Вопрос Русская народная песня, песни народов СССР на эстраде (Л.Г. Зыкина, Л.А. Русланова, Н. В. Плевицкая.)
Вопрос: «Романс на концертной эстраде и его исполнители».
Жанр русского романса сформировался в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др. Исполнители русского раманса А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Позднее традиции романса продолжали Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
Романс —жанр сложный. Сложный потому, что надо обладать качествами, которые могут сразу выделить тебя из общего любительства в ранг владеющего этим жанром. И самое главное, качество — интонация. Исполнитель, нашедший свою интонацию, по существу, овладевает жанром, хотя может и не обладать особыми голосовыми данными. Романсы, как говорится, поются душой.
Романс — жанр честный, поскольку все страсти людские, все эмоциональные всплески и душевное состояние всегда искренни. Тут любовь и ненависть, застенчивость и гусарская удаль, радость и боль, счастье и страданье и т. д. То есть все- то эмоциональное состояние, которое невозможно скрыть, а можно только выразить. Если в мировой песенной лирике композиторы от М. Глинки и П. Чайковского до Д. Шостаковича и Г. Свиридовасчитаются профессиональными классическими композиторами, то в городском бытовом романсе, в его написании, зачастую были совершенно непрофессиональные музыканты. Надо ли говорить, что весь поэтический «золотой век» был в той или иной мере охвачен романсом. От Гавриила Державина, А. Пушкина и его окружения, А. Апухтина, А. Блока, С. Есенина до Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и Б. Окуджавы.
Не менее выдающимися были в свое время исполнители романсов. Тяга
«самостоятельного распевания» поэтических текстов, захватившая XIX и начало XX века, выявила целый ряд популярных и любимых исполнителей и исполнительниц русского романса. Гениальный Ф. Шаляпин, оперные и опереточные певцы: Ю. Морфесси, В. Зорина, Саша Давыдов. «Божественная Варя Панина», продолжили в наше время П. Лещенко, В. Козин, И. Юрьева, Т. Церетели, И. Козловский, Н. Обухова, Н. Брегвадзе, М. Шишков, В. Агафонов, и наверняка появятся еще молодые и интересные исполнители. История русского романса — живая история, которая вправе рассчитывать на будущее. Кто-то из музыкальных критиков точно, на мой взгляд, определил: «Русский романс есть феномен особого рода. Русский романс —это живой лирический отклик души народа». Прислушайтесь, прислушайтесь.
КЭТО ДЖАПАРИДЗЕ
Дважды она снималась в кино. В первый раз у режиссера С. Тимошенко, сделавшего первый опыт переноса концертной программы на кинопленку. В фильме, названном «Концерт на экране», предстали лучшие из лучших мастеров искусства. Телевидение еще находилось в стадии эксперимента и распространения не получило.
Иван Москвин, Николай Черкасов, Вера Давыдова, Вахтанг Чабукиани, Владимир Хенкин, Леонид Утесов — такие имена в одном концерте, пожалуй, можно было собрать только в кино,
Кэто Джапаридзе в этой ленте 1940 года превосходно спела «Сулико», далеко не самую типичную для ее репертуара песню. Но картина имела успех: ее смотрели всюду и не по одному разу.
Через четыре года (уже шла война) Джапаридзе вновь появилась на экране, и опять в киноконцерте, но только грузинском. Режиссеры С. Долидзе и Д. Рон» дели, поставившие «Щит Джургая», придали ему сюжетную форму, использовав для этого мотивы народного эпоса. Правда, Кэто обряжать в костюмы легендарных героев не стали —певица играет саму себя (в титрах ее персонаж был обозначен как «артистка») и занимается своим основным делом - поет замечательно, но и на этот раз вещи, составлявшие незначительную часть ее эстрадных программ,— грузинские песни. Через шесть лет после премьеры, когда о «Щите Джургая» стали забывать, да и популярность Кэто Джапаридзе пошла на спад, картина неожиданно получила Сталинскую премию. Обладательница прекрасного низкого голоса, мягкого «сердечного» тембра, Кэто прошла великолепную певческую школу. Еще в те годы, когда ходила в гимназию, будущая певица брала уроки пения у известного грузинского композитора Захария Палиашвили, предрекавшего девочке оперную карьеру.
Ее консерваторские педагоги Левицкий и Анна Джакели поражались, с каким тщанием работала студентка над своим голосом. Она проходит стажировку в Италии у Ваги и Станиоля, попасть к которым мечтали многие певцы, прибегала к советам и помощи одной из самых знаменитых певиц цыганского жанра Тамары Церетели.
Появление последней на жизненном пути Джапаридзе было знаменательным: певица, готовившаяся к оперной стезе, окончательно выбирает романс и эстраду. И хотя свою карьеру на эстрадных подмостках она начала поздно, дебютировав в тридцать четыре года, долго ждать признания ей не пришлось: на следующее утро после первого выступления она проснулась знаменитой.
Она пела «Мы вышли в сад» М. Толстого на стихи А. Толстой, «Как хороши те очи» П. Фальбинова-Н. Дулькевич, «Я помню вальса звук прелестный» Н. Листова или «Ясный месяц» П. Арманда и «В час заката» С. Бабова — Е. Эльпорта. Каждый спетый ею романс, каждая песня становились современными, ибо она умела наполнить их живым чувством.
