Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
Ф КГМУ 4/3-03/02
ПП КГМУ 4/02
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра микробиологии и иммунологии
СИЛЛАБУС
По дисциплине Мikb 2215 – Микробиология
Для специальности 5В130100 «Общая медицина»
Объем учебных часов (кредитов*) 216 часов
Курс II
Семестр 3, 4
Караганда 2013 г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Микробиология» для специальности 5В130100 «Общая медицина» «29» 06.2012 г. Протокол № 11.
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
«29» 08 2013 г. Протокол № 1
Зав. кафедрой, доцент ______________________ Ахметова С.Б.
Сведения о преподавателях:
Заведующая кафедрой: Ахметова Сауле Балтабаевна – заведующая кафедрой микробиологии и иммунологии, к.м.н., доцент, стаж педагогической работы – 14 лет. Телефон: 51 34 79 (124).
Научные интересы: экспериментальная, клиническая микробиология.
Научная школа: Защита кандидатской диссертации на тему: «Влияние фитопрепаратов из сосновой живицы на биологические свойства возбудителей при лечении гнойных ран и трофических язв», специальность 03.00.07 - «микробиология», Казахская государственная медицинская академия г.Астана. Научные руководители: проф. С.В. Лохвицкий, д.м.н., проф В.А. Снопкова, д.м.н. Чтение лекций на русском, казахском языках.
Преподаватели:
1. Абдулина Галия Амирбековна, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы – 33 года. Телефон: 51 34 79 (124).
Научные интересы: экспериментальная, клиническая иммунология и микробиология.
Научная школа: Защита кандидатской диссертации на тему: «Применение низкомолекулярной РНК для коррекции вторичных иммунодефицитов и нарушении микрофлоры у рабочих свинцового производства», специальность 14.00.36 - «Аллергология и иммунология», 03.00.07 - «микробиология», Институт усовершенствования врачей (Челябинск, 1986 г.). Научные руководители: д.м.н., проф В.А. Снопкова, д.м.н., проф В.М. Земсков.
Чтение лекций на русском, казахском, английском языках.
2. Филатова Людмила Григорьевна, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы – 34 года. Телефон: 51 34 79 (124).
Научные интересы: клиническая микробиология, прикладная иммунология, хирургия язвенной болезни и двенадцатиперстной кишки.
Научная школа: защита кандидатской диссертации на тему: «Иммунологический статус и коррекция его нарушения при хирургическом лечении язвенной болезни», специальность 14.00.36 – «Аллергология и иммунология», 14.00.27 – «Хирургия», Казахский институт микробиологии и эпидемиологии (Алматы, 1988 г.). Научные руководители: д.м.н., проф. В.А. Снопкова, д.м.н. проф. С. В. Лохвицкий.
Чтение лекций, ведение занятий на русском языке.
3. Лосева Ирина Викторовна, кандидат биологических наук, и.о. доцента, стаж педагогической работы - 19 лет. Телефон: 51 34 79 (124).
Научные интересы: изучение токсических эффектов фармпрепаратов, прикладная микробиология.
Научная школа: защита кандидатской диссертации на тему: «Изучение токсических эффектов дифенгидрамина» специальность 14.00.25 – «Фармакология, клиническая фармакология». Научные руководители: академик НАН РК, проф. И.Р. Кулмагамбетов.
Чтение лекций, ведение занятий на русском языке.
4. Шамбилова Наталья Алкександровна – старший преподаватель, стаж педагогической работы – 17 лет. Телефон: 51 34 79 (124).
Научные интересы: экспериментальная и клиническая микробиология.
Ведение занятий на русском языках.
5. Николаева Антонина Борисовна – старший преподаватель, стаж педагогической работы – 9 лет. Телефон: 51 34 79 (124).
Научные интересы: микробиология, биохимия.
Научная школа: выполнение кандидатской диссертации на тему: «Антиоксидантная активность у представителей рода Staphylococcus», специальность 03.00.07 - «Микробиология».
Ведение занятий на английском и русском языках.
6. Жашкенова Айман Наримановна – преподаватель, стаж педагогической работы – 14 лет. Телефон: 51 34 79 (124).
Научные интересы: санитарная и клиническая микробиология
Ведение занятий на русском и казахском языках.
7. Котенева Елена Николаевна – старший преподаватель, стаж педагогической работы – 8 лет. Телефон: 51 34 79 (124).
