Воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина

Современные формы помощи семье,

воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

В статье освещены вопросы консультирования и поддержки семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Показаны новые организационные формы помощи семье.

На современном этапе развития специального образования проблема консультирования семьи и ребенка с отклонениями в развитии рассматривается исследователями на основе фундаментальных трудов Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931) и «Проблема возраста» (1932). В этих работах Л.С. Выготский наметил путь решения ряда важнейших вопросов психологического консультирования и диагностики развития, опираясь на созданную им концепцию возраста. Ученый придавал этой концепции принципиальное значение: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопросам практики» [2. С. 260]. Сущность вопроса связана с введением новой единицы анализа детского развития: вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией (восприятия, внимания, мышления и др.), нужно рассматривать целостные возрастные периоды развития.

Каждый возраст, по Л.С. Выготскому, характеризуется, прежде всего, социальной ситуацией развития, то есть теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном этапе развития. С жизнью в определенной социальной ситуации неразрывно связана и типичная для данного возраста деятельность ребенка, составляющая вторую важнейшую характеристику возрастного периода.

В деятельности возникают и развиваются новые психологические функции и качества, называемые новообразованиями. Психологические новообразования, по мнению Л.С. Выготского, являются не только предпосылкой, но и результатом, своеобразным «продуктом» возрастного развития, определяющим его социальный характер. Накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой ситуацией развития, ведут ее к слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде.

В предложенном Л.С. Выготским определении психологического возраста, по сути, заключена основная методологическая схема возрастного подхода к анализу различных явлений психического развития ребенка. Согласно этой схеме важнейшие вопросы консультирования и диагностики развития – вопросы их содержания – получают вполне определенные ответы: полноценная возрастно-психологическая характеристика развития ребенка (своего рода «психологический портрет») складывается из анализа трех основных составляющих:

1) социальной ситуации развития (круга общения и характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье, школе, с обществом в целом);

2) уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т.д.), оценки соответствия возрастным нормативам;

3) диагностики характерных для данного возрастного этапа преобразований в эмоционально-личностной и познавательной сферах психического развития ребенка, в области самосознания.

Концепция возраста, выдвинутая Л.С. Выготским, представляется достаточно мощной исходной парадигмой, в рамках которой отечественными психологами признана степень сформированности умственных действий (или их предпосылок) как важнейший показатель интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста. Показатели познавательного развития не сводятся только к знаниям, но включают в себя аспекты умственной деятельности: активность, восприимчивость к помощи, способность к логическому переносу, инициативу обучающихся в ходе приобретения и практического применения знаний, а также набор умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний.

Анализ экспериментальных данных консультирования семьи по вопросам психолого-педагогической помощи детям показывает, что основными мотивами обращения родителей к специалистам являются: задержка речевого развития детей, задержка их умственного развития, задержка темпа психомоторного развития, выбор образовательного дошкольного учреждения для ребенка и трудности обучения в начальной школе.

Вместе с тем родители редко обращаются за контролем психического развития ребенка в целях своевременного обнаружения легких отклонений и профилактики возможных неблагоприятных вариантов его развития.

Современные социальные и экономические проблемы оказывают влияние на возрастающую роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. Все большее число родителей желают воспитывать своего ребенка с участием специалистов. Именно родители часто выступают инициаторами изменения организационных форм обучения детей с отклонениями в развитии; содержание и методы дошкольной коррекционной педагогики становятся все более и более разнообразными.

На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа специалистов направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в условиях семьи, так как характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.

С 1994 года действует одна из новых форм помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в виде «Университета для родителей», при лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами развития в ГНУ «ИКП РАО».

Основными целями «Университета» являются изучение проблем семейного воспитания детей с отклонениями психофизического развития и разработка новых организационных форм и педагогических технологий включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс.

Деятельность «Университета для родителей» осуществляется в следующих направлениях:

- психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;

- коррекционно-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии;

- оказание психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;

- оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии;

- обучение специалистов и повышение квалификации.

Опыт консультирования детей с отклонениями в развитии и их родителей свидетельствует о том, что многих проблем в воспитании ребенка можно было бы избежать, учитывая то, что процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого является динамическим для обоих участников общения. В многочисленных исследованиях этот процесс рассматривается как фундаментальный стержень коррекционно-развивающегося обучения и воспитания. В связи с этим становится важным своевременное информирование родителей о проведении с детьми раннего и дошкольного возраста специальных коррекционных занятий, которые будут способствовать укреплению здоровья малыша, формированию у близких взрослых активной позиции в вопросах воспитания и адекватных форм взаимодействия со своими детьми.

В процессе консультирования важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком.

При психолого-педагогическом консультировании ребенка с отклонением в развитии и его родителей выделяются конкретные задачи:

- выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;

- определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;

- выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие – отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные – неадекватные);

- организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

- воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - student2.ru повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;

- определить тип образовательного дошкольного учреждения;

- разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения для ребенка;

- обосновать педагогический прогноз.

Психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей проводится поэтапно.

Взаимодействие специалистов с родителями начинается с ознакомительной беседы при записи ребенка на консультацию. На этом этапе выясняются следующие вопросы: возраст ребенка, жалобы родителей, вид ожидаемой помощи от консультации.

Второй этап посвящен изучению документов: сведения о ребенке – история его развития, результаты обследования ребенка в медицинских учреждениях, сбор анамнестических сведений о развитии ребенка, уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, сведения о микроклимате в семье, понимании родителями проблем развития ребенка.

Третий этап посвящен психолого-педагогическому обследованию ребенка. Сначала изучается познавательное развитие ребенка, затем при необходимости проводится обследование слуха, а в дальнейшем – речевого развития.

Выбор методик для обследования познавательного развития ребенка раннего и дошкольного возраста обусловлен возрастом ребенка и наблюдением специалистов за поведением малыша в новых условиях. Важно обратить внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно, охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимания и т.д.

Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают педагогу стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта с новым взрослым.

На четвертом этапе консультирования даются рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы, навыками семейного общения.

На пятом этапе составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.

Эффективной организационной формой консультирования родителей и обучения их педагогическим технологиям являются включение родителей в коррекционно-педагогическое занятие педагога с ребенком и участие родителей в групповых семинарах-занятиях. Включение родителей в занятие происходит поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком. На этих занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка (по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.).

Участие родителей в семинарах-занятиях может проходить в двух формах: первая – теоретическая (лекционно-просветительная), вторая – практическая. Повышение уровня родительской компетенции включает в себя объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснение роли предметно-развивающей среды и взаимодействия с близким взрослым в развитии ребенка дошкольного возраста и др.

На практической части семинаров проводится обучение родителей приемам коррекционной работы с ребенком: демонстрируются фрагменты коррекционных занятий, комментируется последовательность их выполнения; родителей обучают игровым приемам, приемам общения с ребенком, учат изготавливать игрушки из подручного материала.

Кроме индивидуального консультирования в практике психолого-педаго­гической помощи родителям активно применяется комплексный подход к реабилитации детей группы риска. Он реализуется в условиях стационара разными специалистами при внедрении традиционных, нетрадиционных методов и новых технологий реабилитации детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.

В целях реализации комплексного подхода к реабилитации младенцев группы риска в условиях стационара было определено содержание деятельности каждого специалиста, в том числе и педагога-дефектолога [4].

Работа педагога-дефектолога проводится в двух направлениях. Первое – изучение индивидуальных особенностей детей в целях разработки индивидуальной программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс; второе – психолого-педагогическая поддержка матери и других членов семьи.

Главными задачами работы педагога-дефектолога являются изучение особенностей каждого ребенка и определение оптимальных условий для его нормализации эмоционального и психического состояния. Педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу воспитания, развития и обучения малыша. При разработке программы учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у детей с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями.

Содержание коррекционно-педагогической работы направлено на развитие ориентировочных реакций и формирование взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных) в целях нормализации психического развития ребенка. Активизация функциональных связей на раннем этапе онтогенеза способствует активному отношению организма к окружающей среде, что является важнейшим условием в формировании восприятия. Именно восприятие в раннем возрасте является фундаментальным психологическим новообразованием, определяющим дальнейший ход когнитивного развития ребенка.

Наряду с этим педагог-дефектолог обучает мать педагогическим технологиям эмоционального общения со своим ребенком, ориентируясь на индивидуальную программу воспитания малыша. Педагог-дефектолог проводит занятия с ребенком в присутствии матери, объясняет конкретную задачу каждого занятия; прослеживает динамику эмоционального, сенсорного и моторного развития ребенка; наблюдает и корректирует характер общения и взаимодействия матери со своим ребенком; ориентирует ее на изменения этого характера в других условиях воспитания; обучает мать умению наблюдать за изменением поведения и реакциями своего ребенка.

Важным направлением в психолого-педагогической поддержке семьи является налаживание адекватного взаимодействия между членами семьи с приоритетным выделением роли матери в целях нормализации эмоционального и соматического состояния малыша. Главной задачей работы педагога-дефекто­лога с родителями является формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакций и поведения.

После выписки из стационара организуется сопровождение ребенка с отклонениями в развитии на базе детской поликлиники по месту жительства, где проводится систематическое консультирование ребенка и его родителей различными специалистами. В случаях отклонений в развитии ребенка, по заявлению родителей и заключению Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для оказания коррекционной помощи его направляют в группу кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида («Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 № 129/23-16).

В группах кратковременного пребывания создаются специальные условия для занятий с ребенком, направленные на формирование психологических новообразований, ведущей деятельности, коррекцию и предупреждение вторичных отклонений в развитии.

К специальным условиям относятся: адекватные способы общения и взаимодействия взрослого с ребенком; создание предметно-развивающей среды; разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника; обучение родителей педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком; оказание психолого-педагоги­ческой помощи родителям в создании адекватных условий для воспитания ребенка в семье.

