Петербург и Москва оказались средоточием образовательных, лечебных и благотворительных учреждений, а впоследствии и профильных научных центров
В ведущих российских городах концентрировались лучшие сурдопедагогические силы, в столичные училища собирали воспитанников по всей империи. Достаточно сказать, что из 490 призреваемых, обитавших в заведениях Петербурга и его пригородов, только 192 человека являлись уроженцами Петербургской губернии, остальные же съехались в столицу из 60 российских регионов. Попечительство заговорило о нецелевых тратах на содержание в подведомственных учреждениях иногородних, о необходимости скорейшего открытия профильных заведений во всех административных территориях империи. Финансовые соображения начинают влиять на политику школьного строительства. Чиновники центрального аппарата ВУИМ, еще недавно мало интересовавшиеся инициативой на местах, сами начинают стимулировать региональные отделения к энергичным действиям по сбору средств и открытию специальных учебных заведений.
Событием стало открытие осенью 1900 г. в Москве первого детского сада — пансиона для глухонемых детей в возрасте от 2 до 6 лет». Порог уникального учреждения, расположившегося мл съемной квартире (ул. Калужская, д. 2), перешагнули 5 малышей. Вскоре их число увеличивается, и организаторы арендуют смежную квартиру, но и это не спасает положения. В 1903 г. детский сад переезжает в более просторную квартиру, а спустя еще два года занимает большой особняк, принадлежащий Московскому попечительству о слепых. К 1917 г. число воспитанников специального дошкольного учреждения превысит 50 человек.
Идеолог и создатель детского сада — пансиона Наталья Александровна Рау так формулировала цель воспитания детей в учреждении: «Физическое развитие, сенсомоторная культура, трудовые и общественные навыки. Во главе всех занятий стояли синтетическое чтение с губ и рефлекторное произношение, подражание устной речи — все в связи с игрой и интересами, отвечающими возрасту ребенка. Все сводилось к главной цели — играючи мриучить ребенка понимать речь и выражать свое желание живым, устным словом».
Торжественный вечер, посвященный десятилетию московского детского сада — пансиона для глухонемых детей, украсил доклад Ф. А. Рау об истории уникального для России и Европы дошкольного учреждения.
Ф. А. Рау объясняет мотивы, побудившие москвичей сделать шаг в сторону более раннего начала обучения детей с нарушением слуха.
«Идея — создать учебно-воспитательное заведение для глухонемых детей дошкольного возраста, так называемый детский сад, возникла вскоре после того, как я был призван к управлению Арнольдовским училищем для глухонемых. Видя, в каком запущенном физическом, нравственном и умственном состоянии глухонемые 9 и 11-летнего возраста поступают в училище, моя жена, Наталья Александровна Рау, решила устроить заведение, в котором глухонемые дети с самого раннего возраста, с 3, 4 лет, могли бы получать то воспитание, которое, за редким исключением, родная семья не может им дать вследствие незнания необходимых специальных приемов. Что глухонемых детей уже с такого раннего возраста можно обучать, в этом не было сомнения; это доказал опыт Запада и Америки, где детские сады для глухонемых все больше и больше распространяются. <...>28 октября 1900 г. был открыт с 5 учениками первый в России детский сад — пансион для глухонемых. <...> Число воспитанников из года в год постоянно возрастало и дошло в прошлом году до 35 человек. Это число мы считаем предельным, чтобы сохранить семейный характер и иметь возможность вникнуть в индивидуальность каждого ребенка».