Научные интересы: микробиология, биохимия.
Ведение занятий на русском языке.
8. Кабдуова Алия Куантаевна – старший преподаватель, стаж педагогической работы – 9 лет. Телефон: 51 34 79 (124).
Научные интересы: санитарная микробиология.
Ведение занятий на казахском языке.
9. Сайлау Жанболат Сайлаувич – старший преподаватель, стаж педагогической работы – 6 лет. Телефон: 51 34 79 (124).
Научные интересы: клиническая микробиология.
Ведение занятий на казахском языке.
10. Назаренко Галина Александровна – преподаватель, стаж педагогической работы – 2 года.
Научные интересы: клиническая и санитарная микробиология.
Ведение занятий на русском языке.
11. Амантаев Нурболат Габдуллаевич - преподаватель, стаж педагогической работы – 2 года.
Научные интересы: биология, микробиология
Ведение занятий на казахском языке.
12. Лавриненко Алена Владимировна – преподаватель, стаж педагогической работы – 3 года.
Научные интересы: экспериментальная и клиническая микробиология.
Ведение занятий на русском языке.
13. Захарова Елена Алексеевна – преподаватель, стаж педагогической работы – 5 лет.
Научные интересы: экспериментальная и клиническая микробиология, нормальная микрофлора, дисбактериозы.
Научная школа: защита кандидатской диссертации на тему: «Микробная экологи толстого кишечника и ее связь с иммунной реактивностью у детей». Специальность 03.00.07 - «Микробиология». Научные руководители д.м.н., проф. Снопков В.Н., д.м.н. Азизов И.С.
Ведение занятий на русском языке.
Контактная информация: Кафедра: микробиологии и иммунологии. Адрес: главный корпус КГМУ, ул. Гоголя 40, аудитории – 439, 440, 443, 445, 446, 448, 449, 450, 452, 454, 455, 456, 457. Проезд маршрутами автобуса №7, № 53, №34, №05, №30, №06 до остановки «Боулинг», т. 51 34 79 (124).
Политика дисциплины:
Основными требованиями кафедры микробиологии и иммунологии к студентам к студентам, обучающимся по специальности «Общая медицина» в ходе изучения теоретического материала и овладения практическими навыками является изучение ключевых вопросов общей и частной микробиологии: определение основных понятий дисциплины; формирование у студентов представлений о нормальной, патогенной и условно – патогенной микрофлоре, роли и биологических свойствах возбудителей инфекционных болезней, современных методов лабораторной диагностики, специфической профилактики и терапии.
Кафедра предъявляет требования к внешнему виду студентов: обязательными являются халат, шапочка и сменная обувь. В процессе выполнения лабораторной работы необходимо строгое соблюдение правил техники (биологической) безопасности: обеззараживание использованных пипеток, предметных стекол, стерилизация бактериологических петель.
Главной задачей при работе с живыми микробными культурами является обеспечение безопасности студентов и окружающей среды от заражения патогенными микроорганизмами, что обеспечивается двумя основными элементами «техническим» (инструментарий, оборудование и пр.) и «человеческим» (профессиональные навыки и знания) Постановление Правительства РК № 13 от 10.01.2012 г. Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к лабораториям».
Для организации самостоятельной подготовки студентов кафедра предоставляет студентам следующие возможности: наличие методических указаний для студентов, основную и дополнительную литературу по дисциплине: «Микробиология», индивидуальную работу в бактериологической лаборатории кафедры с врачом-бактериологом. На кафедре имеется студенческий научный кружок, руководителем которого является доцент кафедры Абдулина Г.А., куратор кружка преподаватель Назаренко Г.А.
Введение
Микробиология как наука, изучает морфологию, систематику и физиологические особенности микроорганизмов, условия их жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека в норме и патологии.
Микробиология – интегральная дисциплина, объединяющая ряд самостоятельных предметов, тесно связанных между собой, - бактериологию, вирусологию, микологию, протозоологию и иммунологию, поэтому их изучение рационально проводить комплексно.
Цель дисциплины: По окончании дисциплины «Микробиология» студенты должны быть способны назвать, распознать и уметь идентифицировать бактерии, вирусы, простейшие, грибы, которые способны вызывать инфекционные и соматические заболевания человека.
