Физическое воспитание как социальная система
ТЕОРИЯ
И МЕТОДИКИ
ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Под редакцией Б. А. Ашмарина
Допущено Гособразованием СССР
В качестве учебника для студентов
Факультетов физической культуры
Педагогических институтов
по специальности 03.03 «Физическая культура»
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990
ББК 7 ТЗЗ
Авторы: Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина, Ю. Д. Железняк, Л. К. Завьялов, А. П. Матвеев, Н. К. Меньшиков, Н. М. Моисеев, Ю. Н. Мороз, Н. А. Ноткина, Б. А. Петров, И. П. Потапченко, О. П. Саулина, Л. П. Федоров, Н. Н. Хит-ров
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор М. А. Годик
Теорияи методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗстудентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990.—287 с: ил.— 15ВЫ 5-09-001807-3.
Учебник рассчитан на подготовку учителей общеобразовательных школ, преподавателей ПТУ. Особое внимание уделено работе педагога на уроке. Рассматриваются также особенности методик физического воспитания и спортивной подготовки всех возрастных категорий — от детей дошкольного возраста до взрослого населения. Имеется специальный раздел, посвященный спортивной ориентации учащихся на занятия тем или иным видом спорта. Книга адресована студентам факультетов физической культуры педагогических институтов.
I8ВN 5-09-001807-3 1 Ашмарин и др., 1990
Учебник написан преподавателями кафедры теоретических основ физического воспитания Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. А. И. Герцена с участием преподавателей родственных кафедр институтов Ленинграда, Москвы и Перми.
Отдельные главы и параграфы написаны следующими авторами (по алфавиту) : Б. А. Ашмарин —«Теория и методики физического воспитания как научная и учебная дисциплина», «Педагогические исследования в физическом воспитании», «Обучение физическим упражнениям»; 10. А. Виноградов—«Воспитывающее назначение занятий физическими упражнениями»; 3. Н. Вяткина — «Физическое воспитание в школах полного дня»; Ю. Д. Железняк —«Спортивная подготовка» (кроме «Особенности спортивной подготовки детей», «Особенности спортивной подготовки девочек и девушек»); Л. К. Завьялов—«Формирование знаний в процессе физического воспитания», «Физическое воспитание школьников» (кроме «Планирование учебной работы», «Физическое воспитание в малокомплектной сельской школе», «Физическое воспитание в школах полного дня», «Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья»); А. П. Матвеев —«Воспитание физических качеств»; Н. К. Меньшиков —«Физическое воспитание с профессиональной направленностью», «Физическое воспитание учащихся СПТУ»; Н. ГЛ. Моисеев —«Планирование учебной работы»; Ю. Н. Мороз—«Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья», Н. А. Ноткина —«Физическое воспитание дошкольников»; Б. А. Петров —«Физическое воспитание как социальная система» (кроме «Физическое воспитание с профессиональной направленностью»); И. П. Потапченко—«Физическое воспитание студентов вузов», «Особенности спортивной подготовки детей»; О. П. Саулина —«Физическое воспитание в малокомплектной сельской школе»; Л. П. Федоров—«Особенности спортивной подготовки девочек и девушек»; Н, Н. Хитров —«Физическое воспитание допризывной молодежи».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ГЛАВА I
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Полная характеристика системы физического воспитания раскрывается всеми темами курса теории и методики физического воспитания, специальными теоретическими и спортивно-педагогическими дисциплинами. В данном разделе рассматривается лишь самое общее социальное содержание, Необходимое для понимания педагогической сущности физического воспитания.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Анализ физического воспитания как общественного явления позволяет познать основные закономерности становления и развития советской системы физического воспитания, особенности ее функционирования и построения. Совокупность подобных знаний необходима для осуществления физического воспитания подрастающего поколения в соответствии с принципами образования и воспитания.
Основные причины возникновения и развития физического воспитания
Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания как общественного явления определялось бытием и сознанием народа, являлось целенаправленным.
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Оно обусловлено взаимодействием объективных (характер, уровень производства и вызванные им потребности общества) и субъективных (сознание человека) факторов. Тысячелетиями человек «состязался» с животными в силе, выносливости, быстроте и ловкости. Успех в этом «состязании» мог быть достигнут только при условии хорошей физической подготовленности всего охотничьего коллектива. Метание копий, дротиков и т. п., т. е. использование орудий труда, было специфической человеческой деятельностью, требовавшей длительной выучки для формирования качественно новых двигательных навыков. Однако потребности производства в физически подготовленных людях еще не могли привести к возникновению физического воспитания. Необходимо было, чтобы эти потребности привели человека к осознанию эффекта упражняе-
мости, т. е. к пониманию им влияния предварительной физической подготовки на эффективность владения орудиями труда, на процесс труда.
Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применять вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения и тем самым обособились от этих процессов. Действия, на основе которых возникли физические упражнения, стали непосредственно влиять не на предмет труда, а на человека. С помощью физических упражнений люди стали готовить себя к реальным действиям в трудовой практике. Повышая уровень здоровья и физической подготовленности, физические упражнения опосредованно влияли и на производство материальных благ. Превращение трудовых действий в физические упражнения неизмеримо расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования.