Сообщив присутствующим о том, что за десять лет в дошкольном учреждении получили помощь 92 ребенка, Ф. А. Рау переходит к вопросу, равно беспокоившему всех организаторов специальных заведений, — к проблеме недостаточного и нестабильного финансирования. Сад выживал благодаря денежной помощи дочери П. М. Третьякова, Любови Павловны Гриценко-Бакст, Эммы Максимовны Банза, Марии Федоровны Морозовой. Однако постоянная зависимость от благодарителя и унизительный поиск средств отнимали силы, а главное — не позволяли вывести помощь глухим детям на тот уровень, который могли обеспечить имевшиеся в Москве квалифицированные сурдопедагоги. «Нормальное ли это положение, — восклицает Ф. А. Рау, — чтобы учреждение, которое за 10 лет доказало свою полезность, которое пользуется полной симпатией всех родителей, отдавших ему своих детей на воспитание, а также широким сочувствием всех слоев общества, — чтобы это учреждение ежегодно волновалось решением вопроса: быть или не быть?» Свою речь Федор Андреевич закончил патетическим пассажем: «Здесь затрачивается огромное количество энергии и терпения для того, чтобы достичь крошечных результатов. Но эти крошечные результаты являются важным условием для успешности дальнейшего обучения. Детский сад исполнит свое назначение, если он создаст прочный фундамент по отношению устной речи, т. е. внятное произношение, уверенное чтение с губ и охоту глухонемых к самостоятельному употреблению устного слова, хотя бы в виде простых фраз».
Вплоть до 1917 г. детский сад Н. А. Рау являлся образцом и пропагандистом дошкольного воспитания глухих, из разных уголков империи приезжали в него энтузиасты обучения детей с нарушением слуха, дабы познакомиться с модельным учреждением. Примеру москвичей следуют Петербург (1902), Киев (1905), Александровск Екатеринославской губернии (1910).
По мнению Ф. А. Рау, в Первопрестольной в 1902 г. проживало 108 глухих детей в возрасте от пяти до девяти лет, для оказания им необходимой педагогической помощи требовалось открыть как минимум 5 детских садов (каждый на 20—25 воспитанников). С 1913 г. при модельном учреждении открываются подготовительные курсы «с целью создать для детских садов и для домашнего воспитания глухонемых кадры подготовленных воспитательниц и дать матерям возможность ознакомиться с приемами воспитания глухонемых детей дошкольного возраста»1. Вскоре городское самоуправление поручает Н. А. Рау организовать и возглавить еще три детских сада для глухих детей (1915).
Прежде всего, отметим, что успешный практический опыт работы с глухими детьми школьного возраста навел сурдопедагогов на мысль о целесообразности переноса начала обучения на более ранний возраст. Подобная инициатива не могла исходить ни от родителей, ни от филантропов, ни от 15УИМ, ни тем более от Министерства народного просвещения, она стала возможной благодаря многолетней работе специальных школ. Сторонники идеи обучения глухих малышей легко нашли организационную форму — детский сад. К началу XX в. эта модель воспитания и обучения получила известность в России. Многие необходимые условия для открытия детского сада имелись, Н. А. и Ф. А. Рау удачно воспользовались ими ради практической реализации своей педагогической идеи.
Модель специальной школы Россия хотя и творчески, но заимствовала, а вот модель специального дошкольного учреждения создана в нашей стране. Россия опередила многие европейские страны — лидеры в построении этого важнейшего компонента национальной системы специального образования.
Что же касается внутреннего соперничества российских столиц, то Москва сумела обогнать Петербург. Поначалу Императорское училище проигнорировало инициативу, рожденную соперницей, и не сочло нужным воспользоваться московским опытом. Столица обзаведется детским садом с двухлетним опозданием (1902). Примечательно, что Ф. А. Рау в своей речи ни разу не упомянул о петербургском опыте. Так, обстоятельства, далекие от проблемы специального образования, могут влиять на его распространение по территории страны. Если в Москве дошкольным учреждением заведовал педагог, то в Петербурге его возглавили врачи М. В. Богданов-Березовский и Е. С. Боришпольский. К 1 января 1904 г. сад посещало 16 глухих детей, педагогический персонал состоял из шести человек, включая М. А. Захарову. Мария Анастасиевна участвовала в работе российских съездов деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых. Со временем она займет пост заведующей детским садом, а в 1912 г. примет руководство первым в стране приютом для слепоглухонемых детей.
