на слоги, деление слогов на
звуки)

г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной,
побудительной).

5. Исследование фонетической стороны речи:

а) воспроизведение звукоподражаний.
Повторить за педагогом:

Кукла плачет: «А-а-а!» Ребенок плачет: «Уа!»

Поезд гудит: «У-у-у!» Ослик кричит: «Иа!»

Мышка пищит: «И-и-и». Собака лает: «Ав!»

Заблудились в лесу: «Ау!» Кошка мяукает: «Мяу».

б) исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет).

Повторить слова из 1, 2, 3 слогов (отраженно). Отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов.

в) Состояние звукопроизношения:

гласные _________________________ свистящие______________________________

б-п-м____________________________ шипящие ______________________________

в-ф___________________________________ аффрикаты_____________________________

д-т-н____________________________ ы_____________________________________

г-к ___________________________________ л, л'____________________________________

й ____________________________________ Р, Р'____________________________________

6. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет):

а) показать на картинках предметы:

стол - стул косы - козы

папа - баба корка - горка

точка - дочка миска - мишка

б) произнести как собака, когда она рычит «р-р-р» (из ряда звуков).

7. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи:

1) пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции
логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.);

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) (выбрать предметы или картинки по темам
«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);

в) понимание действий:

- показать на картинках, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п.;

- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.);

2) понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи);

3) понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.);

4) понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет) (показать палочкой карандаш, карандашом палочку, палочкой машину);

5) понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).

8. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2. Активный словарь:

а) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д.);

б) глагольный словарь (назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет,
рисует, пьет, гуляет и т.д.);

в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

а) употребление форм единственного и множественного числа существительных в
именительном падеже:

стол - столы мяч - мячи

кукла - куклы рука - руки

шар - шары глаз - глаза

б) употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже
без предлога (назвать по картинкам: «Вижу мяч, куклу, дом, собаку и т.д.»);

в) употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже
единственного числа без предлога. Назвать по картинкам:

Это хвост кого? (лисы) Это машинка кого? (мальчика)

Это сумка кого? (мамы) Это уши кого? (зайца)

г) согласование прилагательных в форме единственного числа с существительными
мужского и женского родов (с 3 лет). Назвать цвет предметов:

красный шар синий карандаш

красная машина синяя чашка

д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД, ЗА (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации
действий с предметами);

е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Назвать маленький предмет по картинкам:
стол - столик нос - ...

дом - ... ложка - ...

кукла - ... кровать - ...

9. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи).

Заключение коррекционного педагога:__________________________________________

Дата___________________________________________________

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЛОР ___________________________________________________

Невропатолог

Психоневролог

ДНЕВНИК ПЕДАГОГА

(заполняется два раза в год: в январе и в июне)


Наши рекомендации