Таким образом, объективно причиной возникновения физического воспитания явилась потребность в передаче накопленного опыта в изготовлении и применении орудий труда.
В связи с тем, что ни одна из форм человеческой деятельности биологически не наследуется, она может стать достоянием человека только путем упражнения, освоения многократным повторением. Но эффективность процесса освоения трудовых действий зависела от уровня духовного развития человека. Необходимо было осознать, что передача и использование имевшегося опыта основаны на механизмах социальных отношений. Понимание роли общения для сохранения приобретенных людьми знаний и навыков и их совершенствования привело к возникновению целенаправленного процесса обучения и воспитания, в том числе физического воспитания.
Первоначально передача знаний происходила путем подражания. Дети перенимали у родителей и старших сородичей трудовые действия, когда те охотились, ловили рыбу, собирали дикорастущие плоды и пр. Однако подражание еще не являлось тем процессом общения людей, которым характеризуется воспитание. Воспитание появилось лишь тогда, когда люди осознанно стали подвергать друг друга (других членов рода) продуманному воздействию с целью формирования их поведения в соответствии с потребностями семьи, общества.
Возникнув как средство и метод подготовки человека к трудовым действиям, физическое воспитание на первоначальном этапе развития было настолько тесно связано с трудовыми процессами, что фактически сливалось с ними. В дальнейшем более высокий уровень общественного бытия и сознания, увеличение доли свободного времени привели к разделению физического воспитания на утилитарное и собственно игровое.
Таким образом, в процессе созидательного труда, в процессе создания второй природы — культуры, человек труда вышел из-под действия законов чисто биологического развития и вступил в поле действия социальных законов. Для передачи накопленного социального опыта, и прежде всего опыта по изготовлению и применению орудий труда, человечеству понадобились принципиально иные, надбиологические механизмы социального наследования: в противном случае каждому новому поколению людей вновь и вновь приходилось бы изобретать лук и стрелы, каменный топор и колесо. Таким механизмом стало воспитание. Воспитание как социальное явление опиралось на врожденные механизмы передачи видового опыта, свойственные ребенку — подражание, игру.
Усложняющаяся культура, общественные отношения тем не менее не нейтральны по отношению к человеку,— они сами оказывают формирующее влияние на людей. Поэтому классики марксизма под воспитанием понимали не только специально организованные, но и стихийные воздействия общества на человека, его участие в общественной практике: человек не только воспитывается окружающей действительностью, но и коренным образом изменяет ее, и в процессе этого изменения действительности он изменяется сам. В этом смысле справедливо утверждение, что человека воспитывает весь окружающий мир.
Изменение экономического и политического уклада жизни общества вело к изменению существующей системы физического воспитания или появлению принципиально новой системы. Изменялись цель и задачи системы физического воспитания, средства, принципы, методы и формы организации занятий физическими упражнениями, но как общественное явление физическое воспитание, однажды возникнув в жизни человека, становится вечной категорией. Изменение цели и задач системы физического воспитания прежде всего сказывалось на специфическом средстве физического воспитания — физических упражнениях. Одни физические упражнения только видоизменялись, другие отмирали и на смену им приходили новые. Обусловливалось это двумя причинами. Во-первых, на каждом этапе развития условий материальной жизни общество требовало от человека определенных двигательных качеств и навыков. Новые задачи порождали новые системы физических упражнений. Во-вторых, развитие науки о физическом воспитании позволяло глубже познавать закономерности двигательной деятельности человека и в результате, с одной стороны, разрабатывать физические упражнения, ранее не встречавшиеся в жизни человека, а с другой — изыскивать наиболее эффективные средства благотворного влияния на человека. С развитием физического воспитания увеличивалось разнообразие физических упражнений. Они заимствовались не только из трудовой деятельности, но и из военного дела, из ритуальных плясок и искусства. С течением времени физические упражнения стали создаваться искусственно на основе познания человеком возможностей движений своего организма.
Система физического воспитания
Эффективность использования людьми физических упражнений зависит как от организации педагогического процесса, так и от уровня материального и научного обеспечения, совершенства органов руководства и контроля. Целенаправленное взаимодействие всех этих частей и создает ту целостную социальную организацию, которая называется системой физического воспитания. Каждая система физического воспитания создается тем или иным обществом для достижения поставленной цели, а поэтому отражает конкретно-исторический тип физического воспитания.
Система характеризуется определенным составом элементов, присущими им функциями, особенностями взаимных связей с другими системами общества.
Предназначение всей этой совокупности элементов состоит в том, чтобы совершалась главная функция системы — осуществлялось физическое совершенствование людей. Результативность функционирования системы зависит от ее целевой направленности и совершенства входящих в систему элементов. Система физического воспитания функционирует в тесной взаимосвязи с другими системами общества. Развиваясь под влиянием культуры, науки, экономики, политики, искусства, система физического воспитания оказывает и обратное влияние на все сферы общественной деятельности.