Итак, количественные изменения постепенно переходили в качественные. Вокруг первых школ создавались некие силовые поля, втягивающие в проблему все большее число россиян. По стране распространялась информация о школах глухих, причем происходило это на фоне переосмысления и переоценки населением роли школьного обучения.
«Жажда просвещения, — писал М. В. Богданов-Березовский, — особенно за последнее время, действительно повлияла и на наплыв
228 стр
Все они возникали благодаря частным инициативам и не имели стабильной финансовой поддержки от правительства за исключением Пегербургского и Варшавского институтов. Живя на частные пожертвования и благотворительные средства ВУИМ, школы испытывали постоянную зависимость, в том числе в выборе целей и содержания обучения, от меценатов. В отличие от немецких или скандинавских специальных институтов российские училища не курировались Министерством просвещения и, следовательно, не получали от государства не только материальной, но и административной и методической помощи. На государственном уровне никто не проявил заинтересованности в распространении прогрессивного сурдопедагогического опыта лучших училищ среди других учебных заведений страны, в силу чего научные достижения петербуржцев, москвичей и учителей Прибалтики долгое время оставались недоступными для большинства коллег-сурдопедагогов. Каждая школа оказалась вынужденной самостоятельно готовить для себя педагогические кадры. Все перечисленные факторы тормозили создание в масштабах страны сети специальных образовательных учреждений, соразмерной числу нуждающихся.
И все же экономические и политические реформы делали свое дело. Общественное сознание медленно, но менялось, все больше людей, еще вчера далеких от вопросов специального обучения, оказываются вовлеченными в их решение. Россияне помогают попечителям деньгами, но главное — задумались о гражданском праве глухих детей на образование. Доказательством тому служит появление на российской «карте школ глухих» казачьей станицы Горячеводской.
1 октября 1911 г. отставной урядник казак Иван Сергеевич Климов на собственные сбережения открыл в родной станице1 класс для глухонемых детей. Что же это был за человек? Военную службу Климову выпало проходить в столице в составе личного императорского конвоя. Сегодня невозможно установить, какие причины побудили казака задуматься об обучении глухих. Быть может, сопровождая императора Александра III в придворное училище, он познакомился с воспитанниками и решил изменить карьеру, а быть может, повод оказался совсем иным, не это важно. Военный человек, казак из элитного подразделения записался слушателем педагогического курса в Петербургском училище глухих. Парадокс? Но ведь и Гаюи начинал служебную карьеру шифровальщиком в Министерстве иностранных дел. Правда, в отличие от Гаюи урядник Климов не общался с Ж.-Ж. Руссо и вряд ли читал знаменитые письма Д. Дидро. Как же сумел уроженец кавказской станицы, православный казак Климов сравняться с просвещенными парижанами Дидро, Гаюи, Руссо, Эпе?
Обогнать время, по которому жили земляки-станичники, Климов смог в силу особой гражданской позиции. На проблему обучения глухих, точнее, его отсутствия в границах земель Терского казачьего войска урядник взглянул глазами свободного, грамотного человека, гражданина, патриота-государственника. Им двигало н православное благочиние, не протестантское понимание важности обучения грамоте, не просвещенческие идеалы прав личности. Принадлежа к особому сословию, Иван Сергеевич с молоком матери впитал не только чувство преданности царю и Отечеству, но и убежденность в ответной заботе государя о казачестве. Однако на глухих казачат эта забота, как выяснилось, не распространялась.
Живя в родной станице, И. С. Климов, конечно, смотрел на глухих детей с присущей русскому человеку жалостью, но после знакомства со столичным училищем, тем более после стажировки в нем, представления урядника изменились. В Петербурге он узнал, что, во-первых, глухих детей, как и обычных, можно учить грамоте, во-вторых, что во многих странах их давным-давно учат, в-третьих, глухих давно учат и в России. Если первые два положения могли оказаться для военного человека только любопытной информацией, то третье задело за живое. Казаки, в том числе отцы и братья глухих детей, исправно несут военную Повинность, тогда почему государство не предоставляет их глухим сородичам бесплатное школьное обучение, как всем остальным казачатам? Вряд ли И. С. Климов заподозрил верховную или войсковую власть в нарушении слова, скорее он предположил, что та просто «не в курсе», и решил исправить положение. Глухота, по мнению Климова, не должна была служить причиной лишения ребенка гражданского права на образование.
