Предполагаемые навыки и умения детей к 4-м годам
Пояснительная записка.
Стремительно меняющаяся жизнь предъявляет все более высокие требования к человеку, к его умению изменяться и действовать в новых условиях. Стратегия развития образования на 2010-2015 годы ставит перед нами, педагогами, задачу внедрения современных образовательных стандартов и технологий. А это предполагает:
• переход на образовательные стандарты нового поколения;
• разработка и апробация инновационных технологий обучения;
• создание экспериментальных образовательных площадок.
Превышение госстандарта.
Данная программа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирование умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитание у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира,
формирование навыков творческой работы, включающей следующие компоненты:
- развитое воображение в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации. Развитие воображения и восприятия формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина;
- оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к традиционным способам решения);
развитие художественно-творческих способностей у воспитанников посредством изобразительной деятельности, которая включает в себя использование нетрадиционной техники рисования, разнообразных материалов, методов и приемов РТВ
К концу 3-го года жизни ребенок усваивает основные понятия о цвете, величине, форме; учится сравнивать реальные предметы с их изображением на картинке, рассматривает пейзажи.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изо деятельности. Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования.
Сначала ребенку интересен сам процесс рисования, но постепенно его начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться им, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.
В данной программе предлагаются конспекты увлекательных занятий по рисованию цветными карандашами, гуашью традиционными и нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
Занятия составлены по тематическому принципу:
Одна тема объединяет все занятия в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 3 -4 лет проводится 1 раз в неделю и длится 20 минут. В программе представлены 36 занятй, рассчитанных на учебный год. (с 1 сентября по 31 мая).
Занятия строятся по следующему плану:
· Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости, (загадки, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная игра);
· Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения;
· Доработка рисунка дополнительными элементами;
· Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка, дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
Предполагаемые навыки и умения детей к 4-м годам
Традиционные методы | Нетрадиционные методы |
Интересуются рисованием и аппликацией | Имеют стойкий интерес к изодеятельности |
Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами | Знают и называют материалы, которыми можно рисовать, умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель) |
Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их | Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют |
Ритмично наносят штрихи, пятна | Украшают изделие различными способами |
Рисуют линиями и мазками простые предметы дорога, падающие листья), рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор) | Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, , снеговик) |
Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге | Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвета…) |
Изображают предметы, состоящие из 2х частей (дом, флаг) | Создают простейшую композицию из нескольких предметов (тарелка с фруктами, летящие самолеты) |
Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине | Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки |
К концу года ребенок умеет:
· Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
· знает и называет материалы, которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;
· знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
· передает различие предметов по величине;
· ритмично наносит штрихи, пятна;
· украшает изделие различными способами;
· рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
· рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
· создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
· создает простые по композиции и содержанию сюжеты (лес, ёжик бежит по дорожке);
· знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
· создает простейшую композицию (тарелка с фруктами, летящие самолеты);
· составляет узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине);
· украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.