Социально-бытовая ориентировка
Кл-по70ч.
Пояснительная записка.
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации имбецилов показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в окружающей жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использования табличек, объявлений указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связанны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить имбецил в школе, т.е. с чтением, письмом, счётом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка-имбецила. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счёту имбецил может более успешно адаптироваться в общественной жизни: между тем, бесспорно и другое – одного обучения грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Этот предмет вводится в учебный план для имбецильных классов с 4-го года обучения; но будет недостаточным, если имбецил заучит и будет владеть только умениями и навыками, указанными в программе. Программа предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций правильных взаимоотношений с людьми.
Программа
I V класс (70 часов)
Я и моя семья. Место жительства
Значение и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.
Навыки общения и культуры поведения
Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине, в транспорте. Систематические посещения кино, кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов. Навыки поведения в школьном буфете, столовой.
Моя школа и мой класс (мой детский дом, моя группа)
Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, нянечек. Знание всех школьных поведений. Четкое соблюдение всех режимных моментов и требований «Правил для учащихся». Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы и родителей.
Улица. Правила уличного движения. Транспорт
Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуару. Движение по тротуару у выездов со дворов домов. Экскурсия по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице.
Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Изучение детьми следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте.
Магазины
Виды магазинов: промтоварный, продовольственный. Что в них продается. Глобальное чтение вывесок «Булочная», «Гастроном», «Универмаг» и т. д. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер. Экскурсии в магазин.
Организация общественного питания
Буфет, школьная столовая. Правила поведения в столовой.
Знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду. Выработка привычки убирать за собой грязную посуду.
Культурные учреждения для отдыха учащихся
Парк, сквер. Отличие леса от парка и сквера. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений.
Праздники
Праздники дат Красного календаря и участие в школьных утренниках. День рождения В. И. Ленина. Детские и школьные годы. Беседы, чтение рассказов. Разучивание стихов, песен о В. И. Ленине. Экскурсия в музей В. И. Ленина.
V класс (70 часов)
Повторение материала 4-го класса
Знание места работы родителей и их профессии. Посещение (по возможности) места работы родителей и знакомство с характером их труда. Знание в каком классе учатся или где работают брат и сестра.
Навыки общения и культуры поведения
Систематические упражнения в диалоге, в умении коротко и полно ответить на поставленный вопрос, обратиться с просьбой, вопросом или предложением к знакомому и незнакомому человеку, действовать по устной инструкции, умение передать определенную просьбу, распоряжение указанному лицу и т. п.
Соблюдение правил культурного поведения на улице: использование урн, пользование туалетами. Продолжение работы по привитию культуры поведения в кино, театре, на остановках транспорта, в транспорте. Правила поведения дома: выполнение постоянных поручений в семье, забота о младших, старых или больных членах семьи.
Улица. Правила уличного движения. Транспорт
Улица. Переулок. Площадь. Названия улиц, переулков и площадей, расположенных вблизи школы и местожительства. Номера домов, подъездов, квартир. Нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры. Пользование лифтов.
Табличка «Берегись автомобиля». Как надо идти около такой таблички.
Перекресток. Переход. Указатели, обозначающие переход. Указатели на перекрестках «Идите», «Стойте». Правила перехода. Узнавание дороги у прохожих, милиционера. Помощь старым и больным в переходе через улицу.
Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Таблички указателя остановок транспорта.
Телефон. Радио. Телевизор
Телефон. Назначение телефона. Умение слушать телефонный разговор и умение негромко говорить, направленно в микрофон. Умение позвать вызываемое лицо, положив в это время трубку на стол, а не на рычаг. Знание номера домашнего телефона, служебного телефона родителей, номеров экстренного вызова (01, 02, 03) Глобальное чтение таблички «Телефон-автомат». Умение пользоваться телефоном-автоматом.
Радио. Радиоприемники.
Телевизор. Умение пользоваться телевизором.
Магазины
Виды магазинов: специализированные, универсальные. Их назначение. Обслуживающий персонал. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой. Покупка в магазинах штучных товаров первой необходимости: булок, хлеба, соли, молока, масла и др., фасованных товаров. Умение завернуть товар в бумагу, сложить покупку в хозяйственную сумку. Отчет о покупке дома и размещение продуктов по местам.
Организация общественного питания.
Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсии).
Праздники
Празднование дат Красного календаря и участие в школьных утренниках. Юношеские годы В. И. Ленина. Чтение рассказов и стихов о В. И. Ленине. Проведение бесед и просмотр диафильмов. Экскурсия в музей В. И. Ленина.
VI класс (70 часов)
Повторение материала 5-го класса.
Транспорт
Стоимость презда и правила приобретения контрольного билета, компостирование талона, правила пользования проездным месячным билетом. Остановки транспорта по пути следования в школу. Знание ближайшей остановки, метро.