Располагая статистикой о распространенности глухоты на европейском континенте, урядник воспользовался опубликованными данными переписи населения 1897 г. и вычислил вероятную численность взрослых глухих в крае, а затем — приблизительное количество таких детей в близлежащих станицах. По мнению образованного урядника, в Терской области должно было проживать около 375 глухих детей в возрасте от 7 до 14 лет. По его заявлению атаман Пятигорского отдела полковник И. Д. Попов распорядился подсчитать истинное число глухонемых детей обоего пола по станицам вверенного ему отдела. Полученная информация (18 человек) не устроила энтузиаста, который сам проехал по станицам и выявил 40 детей с нарушением слуха. Причину несовпадения данных И. С. Климов видел в том, «что само население не знает, сколько у них есть всего глухонемых».
Не дожидаясь перемен, отставной урядник решает сам взяться за дело и открывает в небольшой саманной избе класс на 11 учеников. Местные власти не мешали, но и не помогали подвижнику, который на личные средства и символическую плату родителей пытался содержать частную школу-класс, что оказалось весьма трудно. «Масса глухонемых, — с горечью писал Иван Сергеевич, — остается в Терской области без всякого обучения и призрения. Зародившаяся же школа не в состоянии принимать за такую плату, как указано в этом отчете, а многие родители не в состоянии даже и этой платы вносить. Между прочим, нормальные дети из казачьего сословия обучаются в станичных школах бесплатно Родители глухонемых детей несут все военные и общественные повинности наравне с прочими, следовательно, и дети их должны пользоваться такими же правами, как и нормальные». Трудно отказать уряднику в государственном понимании права глухого ребенка на образование и юридических основ организации специального обучения.
Список учащихся горячеводской школы указывает на отсутствие у И. С. Климова сословных или иных предубеждений при зачислении ребенка в свое учреждение (см. табл. 4). Изначально беспокоясь о судьбе казачат, урядник-сурдопедагог готов был принимать в школу любого глухого ребенка. Первоначально он набрал 6 мальчиков и 5 девочек (8 из казаков, двое из мещан, одна — крестьянка). Определяющим являлся не пол, вероисповедание или происхождение, а гражданское право глухого на образование.
Успехи, которых удалось достичь за короткий первый учебный год (с 1 ноября 1911 г. по 1 мая 1912 г.), педагог описывал так: «Поставлено 26 звуков и более 150 понятий (слов). Звуки и слова глухонемые дети могут говорить сами и понимать их у говорящего лица по движению губ и языка, а также прочитывать по букварю и написать их. Кроме того, они научились считать устно и письменно до десяти и записывать формулы на сложение и вычитание в пределах десяти». Допустимо предположить, что лучшие показатели обеспечили оглохшие и слабослышащие дети, тем не менее успех обучения не вызывает сомнения. В конце учебного года педагог провел «публичное испытание глухонемых». Трудный для детей и учителя экзамен Иван Сергеевич организовал сознательно, дабы, как он сам пишет: «Убедить присутствующую публику, что глухонемые обучаются в училище всем тем предметам, каким обучаются и слышащие дети в народных школах, чтобы все, как сами родители глухонемых детей, так и местное население, относились бы к обучению глухонемых с сочувствием, вниманием и доверием, так как в начале, при открытии этого училища, многие не обращали на это никакого внимания, а некоторые по своему незнанию относились с каким-то недоверием, говоря, что для глухонемого разговорная речь недоступна и всякое другое обучение для него лишнее».