Задачи обучения:
- определять биологические свойства патогенных и условно-патогенных микроорганизмов;
- интерпретировать методы выделения чистых культур микроорганизмов из исследуемого материала и определение чувствительности (устойчивости) микроорганизмов к противомикробным препаратам;
- перечислять основные современные методы микробиологической диагностики инфекционных и не инфекционных заболеваний микробной этиологии;
- представлять механизмы патогенеза, основ формирования инфекционного иммунитета, принципов специфической профилактики и терапии заболеваний, вызванных микроорганизмами;
- понимать молекулярные механизмы взаимодействия макро- и микроорганизма;
- отличать правила забора биологического материала в зависимости от нозологии заболевания для микробиологических исследований.
Конечные результаты обучения:
Дескрипторы | Конечные результаты обучения | Компетенции | |
А | Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области | Называть, перечислять, распознавать и идентифицировать патогенные и условно-патогенные для человека микроорганизмы, методы их выделения и идентификации, специфической терапии и профилактики. | 1, 2, 3, 4, 5 |
В | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне | Классифицировать основных возбудителей инфекционных заболеваний человека, описать факторы антимикробной защиты организма, отличать микробиологические основы асептики и антисептики, дезинфекции и стерилизации, дифференцировать микроорганизмы, интерпретировать результаты бактериологических, бактериоскопических, вирусологических и иммунологических методов диагностики. | 1, 2, 3, 4, 5 |
С | Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Анализировать полученные результаты по бактериологическим, вирусологическим и иммунологическим методам диагностики и антибиотикограмме; аргументировать собственные рекомендации по применению антибиотиков и иммунобиологических препаратов. | 1, 2, 3, 4, 5 |
D | Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений | Компилировать полученную информацию по биологическим свойствам возбудителей инфекционных заболеваний человека с позиций обшей и частной микробиологии, оценивать их значимость и связывать с предстоящим изучением клинических дисциплин, представлять в виде презентации. | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | Передавать студентам / преподавателям/ экзаменаторам собственные выводы на основе полученных знаний, обсуждать их и владеть навыками публичного выступления с предоставлением собственных суждений, анализа и синтеза в изучаемой области. | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | |
Е | Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение | Оценить, синтезировать и трансформировать полученные знания с целью дальнейшего самостоятельного обучения, а также для обучения по дисциплинам физиология-2, хирургические болезни, внутренние болезни, эпидемиология, общая иммунология, общая гигиена, детские болезни | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук 3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм 8. Клинические навыки
Пререквизиты молекулярная биология и медицинская генетика, экология, химия, гистология-1, медицинская биофизика, биохимия.
Постреквизитыфизиология-2, хирургические болезни, внутренние болезни, эпидемиология, общая гигиена, общая иммунология, детские болезни.
Тематический план (лекции, практические, семинарские, лабораторные, самостоятельные под руководством преподавателя*):
Тематический план лекций:
№ | Наименование темы | Форма проведения | продолжительность |
1. | Цели и задачи микробиологии. Значение микробиологии в деятельности врача. Морфология, ультраструктура, функции и химический состав бактериальной клетки. Принципы систематики бактерий. | проблемная | |
2. | Физиология и биохимия бактерий. | проблемная | |
3. | Общая вирусология. Основы систематики вирусов. Структура и химический состав вирионов. Бактериофаги. | проблемная | |
4. | Микробиологические и молекулярно-биологические основы химиотерапии. Антибиотики. Механизмы лекарственной устойчивости бактерий. | проблемная | |
5. | Экология микроорганизмов. Микрофлора организма человека. Дисбактериоз. | проблемная | |
6. | Учение об инфекции. Характеристика инфекционного процесса. Патогенность и токсигенность бактерий. Персистенция микроорганизмов. | проблемная | |
7. | Инфекционность вирусов. Генетический контроль факторов патогенности и токсигенности. | проблемная | |
8. | Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Неспецифические факторы защиты. Антигены. | проблемная | |
9. | Антитела. Классы иммуноглобулинов. Реакции антиген-антитело. Серологические методы исследования. | проблемная | |
10. | Основы иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекционных заболеваний. | проблемная | |
