Рекомендация по сбережению здоровья у молодежи
Для сбережения здоровья молодежи, необходимо выполнять рекомендации:
1.обеспечить, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности;
2.сформировать нравственное сознание, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения.
Задачи формирования и укрепления здоровья молодежи могут быть решены только благодаря комплексному, междисциплинарному подходу. Главное — это воспитание соответствующей культуры здоровья:
- физической — управление движением;
- физиологической — управление процессами в теле;
- психологической — управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
- интеллектуальной — управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно — духовных ценностей.
Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни молодежи в колледже необходимо:
1) разрабатывать единый подход к формированию физического и психического здоровья;
2) совершенствовать нормативно-правовое и организационное обеспечение службы образования в целом;
3) широко освещать современное состояние дел, касающееся здоровья молодежи;
4) формировать у них активную позицию в этом отношении;
5) вводить в программы курсов повышения квалификации для работников образования темы по возрастной физиологии, психологии, вопросам сохранения здоровья;
6) вводить в программу аттестации образовательных учреждений оценку деятельности учреждений по сохранению здоровья учащихся и оценку параметров психологической безопасности образовательной среды.
В целом следует отметить, что с введением в образовательном учреждении работы по сбережению здоровья, происходит определённая перестройка всего учебно-воспитательного процесса, предполагающая изменения стиля работы преподавателей. Так же важно уделить внимание формированию здоровьесберегающего пространства (ЗП).
Таким образом, можно констатировать, что работа по формированию здорового образа жизни молодежи должна быть комплексной, реализовываться через активное внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
Вывод
Проведя исследование можно сделать вывод. В образовательном учреждении работа по формированию здорового образа жизни, проходит через весь учебно-воспитательный процесс, преподаватели изменяют стиль своей работы, используя здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, регулярно уделяют внимание вопросам ЗОЖ. Мероприятия в колледже проводятся регулярно в соответствии с разработанными планами на учебный год. Требования СанПина соответствуют нормам.
Студентов воспитают, прививая понятия о культуре здоровья.
Таким образом, можно констатировать, что работа по формированию здорового образа жизни молодежи проводится комплексно. Разрабатывается единый подход к формированию физического и психического здоровья; широко освещается современное состояние дел, касающееся здоровья молодежи формируя у студентов активную позицию;
Заключение
Академик Н.М.Амосов сказал: «…..чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем».
Физическая культура, спорт, различные культурно - досуговые мероприятия, выполнение правил личной гигиены всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования здорового образа жизни в студенческой среде становятся очень актуальными. Рассмотрев некоторые критерии здорового образа жизни, можно подвести некоторый итог нашим исследованиям.
Здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека с помощью определенных профилактических мер. При ведении здорового образа жизни улучшается эмоциональное самочувствие, повышается работоспособность, нормализуется жизнедеятельность организма. В тоже время необходимо пристально обращать внимание на перспективные планы принимаемые преподавателями колледжа, заранее продумывать современный подход к формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении невозможно без методических преобразований, которые предполагают:
1. Внесение новых элементов в структуру образовательного процесса.
2. Изменение условий образовательной среды и режима работы колледжа.
3. Повышение заинтересованности и степени удовлетворенности колледжа у участников образовательного процесса.
4. Повышение у студентов самооценки, самоуважения и уверенности в «управлении» своей жизнью, формирование культуры здоровья.
5. Налаживание сотрудничества с родителями.
6. Совершенствование материально-технической и учебной базы колледжа.
7. Расширение межведомственного сотрудничества в реализации функции сохранения и укрепления здоровья студентов.
8. Разработку методики управления внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.
Если в колледже будут созданы условия успешности, благоприятный психологический климат, эмоции направлены в правильное русло то физическое здоровье только будет крепнуть, студенты с удовольствием будут посещать занятия, кружки по интересам, они будут здоровы и эмоционально благополучны.
Термин «здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Из проделанной работы, которая ведется в колледже по здоровьесбережению, можно подвести итог: студенты охотно приобщаются к здоровому образу жизни, разнообразят свой досуг, выбирают правильный образ жизни, который в дальнейшем будут рекомендовать своим пациентам.
