Преподаватель: Боровская Е.Р
Для студентов 3 курса начального отделения очной формы обучения
Семестр 2012 – 13 уч. года
Преподаватель: Боровская Е.Р.
1. Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского чтения.
2. Функции детской литературы как искусства слова.
3. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры.
4. Детский фольклор.
5. Народная сказка и миф.
6. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Сказки о животных.
7. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Волшебные сказки.
8. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Бытовые сказки.
9. Миф языческий, античный, христианский в детском чтении и в истории детской литературы.
10. Библия и агиографические жанры в детском чтении.
11. Античный миф в детском чтении.
12. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А,К. Толстой, А.М. Ремизов, А.Н. Толстой).
13. Жанр литературной сказки. Прозаическая литературная сказка.
14. Стихотворная литературная сказка. В.А. Жуковский – сказочник.
15. Протеизм сказок А.С. Пушкина. «Прототипы» и оригинал.
16. «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: специфика жанра.
17. В.Ф. Одоевский – педагог и писатель.
18. Художественное пространство сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Героя. Конфликт. Деталь. Ритмика. Особенности речи.
19. Сказ в «Аленьком цветочке» С.Т. Аксакова.
20. Лирическая поэзия Х1Х века в детском чтении. Жанры. Образность. Ритмическая организация. Слово как произведение.
21. Былина в детском чтении. Собирание былин. Жанровые особенности былины: композиция, хронотоп, система образов, выразительные средства. Былина и сказка.
22. Учебная книга для детей в представлении и воплощении К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.
23. Поэзия Н.А. Некрасова для детей. Жанры. Сюжет. Герой. Особенности стиха.
24. Д.Н. Мамин-Сибиряк – детский писатель. Сказка. Цикл сказок. Рассказ. Особенности повествовательной манеры.
25. Приключенческие жанры в детском чтении. Проблематика. Герой. Стиль.
26. Жанр автобиографической повести в детском чтении. Тип героя. Особенности сюжетосложения.
27. «Русский Андерсен» - Н.П. Вагнер.
28. Миф в романтических сказках В.М. Гаршина.
29. Малые жанровые формы для детей в творчестве писателей конца Х1Х – начала ХХ века (А.П. Чехов, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн).
30. К.И. Чуковский в истории детской литературы. Протеизм в творчестве К.И. Чуковского и «свой голос».
31. Комическое и лирическое в прозе и поэзии Саши Черного. Стиль «Дневника фокса Микки».
32. С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик. Поэтическая речь. Герой.
33. Русская литературная сказка 20-30-х гг. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: Л.И. Лагин, В.А. Каверин, В.П. Катаев.
34. Детская поэзия в ХХ в.: основные тенденции развития. Сюжет. Ритмика. Особенности образной речи.
35. «Нонсенс», стилизация и пародия в творчестве обэриутов.
36. Христианский миф в детском чтении и в истории детской литературы.
37. Природоведческая книга в ХХ в. Жанр. Повествователь. Сюжет.
38. В.В. Бианки – лирик и энциклопедист.
39. Лирико-философское начало в книгах М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского.
40. Сказ в творчестве П.П. Бажова, Б.В. Шергина, С.Г. Писахова и др.
41. Сюжет, деталь, конфликт в сказах П.П. Бажова. Этнографическое и лирическое.
42. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность. Проблематика, особенности конфликта, герой, сюжет, композиция.
43. «Мир глазами героя» в малых прозаических жанрах о детях и для детей.
44. Фантастика: научно-фантастические жанры и фэнтези. особенности сюжетосложения. Прошлое, настоящее и будущее в научно-фантастических жанрах и фэнтези.
45. Лидия Чарская – сказочница. Принципы организации художественного пространства книги Л. Чарской «Сказки голубой феи».
46. А.М. Горький – детям.
47. Юрий Коваль: юмористическое и лирическое
48. Историческая книга в детском чтении.