В государствах, имеющих однотипный общественный строй, цель и задачи систем физического воспитания могут совпадать при одновременном различии некоторых элементов систем. Наоборот, в различных по общественному строю государствах при разных целях и задачах систем физического воспитания иногда используются одинаковые средства, методы и формы организации занятий.
Полноценное выполнение системой своих функций зависит от ряда условий, прежде всего от характера общественно-политического устройства, внутри которого создается и развивается система физического воспитания. Именно государственный строй обусловливает не только идеологическую направленность функционирования системы физического воспитания, но и уровень материального обеспечения (строительство спортивных сооружений, изготовление специального инвентаря, подготовка квалифициро-ва-нных кадров, определение меры оплаты населения), научного обслуживания, снабжения методической литературой и пр.
Советская система физического воспитания
В условиях социализма система физического воспитания имеет богатые потенциальные возможности для своего совершенствования. Советская система физического воспитания, являясь органической частью социалистического общества, имеет все признаки зрелой социальной системы, так как превратилась в общенародную.
Советская система физического воспитания представляет собой социальную организацию, направленную на всестороннее физическое совершенствование всех социальных групп населения страны.
Советская система физического воспитания складывается из ряда взаимосвязанных частных систем физического воспитания, отражающих особенности физического воспитания лиц разных социальных групп населения (система физического воспитания детей, система физического воспитания школьников и др.).
Система физического воспитания детей есть социальная организация, направленная на всестороннее физическое совершенствование детей всех возрастных групп.
Изложение последующего учебного материала будет характеризовать лишь советскую систему физического воспитания.
Основные понятия советской системы физического
воспитания
Основными понятиями советской системы физического воспитания являются следующие: «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание». Чтобы легче было понять взаимные связи и различия между этими понятиями, обратимся к схеме «Соотношение основных понятий» (см. первый форзац).
Существуют различные точки зрения структурного анализа этого явления. В данном случае анализ дается через призму физического воспитания, через его функции, связи и взаимодействия с другими элементами системы физической культуры. Как видно на схеме, наиболее общим понятием является «физическая культура». Спорт же является лишь частью физической культуры. Физическое воспитание входит в понятие «физическая культура» как ее деятельная часть в виде трех направлений педагогического процесса: общего физического воспитания, физического воспитания с профессиональной направленностью и физического воспитания со спортивной направленностью. Следовательно, спорт своей педагогической стороной, т. е. спортивной подготовкой, составляет часть физического воспитания в целом, а поэтому служит интересам всей системы образования и воспитания. Встречающийся в современной литературе термин «физическая рекреация» отражает одну из задач физического воспитания — обеспечение активного отдыха, переключение на другой вид деятельности с целью восстановления сил. Решение этой задачи обеспечивается формами организации занятий, характерными и для общего физического воспитания (гигиеническая гимнастика, прогулки и пр.), и для физического воспитания с профессиональной направленностью (производственная гимнастика), и для физического воспитания со спортивной направленностью (занятия в спортивной секции и пр.). Термин «физическая реабилитация» отражает специфическое использование физических упражнений для восстановления временно утраченных или сниженных физических способностей
после травм изаболеваний. Однако подобное использование физических упражнений является прерогативой такой медицинской дисциплины, как лечебная физическая культура.
Равноценность трех направлений физического воспитания свидетельствует, с одной стороны, об их равноправии в советской системе физического воспитания, с другой — оразнообразии взаимоисключающих критериев (например, размера материального обеспечения и количества занимающихся), по которым можно было бы установить их удельные веса в решении задач воспитания, а также об условности границ каждого направления, об их взаимопроникновении (например, ученик общеобразовательной школы может получать спортивную подготовку в ДЮСШ).
Понятие «физическая культура» относится к понятию «культура» как частное к общему. Другими словами, физическая культура является частью общей культуры народа.
Физическая культура есть процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) природы. Это есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования людей.
Под материальными ценностями понимаются разнообразные сооружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень физического совершенства людей (включая их спортивные достижения), под духовными — социальные, специальные научные и практические достижения, обеспечивающие идеологическую, научную и организационную направленность советской системы физического воспитания. Создание и непрерывное развитие этих ценностей немыслимо вне экономического и социально-политического уклада общества. Однако это не лишает физическую культуру относительной самостоятельности, отражающей специфичность явления.
Все материальные и духовные ценности составляют не только культурные традиции, помогающие судить о результатах деятельности общества в области физической культуры, но истимулируют их использование, а следовательно, и дальнейшее пополнение. Создание материальных и духовных ценностей происходит в сфере производства, общественной, научной и педагогической деятельности людей. Использование же ценностей осуществляется, во-первых, вспециально организованном педагогическом процессе; во-вторых, ввиде занятий физическими упражнениями в бытовых условиях; в-третьих, в различных формах массовых коммуникаций (печать, радио и т. п.).