Поставленной цели подвижник отчасти достиг, к его детищу и попыткам обучения глухих стали относиться с большим вниманием. В ноябре 1912 г. училище посетил начальник Терской области С. И. Флейшер, засвидетельствовавший успехи учеников и свое удовлетворение записью в школьной книге отзывов. Заинтересованное отношение к училищу атаман подтвердил приказом по Терскому казачьему войску и по области (№ 1854 от 21/31 декабря 1912 г.). Приказ отмечал «результаты громадной работы г. Климова, организатора и учредителя школы, вложившего свое сердце и душу в дело обращения обиженных природой несчастных в разумные и сознательные существа» и содержал поручение «младшему помощнику доложить свои соображения, чем может прийти на помощь горячеводской школе глухонемых войско».
Таблица 4
Список учеников горячеводской школы (отчет за 1912 г.)
Фамилия, имя и отчество | Время поступления в школу | Возраст | Сословие | Причина глухоты и время наступления ее | Способности | Плата за обучение и содержание (р.) |
1. Блажко Иван Романович | 28.10.1911 | казач. | Восп. головного мозга на 4-м году от рождения | хор. | ||
2. Танько Илья Васильевич | 18.10.1911 | казач. | Восп. мозговых оболочек на 1 - м году от рождения | хор. | ||
3. Гринев Анатолий Дмитриевич | 30.10.1911 | казач. | Врожденная | хор. | ||
4. Сигида Николай Акимович | 2.11.1911 | казач. | От испуга парализован лабиринт слухового органа на 2-м году | слаб. | ||
5. Шиповалова Мария Игнатьевна | 2.11.1911 | казач. | Врожденная | хор. | ||
6. Стогнева Татьяна Моисеевна | 6.11.1911 | крест. | Восп. мозговых оболочек головного мозга на 2-м году от рождения | хор. | ||
7. Макаренко Анна Ивановна | 12.11.1911 | казач. | Врожденная | сред | ||
8. Ромашенко Семен Иванович | 11.11.1911 | казач. | Тиф на 4-м году от рождения | хор. | ||
9. Ходин Иван Федорович | 6.12.1911 | казач. | Поражен слуховой нерв на 2-м году от рождения. Громкую речь слышит | сред | ||
10. Дятлова Александра Терентьевна | 13.12.1911 | мещ. | Восп. головного мозга на 2-м году от рождения | слаб. | ||
11. Морозова Александра Константиновна | 10.02.1912 | мещ. | Тиф на 6-м году от рождения, есть речь, но произносит непонятно | сред |
Короткая история уникальной станичной школы весьма поучительна. Не начнись через полгода мировая война и не случись все то, что за ней последовало, убеждены, в скором времени сначала в одном округе, а затем во всех казачьих землях сумели бы решить вопрос об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. В пользу этого соображения говорит и настойчивость урядника И. С. Климова, и быстро достигнутое им взаимопонимание со станичниками, и ясная позиция командующего Терского казачьего войска С. Н. Флейшера. Напомним, в Новочеркасске, на территории Донского казачьего войска, несколько раньше княгиня К. М. Святополк-Мирская и местное Попечительство о бедных учредили школу-приют для глухих детей (1886).
Почин отставного урядника И. С. Климова, одобренный казаками и высшим военным руководством, можно оценивать как свидетельство происходящих перемен в гражданском сознании россиян. Речь идет уже не о столичных жителях, не о людях, ориентированных на западную культуру и европейскую систему ценностей, а о представителях «народа» («низов», «почвы»).
Да, к началу XX в. (1902) ведущими и наиболее крупными специальными заведениями для детей с недостатками слуха оставались старейшие училища Петербурга, Варшавы и Москвы (см. табл. 5). Тем не менее, не стоит недооценивать темпы и географию развития сети в целом.
Таблица 5
Ведущие российские учебные заведения для глухих (по состоянию на 1902 г.)