Индивидуальная программа состоит из двух частей. Первая часть раскрывает содержание коррекционно-развивающего обучения ребенка, вторая включает в себя содержание работы специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с родителями.

Разработка содержания программы для проведения коррекционно-педаго­гической работы с ребенком начинается с изучения как возрастных, так и индивидуальных особенностей развития ребенка. Психолого-педагогическое обследование направлено на выявление уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения – вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта – готовность к совместным действиям, наличие указательного жеста, способность к подражанию, умение действовать по образцу и по словесной инструкции), физической (развитие основных движений, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, наглядно-действенное мышление, ознакомление с окружающим, развитие речи, предметно-игровые действия, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом, учитывающие актуальный уровень сформированности основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т.е. зону ближайшего развития. Кроме того, в программе указывается, когда и в какие виды деятельности ребенок будет включаться во взаимодействии с одним ребенком, а затем и с другими сверстниками.

Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с семьей планируется также после изучения характера взаимодействия родителей со своим ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа разрабатывается на основе следующих принципов:

- учет онтогенетического хода развития основных линий развития;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;

- деятельностный подход к развитию личности ребенка;

- коррекционная направленность воспитательного процесса;

- доступность, повторяемость и концентричность предложенного материла.

Еще одной новой формой помощи родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья является интегрированное воспитание (в соответствии с методическим письмом Минобразования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 16.01.02 № 03-51-5 ин/23-03).

Создан новый тип дошкольного образовательного учреждения – учреждение комбинированного вида. В этих учреждениях воспитываются нормально развивающиеся дети и дети с отклонениями в развитии. Последние, как правило, получают коррекционную помощь либо в специальных, либо в интегрированных группах. В этих группах количество нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии имеет четкое соотношение: две трети – нормально развивающиеся дети и одна треть – дети с неярко выраженными отклонениями в развитии.

Коррекционно-педагогические занятия проводятся как индивидуально с каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, так и в подгруппе. При этом в подгруппы включаются как дети с отклонениями в развитии, так и нормально развивающиеся.

При организации коррекционно-развивающего обучения в интегрированных группах большое внимание уделяется индивидуальному подходу воспитателей к созданию условий для формирования адекватных форм взаимодействия каждого проблемного ребенка с нормально развивающимися сверстниками в разных видах деятельности (на занятиях по физическому и музыкальному воспитанию, входе проведения занятий по изобразительной деятельности, в свободной игровой деятельности).

Наряду с этим специалисты (педагог-дефектолог, педагог-психолог) проводят работу с родителями, которая организуется следующим образом. Фронтальная работа проводится со всеми родителями группы. В процессе этой работы специалисты большое внимание уделяют педагогическим технологиям общения (вербальным и невербальным формам) родителей со своими детьми; роли и значению игрушки и игры в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста; роли дидактической игры и театрализованной деятельности в познавательном развитии детей; формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности.

Индивидуальная программа работы специалистов с родителями имеет целью обучить родителей педагогическим технологиям общения со своими детьми; организации игровой деятельности детей в семье; сформировать у родителей уверенный и активный стиль воспитания.

В настоящее время консультативную и коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями в раз воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - student2.ru витии и их семьям оказывают в различных государственных организациях (реабилитационных центрах); региональных, благотворительных общественных организациях; обществах родителей и их детей, союзах родителей и их детей-инвалидов и т.д., в которых существуют отделы социальной адаптации и коррекционной педагогики, действуют Советы матерей и пр.

Наряду с этим активно действуют различные педагогические центры по типу негосударственных образовательных учреждений, некоммерческих негосударственных организаций, центров лечебной педагогики и др., группы социально-творческой реабилитации и др. В этих учреждениях оказывается комплексная поддержка семьям и их детям многими специалистами, в том числе педагогами-дефектологами. В своей практической работе ими используются психолого-педагогическая диагностика с дополнительными видами терапии: (агротерапия, зоотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, иппотерапия и др. Основными формами работы специалистов с детьми являются индивидуальные и групповые занятия. Основная форма деятельности, которую используют специалисты в работе с родителями – лекционно-просветительская.

Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии в новых организационных формах показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.

Литература

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 томах. – Т. 5. – М., 1983.

3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

4. Комплексная помощь семье с приемным ребенком / Сост. A.M. Щербакова. – М., 2002.

5. Лазуренко С.Б. Содержание деятельности педагога-дефектолога в системе комплексной реабилитации детей первого года жизни // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 1. – С. 4-7.

6. Лазуренко С.Б., Половинкина О.Б. Педагогические технологии в системе комплексной реабилитации недоношенных детей // Дефектология. – 2003. – № 4. – С. 53-56.

7. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. – 2003. – № 4. – С. 7-11.

8. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) // Дефектология. – 2001. – № 1.– С. 60-64.

9. Мухамедрахшлов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб., 1999.

10. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1999. – № 3. – С. 30-36.

11. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. – 1991. – №3. – С. 88-93.

12. Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения // Дефектология. – 2003. – № 4. – С. 11-17.

Наши рекомендации