11. | Цели и задачи частной медицинской микробиологии. Грамположительные кокки (стафилококки, стрептококки). | проблемная | |
12. | Грамотрицательные кокки (менингококки, гонококки). | проблемная | |
13. | Патогенные анаэробы (клостридиальные и неклостридиальные). | проблемная | |
14. | Патогенные и условно патогенные энтеробактерии. Эшерихии. | проблемная | |
15. | Микробиологическая диагностика бактериальной дизентерии. | проблемная | |
16. | Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов А, В, С и прочих сальмонеллезов. | проблемная | |
17. | Микробиологическая диагностика холеры. Холерный вибрион. Кампилобактерии. Геликобактерии. | проблемная | |
18. | Возбудители зоонозных инфекций (чумы, бруцеллеза). | проблемная | |
19. | Возбудители зоонозных инфекций (сибирской язвы, туляремии). Бактериологическое оружие. | проблемная | |
20. | Патогенные и условно патогенные коринебактерии. Бордетеллы. | проблемная | |
21. | Патогенные и условно патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и микобактериозов. Лепра. | проблемная | |
22. | Возбудители венерических заболеваний. | проблемная | |
23. | Патогенные риккетсии. | проблемная | |
24. | Вирусы - возбудители респираторных заболеваний. Ортомиксовирусы. Парамиксовирусы. Вирус краснухи. | проблемная | |
25. | Аденовирусы. Поксвирусы. Рабдовирусы. Арбовирусы. | проблемная | |
26. | Вирус иммунодефицита человека. Онковирусы. | проблемная | |
27. | Герпесвирусы. Возбудители природно-очаговых вирусных инфекций. | проблемная | |
28. | Пикорнавирусы. Вирусы полиомиелита. Коксаки. ECHO. | проблемная | |
29. | Возбудители вирусных гепатитов. | проблемная | |
30. | Микробиологическая диагностика медленных инфекций. Прионная инфекция | проблемная | |
31. | Патогенные и условно-патогенные грибы. Микробиологическая диагностика микозов. | проблемная | |
32. | Патогенные простейшие. | проблемная | |
33. | Санитарная микробиология. Предмет, цели, задачи. Методы исследования. Санитарно-показательные микроорганизмы. Микрофлора почвы, воды. Методы отбора и исследования проб. Критерии оценки качества. | проблемная | |
34. | Предмет, задачи, методы клинической микробиологии. Особенности этиологии, патогенеза и клиники неэпидемических микробных заболеваний. Постановка этиологического диагноза. | проблемная | |
35. | Микробиологическая диагностика заболеваний дыхательных путей, ЖКТ, мочеполовых органов, гнойной инфекции, сепсиса. | проблемная | |
36. | Внутрибольничные инфекции, диагностика и профилактика. | проблемная | |
Всего: | 36 ч |
Тематический план практических занятий:
№ | Наименование темы | Форма проведения | продолжительность |
1. | Устройство бактериологической лаборатории. Правила работы. Классификация и систематика микроорганизмов. Прокариоты. Морфология шаровидных, палочковидных и извитых форм бактерий Техника приготовления мазка. Простая окраска. Техника микроскопирования. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
2. | Структура бактериальной клетки: нуклеоид, цитоплазма, включения, оболочка, капсула, споры, методы их выявления. Техника приготовления мазка. Сложные способы окраски мазков. Окраска по Граму. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
3. | Кислотоустойчивые бактерии и их окраска по Цилю-Нильсену. Исследование бактерий в живом состоянии. Морфология спирохет, актиномицетов, риккетсий, микоплазм, грибов, вирусов. Принцип работы фазовоконтрастного, люминесцентного и электронного микроскопов. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
4. | Схема бактериологического метода исследования. Выделение чистой культуры микробов-аэробов (1 день исследования). | Практическое занятие: лабораторная работа | |
5. | Выделение чистой культуры микробов-аэробов (2 день исследования) и анаэробов. Питание, дыхание микробов. Питательные среды. Изучение характера роста различных бактериальных культур на жидких и плотных питательных средах. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
6. | Биохимические признаки бактерий. Изучение ферментативной активности (3-й день исследования). Идентификация бактерий. Грибы, строение и классификация, культивирование. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
7. | Вирусы. Строение и классификация. Репродукция вирусов. Культивирование вирусов. Бактериофаги. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
8. | Заключительное занятие по разделу | коллоквиум | |
9. | Генетика бактерий. Модификации. Мутации. Генетические рекомбинации. Плазмиды. Полимеразная цепная реакция. | Практическое занятие: с демонстрацией лабораторных исследований | |
10. | Экология микроорганизмов. Нормальная микрофлора тела человека. Дисбактериоз. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
11. | Основы санитарной микробиологии. Микрофлора окружающей среды | Практическое занятие: лабораторная работа | |