Наименование заведения | Число учащихся | Число педа гогов | Число классов и отделений | Годовой бюджет (в р.) |
Апександро-Мариинское (С.-Петербург) училище ВУИМ | 118 000 | |||
Варшавский институт глухонемых и слепых (Министерство народного образования) | 72 000 | |||
Арнольдо-Третьяковское училище (Москва) | 73 500 |
Дабы осознать дистанцию между старейшими училищами и прочими, достаточно сравнить численность воспитанников и педагогов столичных школ с показателями заведений, следующих за ними. Новочеркасская школа в отчетный год имела 62 ученика и 5 педагогов, казанская — 61 ученика и 6 педагогов, их годовые бюджеты соответственно равнялись 7000 р. и 2200 р. Мы сознательно сопоставляем бюджеты, так как качество обучения в значительной мере зависело от объемов финансирования, а оно, в свою очередь, измерялось щедростью учредителей и попечителей. Иными словами, глухие дети, проживающие в разных территориях Российской империи, не могли надеяться (тем более претендовать) на равные условия обучения и содержания. Тем не менее очевидна динамика процесса развития сети специальных учреждений, которые в известной мере управлялись и координировались Попечительством государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых.
Есть все основания полагать, что со временем Россия неминуемо пошла бы по европейскому пути создания государственных специальных учебных заведений. Число региональных отделений попечительства стремительно росло, ширились ряды состоящих в них активных членов, жертвователей на дело обучения неслышащих, появлялись школы нового типа, отвечающие духу либеральных реформ. Особого внимания заслуживает Мариинская Александровская школа-хутор (1903).
Оригинальная модель учебного заведения «школа-хутор» возникла вблизи города Александровска Екатеринославской губернии благодаря энергии и душевной щедрости небольшой группы подвижников. Школа-хутор (сегодня она определялась бы как учебно-производственный комплекс) занимала 11 гектаров подаренной и 40 гектаров арендуемой земли, где разместились учебный, спальный и медицинский корпуса, церковь, хозяйственный блок с пекарней, баней и прачечной. Школа обустроила большое учебно-подсобное хозяйство, куда входили сады, огороды с парниками, пасека, молочная и свиная фермы, опытные поля и даже сельскохозяйственная метеорологическая станция, а кроме того, мастерские для обучения столярному, токарному, переплетному делу, вязанию и рукоделию.
Отчет учителя А. А. Мальцева о состоянии сельского хозяйства читается как гимн свободному фермерству, опирающемуся на агрономическую науку. За сезон воспитанники-хуторяне под руководством педагогов собирали со своих земель около 10 т озимой и 8,5 т яровой пшеницы, 1,5 т ячменя, выращивали арбузы, дыни, баклажаны, огурцы, капусту, зелень, обеспечивая себя и персонал хлебом, овощами и фруктами полностью. Имела школа и теплицу-оранжерею, что позволило организовать цветоводство, выращивать на продажу розы. Рациональное землепользование осуществлялось с помощью Харьковского агрономического бюро, с которым школа заключила договор. Для обработки земли, сбора урожая хуторяне располагали самым современным инвентарем и достаточным техническим парком.
Хозяйство держало много скота и птицы, до сотни свиней, 12 лошадей, столько же коров, обеспечивая себя полностью молоком и мясом. Ферма постоянно пополнялась животными элитных пород (коровы голландской и симментальской породы, свиньи йоркширской породы, плимутрокские и итальянские куры), вызывая зависть и интерес у местных жителей.
Со временем в целях экономии средств на ремонт одежды и обуви, а также ради обучения воспитанников ремеслу школа пригласила профильных мастеров и придала им в помощь учащихся.
В 1908 г. усилиями регионального отдела попечительства, при активной поддержке уездного земства, училище получило небольшой участок земли на побережье Черного моря в Евпатории и организовало там школу-санаторий на 30 мест.
Благодаря энергии, разумному ведению хозяйства, коммерческой жилке администрации и пожертвованиям жителей губернии за 5 лет школа увеличила свой капитал с 300 р. (1903) до 186 000 р. в Александровском и 173 000 р. в Евпаторийском отделениях (1908).