Почта. Телеграф
Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон. Почтовые ящики: синий – для междугородней корреспонденции, красный – для местной. Почтовые ящики: индивидуальные, домовые. Конверты, почтовые карточки, открытки. Знаки почтовой оплаты. Марки. Приклеивание марок на конверт на сумму 5 копеек. Отправление писем в адрес школы, дома и получение их. Телеграммы деловые и поздравительные. Перевозка почты.
Бытовые осветительные приборы
Электричество. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами. Бытовая электроарматура: розетка, выключатель, вилка, провод. Электрическая лампочка. Ввертывание лампочки в патрон под наблюдением взрослых. Светильники: люстры, бра, торшеры, настольные лампы.
Магазины
Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Культтовары», «Канцелярские товары». Игра в магазин. Тренировка учащихся в умении отобрать нужный товар в магазине и рассчитаться в кассе. Систематические упражнения в размене денег и подсчетах стоимости покупки и сдачи. Знание цен основных хлебо-булочных изделий, молочных продуктов, канцелярских товаров. Практические закупки товаров в обычных магазинах и магазинах самообслуживания. Колхозный рынок.
Организация общественного питания
Глобальное чтение вывесок «Столовая», «Буфет», «Кафе». Кто готовит пищу, моет посуду, нарезает хлеб (экскурсия). Столовая самообслуживания. Буфет. Различные покупки в буфете.
Праздники
Празднование дат Красного календаря и участие в школьных утренниках. В. И. Ленин – друг рабочих и крестьян. Забота В. И. Ленина о людях нашей страны.
VII класс (70 часов)
Повторение материала 6-го класса.
Наша Родина – СССР
Формирование представлений о Родине.
Столица СССР – Москва. Боевые подвиги советских людей. Труд людей в мирное время.
Каждый гражданин бережет социалистическую собственность, трудится на благо своей Родины.
Забота о людях в СССР
Благоустроенные квартиры учащихся. Благоустроенные помещения на заводах, фабриках и учреждениях. Обеденный перерыв. Общественное питание. 8-ми часовой рабочий день. Два выходных дня и их значимость. Оплачиваемый отпуск учащихся. Бесплатная учеба. Медицинская помощь на дому и оплата больничных листов. Лечение в санаториях.
Отношение к старым и больным: пенсия по старости и по болезни. Уважение старых и больных.
Культурный отдых трудящихся и детей: дома отдыха, курорты, пионерлагери, стадионы, бассейны, кино, театры.
Транспорт, служба быта в городе
Транспорт: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный.
Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по пошиву обуви, одежды, по ремонту обуви, одежды, бытовых электрических приборов, часов и др. Прачечная, химчистка.
Больницы, поликлиники
Больницы для детей и взрослых. Бесплатное лечение в больнице. Поликлиники для взрослых, для детей. Поликлиники по месту жительства. Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приеме у врача». Тренировка учащихся в умении вызвать врача на дом по телефону.
Торговля
Газетный киоск. Что продают в газетных киосках. Глобальное чтение вывесок «Газеты» и «Союзпечать». Практические покупки газет, открыток, конвертов, марок и др.
Торговые автоматы. Автоматы для продажи газированной воды. Автомат для продажи газет. Автомат для продажи открыток. Автомат для размена денег. Практические работы.
Занятия людей в городах и деревне
Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские. Что дает город деревне, деревня городу. Кем работают родители, братья, сестры, родственники. Картины из жизни города и деревни.
Праздники
Празднование дат Красного календаря и участие в школьных утренниках. Чтение рассказов, беседы о В. И. Ленине. Советские люди возлагают цветы, венки к памятникам В. И. Ленину.
VIII класс (70 часов)
Повторение материала 7-го класса.
Народы СССР
Советское государство – самая большая в мире страна. Народы в нашей стране живут дружной семьей.
Великая Отечественная война
Беседы о Великой Отечественной войне. Пионеры и комсомольцы – герои Советского Союза. Самоотверженный труд советских людей.
Мой город
Главные улицы города. Фабрики, заводы, вокзалы. Предприятия обслуживания трудящихся. Памятники города. Экскурсии к памятникам города. Реки, протекающие через город. Стадионы, парки, музеи, библиотеки, кино, театры.
Трудовое законодательство
Беседа о профессиях. Охрана интересов учащихся в трудовом законодательстве. Прием на работу. Документы: паспорт, заявление, трудовая книжка. Увольнение с работы.
Производство и его подразделения: цеха, участки. Мастер производства. Выполнение плана, брак, соревнование. Отдел кадров. Продукция. Требования к ней. Оплата труда. Выполнение правил внутреннего распорядка. Профсоюз. Трудовая книжка.
Правовые нормы социалистического общежития
Правила поведения дома, на улице, в общественных местах. Правила поведения на производстве. Береги социалистическое имущество. Ответственность за правонарушения. Милиция. Человек человеку – друг, товарищ, брат. Основные права граждан СССР – право на труд, на отдых, на образование. Кто не работает – тот не ест.
Праздники
Празднование дат Красного календаря и участие в школьных утренниках. Беседы о жизни В. И. Ленина.
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983
Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР