Определите отдельные показатели уровня воспитанности школьников
Ход мероприятия.
Ведущий: Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
· конкретизировать цели воспитательной работы;
· дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
· обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
· обосновать выбор содержания и методов воспитания;
· соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
· видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:
- определение цели и задач изучения;
- подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;
- выбор методик изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- исследование испытуемых;
- обработка и интерпретация результатов исследования;
- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:
· Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
· Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
· Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
· Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:
· отношение к учению;
· отношение к людям;
· отношение к самому себе;
· отношение к природе;
· отношение к труду;
· отношение к действительности.
Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.
Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Примерная методика изучения классного коллектива
Этап.
Определите отдельные показатели уровня воспитанности школьников.
С учетом возраста учащихся выберите и проведите методики определения воспитанности, например:
1. «Недописанный тезис»: Хорошая жизнь – это… Самое главное в жизни – это… Я не согласен с тем, что всегда говорят, будто… Если бы я был волшебником, то я непременно…
2. «Что люблю – что ненавижу»: Написать десять ответов на два вопроса: Что я больше всего люблю? Что я больше всего ненавижу?
3. «Мои социальные роли». Ответить на 6 вопросов: ставится поочередно 6 раз один и тот же вопрос «Кто ты?» (испытуемый пишет сразу, не зная о последующем вопросе).
Ассоциативный тест
Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи со словами:
Школа Учитель Человек Деньги | Мы Труд Книга И т.д. |
5. «Ранжирование» (расстановка слов по порядку личной значимости)
Вежливый Ласковый Гуманный Сильный Умный Предприимчивый Деловой и т.д. (выход на идеал и самооценку) | Искусство Лакомство Друзья Коллектив Семья Труд Родина Деньги и т.д. (выход на отношение к окружающему миру) |
Порядок выполнения:
Этап.