Литература
1. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса - 2010. - № 16.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов - М.: Медицина, 2011. - 116 с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2012. - 192 с.
4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 206 с.
5. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века / Б.С. Гершунский - М.: АПО, 2008. - 543 с.
6. Громбах С.М. Учитель и здоровье школьника / С.М. Громбах // Воспитание здорового школьника: Сб. / Сост. Н.Б. Коростелев. - М.: 1971. - С.13 -20.
7. Джеймс У. Психология / под ред. Л.А. Петровского. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
8. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.
9. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011. - 160 с.
10. Крючкова Н. Ю. Формирование здоровьесберегающего пространства в образовательном процессе / Н. Ю. Крючкова, С. В.Салько // Модернизация системы образования и проблемы средних специальных учебных заведений, 2009. 210 с.
11. Салько С. В. Основные направления создания здоровьесберегающего пространства, 2011., 320 с.
12.ПоповВ.П.Организация здоровьесберегающего образовательного пространства. Среднее профессиональное образование – 2004год. № 8 с. 44-45.
13.Мысина Г.А. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) / .
14.Безрукавый Р.В. Здоровьесберегающая среда ВУЗа как условие формирования у студентов здоровьесберегающей компетентности: Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, — 2013. — № 10 (33) — С. 14—21.
15.Казина Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие. Кемерово: Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2009. — 349 с.
16.http://lektsii.net/2-44569.html
17.https://docviewer.yandex.ru/
18.http://agartu.com/index.php?newsid=776
19.http://www.gouhpk.ru/index.php?id=596:2013-12-09-23-36-43&Itemid=69&option=com_content&view=article
20.http://akptb.biisk.ru/?p=9284
Приложения
Приложение 1
АНКЕТА «Здоровый образ жизни» Уважаемый респондент! Перед Вами анкета, целью которой является выяснение осведомленности по проблеме здорового образа жизни. Опрос проводится анонимно. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов на него. Обведите кружочком один или несколько вариантов ответов, которые, по Вашему мнению, правильны. Пожалуйста, укажите:
Ваш пол
• Мужской
• Женский
Ваш возраст (укажите полное число лет)_________
1. Выберите пункты, которые, по Вашему мнению, отражают содержание выражения «здоровый образ жизни»
• отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков)
• здоровое питание
• соблюдение режима дня
• соблюдение правил гигиены
• умеренное употребление алкоголя
• отсутствие беспорядочной половой жизни
• занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы
2. Что, по Вашему мнению, можно отнести к выражению «здоровый образ жизни»?
• регулярное посещение врача с целью профилактики
• доброжелательные отношения с другими людьми
• умение справляться со своими эмоциями, гармония с собой
• интерес к информации о здоровом образе жизни
• широкий круг интересов, богатая духовная жизнь, наличие хобби
•другое
3. Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
• считаю, что это необходимо
• считаю, что это важно, но не главное в жизни
• эта проблема меня не волнует
4. Если Вы считаете необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни, что этому мешает?
• недостаток времени
• материальные трудности
• отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости
•отсутствие условий
•другие причины
5. Дайте оценку состоянию вашего здоровья
• хорошее
• удовлетворительное
• слабое
6. Часто ли Вы посещаете врача?
• редко
• 2-3 раза в год
• прохожу ежегодный медосмотр
• ежемесячно
7. Как часто Вы принимаете лекарственные препараты?
• редко
• довольно часто
• постоянно
8. Придерживаетесь ли Вы здорового рациона и режима питания?
• да
• иногда
• нет
9. Занимаетесь ли Вы спортом?
• не занимаюсь
• иногда
• занимаюсь регулярно (2-3 раза в неделю)
10. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?
• редко
• не менее 3-х раз в неделю
• ежедневно
• не употребляю
• не указано
11. Курите ли Вы?
• да
• курил, но бросил
• нет
12. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?
• да
• нет
15. Часто ли Вы подвержены стрессам?
• да
• время от времени
• нет
13. Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни?
• на учебных занятиях
• из средств массовой информации
• через интернет
• из специальной литературы
• из других источников.