Педагогическая деятельность как система
Системный подход в педагогике является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих. Под системой обычно понимается сложный объект, многоуровневое образование, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих целостность. Сложнейшей многоуровневой системой является сам человек. Естественно, что и процесс его образования, сложный, многоаспектный и многофакторный, должен строиться как система.
Понятие «педагогическая система» неоднозначно, его можно отнести к целому ряду систем, выполняющих образовательную функцию. Педагогической системой является система общего образования в целом, педагогический процесс конкретного учебного заведения, включающий в себя систему воспитания и систему обучения как его составные части. Педагогическая деятельность учителя, направленная на организацию целостного педагогического процесса, также может быть представлена как система; наконец, отдельное занятие можно рассматривать как элемент и в то же время как подсистему его деятельности. Таким образом, существует иерархия педагогических систем, в которой каждая из них выступает элементом (подсистемой) более общей системы.
Сущность любой педагогической системы определяется наличием в ней одних и тех же, независимо от ее уровня, элементов, без которых она функционировать не может (рис.2)
В отличие от существующих структурных схем, данная рассматривает педагогическую систему не столько субстанционально, сколько процессуально, поэтому расположение всех элементов выстроено в логике самого педагогического процесса и деятельности педагога, управляющего им.
В центре любой педагогической системы находятся личности учащегося и педагога, выступающие как совокупный субъект данной системы, определяющий ее цели, содержание воспитания и обучения и т.д. В некоторых работах наблюдается попытка отнести личность учителя лишь к условиям, средствам обучения. Между тем несостоятельность снижения ведущей роли педагога, постепенного вытеснения его техническими средствами обучения доказана слабой эффективностью столь популярного в 60-ые годы программированного обучения.
Личностный (совокупный субъект педагогического процесса) | |
личность ученика | личность учителя |
целевой (цели обучения и воспитания) | |
содержательный (содержание обучения и воспитания) | |
операционально-деятельностный (формы, методы, технологии обучения и воспитания) | |
педагогические условия (организационные, материальные, психологические) | |
результативно-рефлексивный (результаты деятельности, критерии оценки эффективности педагогической системы) |
Рис.2 Педагогическая система (структурные компоненты)
Даже в современных моделях обучения, где роль педагога внешне незаметна (дистанционное обучение, компьютерное обучение, телевизионное обучение), его личность остается полноценным субъектом педагогического процесса, создателем и творцом данных моделей и реализуемых ими программ, осуществляющим опосредованное взаимодействие с обучающимися с помощью технических средств. От его мастерства, общей и профессионально-педагогической культуры, уровня развития профессиональных способностей зависит педагогический процесс, эффективность функционирования педагогической системы. На уровне системы конкретного учреждения образования таким субъектом выступает весь педагогический коллектив.
Личность ученика, являясь своеобразным «объектом-субъектом» педагогической системы, одновременно выступает и в качестве ее цели: определение целей своей педагогической деятельности учитель осуществляет не только на основе социального заказа, содержащегося в требованиях государственного образовательного стандарта, но прежде всего через соотнесение данного заказа с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями обучающихся на основе изучения их образовательного потенциала и проектирования перспектив интеллектуального и личностного развития и становления. Распространенное явление в педагогической среде - искажение в сознании учителя целей педагогической деятельности, смещении средства на цель. «Эгоцентризм» и «предметоцентризм», присущий некоторым педагогам, ярко проявляется в их направленности прежде всего на свои собственные цели, в качестве которых чаще всего выступает усвоение учащимся системы предметных знаний и способов деятельности. Цель педагога должна быть прежде всего спроецирована на личность обучающегося, на ее становление и развитие, а преподаваемый им предмет восприниматься как средство реализации данной цели.
Педагогическая деятельность любого уровня начинается с диагностики: изучения и анализа исходного состояния педагогической системы: возможностей учащихся и своих собственных возможностей, имеющихся ресурсов, результатов ее предыдущего этапа развития. Затем осуществляется целеполагание: выстраивание педагогом своей профессиональной концепции (системы взглядов), которая содержит его целевые установки: осознание им целей и задач воспитания и обучения в целом, целей и задач данного учебного заведения и конкретизация их на уровне своего собственного предмета, курса. Общая структура целей педагога представляет собой иерархию целей: общегосударственные цели – цели определенного учреждения образования – цели обучения и воспитания конкретного класса и ученика.
Общегосударственная цель - это социальный заказ системе общего среднего образования, сформулированный в государственном общеобразовательном стандарте. На основе этой глобальной цели ведется аттестация выпускников как итог работы учебного заведения.
В современной образовательной ситуации, когда социальный заказ недостаточно четко определен и сформулирован и существует целый ряд концепций воспитания и обучения, когда возрастает роль самого учебного заведения в определении стратегии и тактики учебно-воспитательного процесса, педагогические коллективы школ все чаще разрабатывают и создают модели выпускника своего учебного заведения, опирающиеся на избранную ими концепцию и имеющиеся в их распоряжении человеческие и материальные ресурсы. В связи с этим возникает необходимость формирования методологической культуры педагогов, позволяющей осуществлять целеполагание на высоком теоретическом уровне, на основе анализа сложившейся социально-экономической ситуации, а также потребностей и возможностей данного учреждения образования.
Осознанное целеполагание определяет отбор содержания обучения и воспитания, форм, методов и технологийреализации поставленных целей, создание соответствующих педагогических условий, в число которых входят: организационные, направленные на создание активной развивающей среды и культурно-образовательного пространства, организацию деятельности учащихся; материальные - техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса;психологические - построение межличностных и деловых отношений, адекватных заданным педагогическим целям.
Наконец, результативно-рефлексивный компонент педагогической деятельности включает анализ и оценку ее результатов, при этом критерии оценки эффективности педагогической системы должны соответствовать заданным целям и задачам.
Необходимо отметить, что любая педагогическая система является составной частью социальной системы, вот почему ее совершенствование рассматривается как важнейшее условие общественного развития. Преобразования педагогических систем инициируются потребностями общества и определяются тема задачами, которые стоят перед ним на определенных этапах его развития. К сожалению, зачастую эти преобразования касаются отдельных элементов педагогической системы (чаще всего содержания образования), в то время как ее изменение в целом предполагает одновременное совершенствование всех ее компонентов. Как справедливо отмечает В.А.Сластенин, любые преобразования, локализирующиеся на отдельных элементах педагогической системы и не затрагивающей другие, приводят к тому, что этот элемент выпадает из системы, либо вступает в противоречие с ними (17, с.196). Педагогу также необходимо уходить от поиска какого-либо «уединенного средства», которое поможет ему усовершенствовать педагогический процесс, и обратить свое внимание на целостное преобразование и построение своей педагогической деятельности как индивидуальной педагогической системы на основе гармонизации и соответствия всех ее составляющих.
Основные компоненты педагогической деятельности, обеспечивая ее целостность, в то же время отражают ее многофункциональный характер, что позволило исследователям выделить данные компоненты как самостоятельные деятельности, определить составляющие их действия, освоение которых учителем обеспечивает профессиональную умелость и компетентность. На основе анализа существующих подходов (Н.В.Кузьмина, Е.И.Рогов, В.А.Сластенин) выстраивается следующая система данных деятельностей и действий (табл.2):
Таблица 2.