Активность и целеустремленность Александровского отдела попечительства и коллектива учебного комплекса вызывают восхищение, тем более что рождение и становление школы пришлись на драматический отрезок времени в отечественной истории. «В 1904 г. началась война с Японией, в 1905 г. пронеслись широкой волной народные волнения с забастовками и еврейскими погромами, каковые бедствия, естественно, прежде всего самым пагубным образом отразились на благосостоянии всех благотворительных учреждений вообще. <...> В особенности тяжелым годом явился 1906 г. <...> Школа в Александровске была временно с июня по 15 сентября закрыта, деятельность отдела приостановлена, и мало было вероятия на возрождение этого симпатичнейшего учреждения. Причиной явились последствия 1905 г.», — отмечено в отчете отделения, представленного в попечительство в 1908 г.
ВУИМ почти не помогал школе-хутору. Первоначально выделив пятитысячный кредит под процент, Попечительство пообещало школе 80 000 р., но слово не сдержало. Пытаясь выбиться из долгов, отдел устраивал лотереи, распродажи, обращался за помощью к населению.
Заметим, рабочие Екатеринославской губернии обратились к собратьям с воззванием отчислить от своих заработков средства в пользу школы. Сумма отчислений составила 495 р.! Знакомство с финансовым отчетом (1907) позволяет понять, что школа-хутор выжила в трудные времена и продолжала крепнуть не только благодаря пожертвованиям, но и рачительному ведению хозяйства, грамотному использованию имеющейся недвижимости, земли, техники, а также труду учащихся и педагогов.
Подведем некоторые итоги. Хронологическое сопоставление развития сети учебных заведений для глухих на Западе и в России окажется явно не в пользу последней. В 1907 г. в Российской империи действовало 61 заведение для глухонемых, в том числе 7 приютов. В 50 школах, училищах и 4 учреждениях смешанного типа (для призрения и обучения) насчитывалось чуть болёе 2200 учеников и примерно 350 педагогов.
Анализируя приведенные статические данные как реальный итог вековых (1806—1907) усилий соотечественников в деле организации обучения глухих детей, доктор П. И. Якобий приходит к неутешительным выводам: «Положение дела образования глухонемых продолжает оставаться очень печальным. 2200 учащихся и призреваемых составляют едва 6% по отношению к числу глухонемых школьного возраста». И правда, на фоне успехов за рубежом картина выглядела удручающей. К началу XX столетия ряд североевропейских стран (Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Германия) сумел охватить школьным обучением более 85% глухих детей, проживающих на их территориях. На этом фоне российские 6% — показатель мизерный, казалось бы, не только у современника событий доктора П. И. Якобий, но и у нас, потомков, есть все основания для нелицеприятной критики пассивности властей. Вместе с тем картина выглядит неутешительной, если сопоставлять факты российской и западной жизни по хронологическому принципу. Но стоит разместить те же факты на шкале периодизации, как мы увидим несколько иную картину. И упомянутые европейские страны, и Россия в конце XIX — начале XX в. пребывали в границах одного и того же третьего периода эволюции отношения и соотносящегося с ним первого этапа строительства системы специального образования для глухих детей, однако проживали разные его стадии. Страны Запада накануне Первой мировой войны уже завершали строительство национальных систем специального образования, тогда как Российская империя находилась в стадии активного созидания. Страна вошла в общеевропейский поток и не была в нем аутсайдером, если сопоставлять факты европейской и отечественной истории, соответствующие началу третьего периода эволюции. Более того, в России складывалась незнакомая Европе демократическая традиция в организации обучения глухих: ни пол ребенка, ни его сословная, религиозная или национальная принадлежность не имели решающего значения при приеме в учебное заведение. Вынужденный опыт обрел черты традиции в конце XIX — начала XX в., возможно, потому, что уходила она своими корнями в исконные русские православные идеалы благочестия, жалости и сострадательного отношения к детям, обиженным судьбой. То, что не допускалось при организации обучения здоровых детей, становится дозволенным и одобряемым в организации обучения детей, страдающих не по своей воле.
При благополучном стечении исторических обстоятельств Россия эволюционным путем в относительно короткий срок, несомненно, смогла бы войти в число стран, задающих тон в деле обучения глухих, к тому были все предпосылки.