12. | Стерилизация. Дезинфекция. Антибиотики. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
13. | Инфекция. Факторы патогенности бактерий. | Практическое занятие: лабораторная работа (воспроизведение экспериментальной инфекции на белых мышах) | |
14. | Иммунитет. Неспецифические факторы защиты. Фагоцитоз. Опсонический индекс. Титрование комплемента, лизоцима. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
15. | Антигены, антитела. Реакция агглютинации. Реакция преципитации. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
16. | Реакция лизиса, бактериолиза, реакция связывания комплемента. Реакция нейтрализации. Реакция иммунофлюоресценции. Радиоиммунный, иммуноферментный анализы. Реакция иммобилизации бактерий. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
17. | Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных заболеваний. Иммунопатология (Иммунодефицитные состояния, реакции гиперчувствительности, аутоиммунные процессы). | Практическое занятие: лабораторная работа | |
18. | Заключительное занятие по разделу | коллоквиум | |
19. | Правила забора и доставки материала при инфекционных заболеваниях. Грамположительные кокки. Грамотрицательные кокки. Менинго- и гонококки. Посев на кишечную группу. | TBL (Team-based Leaning - командно-ориентированное обучение), лабораторная работа | |
20. | Общая характеристика кишечных бактерий. Эшерихии. Шигеллы. Сальмонеллы.2 день выделения чистой культуры энтеробактерий. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
21. | Иерсинии. Завершение выделения чистой культуры энтеробактерий. Патогенные и условно-патогенные вибрионы. Возбудитель холеры. Посев на холеру. Кампилобактерии. Хеликобактерии | Практическое занятие: лабораторная работа | |
22. | Возбудители зоонозных инфекций (бруцеллеза, чумы, сибирской язвы, туляремии, листериоза). | Практическое занятие: с демонстрацией лабораторных исследований | |
23. | Патогенные и условно-патогенные коринебактерии. Возбудитель дифтерии. Бордетеллы. Возбудители коклюша и паракоклюша. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
24. | Патогенные и условно-патогенные микобактерии. Туберкулез. Лепра. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. | TBL (Team-based Leaning - командно-ориентированное обучение) | |
25. | Возбудители анаэробных инфекций. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. | Практическое занятие: с демонстрацией лабораторных исследований) | |
26. | Возбудители спирохетозов (боррелии, трепонемы, лептоспиры). Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. | Практическое занятие: с демонстрацией лабораторных исследований | |
27. | Риккетсии. Микоплазмы. Хламидии. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. | Практическое занятие: с демонстрацией лабораторных исследований) | |
28. | Заключительное занятие по разделу | коллоквиум | |
29. | Вирусы возбудители респираторных инфекций. Ортомиксовирусы (вирус гриппа). Парамиксовирусы (вирусы парагриппа, эпидемического паротита, кори, респираторно-синцитиального). Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
30. | Вирус краснухи. Аденовирусы. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. Пикорнавирусы - возбудители полиомиелита, вирусы Коксаки, ECHO. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. | Практическое занятие: с демонстрацией лабораторных исследований | |
31. | Вирусы гепатитов А, В, С, Д, Е, F, G, TTV. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. | Практическое занятие: с демонстрацией лабораторных исследований | |
32. | Герпесвирусы (альфа-, бета, гамма-герпесвирусы). Поксвирусы. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. | Практическое занятие: с демонстрацией лабораторных исследований | |
33. | Рабдовирусы. Арбовирусы. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
34. | Вирус иммунодефицита человека. Онковирусы. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение. | Практическое занятие: лабораторная работа | |
35. | Патогенные и условно-патогенные грибы. Микологические исследования. Внутрибольничные инфекции. Микробиологический контроль в ЛПУ. | Практическое занятие: с демонстрацией лабораторных исследований | |
36. | Заключительное занятие по разделу | коллоквиум | |
Всего |
Время консультаций: по субботам, согласно графика кафедры
Консультации проводятся еженедельно по субботам с 9.00 часов до 12.00 часов на кафедре.
Время рубежного контроля №1: с 7.10.2013 по 13.10.2013 гг. согласно академическому календарю
Время рубежного контроля №2: с 18.11.2013 по 24.11.2013 гг.
Время рубежного контроля №3: с 24.02.2013 по 28.02.2013 гг.
Время рубежного контроля №4: с 7.04.2013 по 11.04.2013 гг.
Время итогового контроля: согласно расписания экзаменов