Вадим Козин
Имя Вадима Алексеевича Козина, популярного эстрадного певца 1930-1940-х годов, хорошо известно людям старшего поколения. Артист выступал со старинными цыганскими и бытовыми романсами, русскими народными песнями, исполнял песни советских композиторов. Яркий и звонкий голос, искренность и теплота интонаций. Родился Козин в 1903 году в Петербурге. Его мать, Вера Владимировна Ильинская, в молодости пела в цыганском хоре. В доме нередко бывали Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая и другие звезды. Когда у юноши появился довольно сильный и красивый по тембру голос, он решил посвятить себя пению. Опытный педагог (мама) всегда был рядом. Вадим Козин с первых же выступлений завоевал признание. Внутренняя увлеченность, праздничность и страстность, с какими он пел старинные романсы, встречали у тогдашней аудитории самый доброжелательный прием.
Последовали приглашения в кинотеатры. В те годы существовал обычай на трех вечерних сеансах давать концерты перед началом фильма. На них можно было встретить как широко известных, так и молодых, делающих первые шаги актеров. Козин выступал на лучших площадках: в кинотеатрах «Капитолий», «Гигант», «Колосс», в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Пел под рояль, гитару, инструментальный и джазовый ансамбли.
Однако одаренный певец вскоре понял, что одними романсами не удержать долго симпатий слушателей и Козин начал включать в свои выступления русские народные песни, которые исполнял с большим мастерством и глубоким пониманием природы жанра. Он пел «Корабейников» на слова Некрасова, пел «Тройку почтовую», «Жигули». В репертуаре артиста по-прежнему оставались и такие прекрасные старинные романсы, как «Калитка», «Снова пою», «Мой костер», «Снился мне сад», «Газовая косынка».
Шутливо, легко, приподнято звучали у Козина такие популярные песенки конца 30-х годов, как «Маша», «Дружба», «Русая головка» композитора В. Сидорова, «Восемнадцать и девятнадцать» Д. Ашкенази. Перед самым началом Великой Отечественной войны Козин сочинил на слова поэта М. Рудермана песню «Махорочка», получившую признание фронтовиков, а в годы войны — «Письмо с фронта» и «Всем ты, молодец, хорош». Теплый прием встречали у слушателей и песни советских композиторов: «В лесу прифронтовом», «Два друга» и «Ленинградская песенка», с которыми артист выступал в военную пору.
Послевоенная концертная деятельность Вадима Козина оказалась прочно связанной с Дальним Востоком. Он объехал с концертами всю Сибирь, Дальний Восток, выступал на Камчатке, Курильских островах, в Якутии, Приморье. Его голос звучал и в республиках Закавказья— Азербайджане, Армении и Грузии.
Оценивая незаурядное искусство артиста, газета «Тихоокеанская правда» писала в 1967 году: «Каждая песня — музыкальный рассказ о человеческих судьбах, дружбе, любви и верности... Он не просто поет — он как бы беседует с сидящими перед ним людьми».
В этих словах суть всего песенного творчества В. Козина, имя которого по справедливости названо в числе звезд советской эстрады.
Многие романсы и песни, единственным исполнителем которых был Вадим Козин, остались в людской памяти.
Тамара Церетели
Тамара Церетели родилась в 1900 году в селе Свери Кутаисской губернии. Росла она в культурной, интеллигентной семье небогатых грузинских помещиков. Среднее образование она получила в кутаисском закрытом учебной заведении святой Нины.
В 1917 году она поступает на медицинский факультет в только что открывшийся в Тбилиси университет. Но когда через год появилась возможность отдаться любимому делу — пению и музыке, она уходит из университета. И это не все. Ради любимых романсов, ради настоящего творчества она находит в себе мужество и бросает через год даже консерваторию. Так начинается ее самостоятельная концертная деятельность. Сначала она ездит с концертами по городам Грузии. А в 1923 году Церетели покидает родину и пускается в концертные странствия по бескрайней России. Уезжала она из Грузии всего на несколько лет, а получилось, что на всю жизнь.
Чем же можно объяснить этот удивительный факт, что грузинская девушка стала лучшей исполнительницей русского старинного романса? Это чудесное превращение произошло благодаря встрече с замечательным русским музыкантом и композитором Борисом Прозоровским.
Через всю жизнь Тамара Семеновна пронесла в своей душе чувство благодарности этому человеку. Тем не менее, роль Прозоровского в ее судьбе обычно замалчивалась. О нем старались не говорить и не писать. Но в 1920-е годы никто не сомневался в том, что Церетели вывел на эстраду именно он — Борис Прозоровский. Это он научил ее манере исполнения, дал ей репертуар, стал ее концертмейстером и автором исполняемых ею романсов. Первый столичный концерт Тамары Церетели и Бориса Прозоровского состоялся 4 ноября 1923 года в зале Московской консерватории. С этого памятного концерта и началось победное шествие этого замечательного дуэта. С 1924 года устанавливаются выступления в Колонном зале, в этом же году Лондонское концертное бюро приглашает Церетели в Австралию. Разумеется, в те годы эта поездка не могла состояться. Но певица никогда не роптала на свою судьбу и всегда была рада встрече с публикой, было ли это в столице, или в глухой провинции, в России или в Средней Азии.
В начале 1930-х годов и Церетели пришлось петь революционные песни и песни гражданской войны. К счастью, этот «революционный период» в ее творческой биографии длился недолго. В эти годы певица много работает с Борисом Фоминым. Их творческое сотрудничество началось еще в 20-е годы, когда Фомин преподнес певице «Романс».
КЛАВДИЯ ШУЛЬЖЕНКО
Писать Шульженко не любила. «Мое дело — петь,— считала она — Пусть каждый занимается своим делом». Только однажды, уступив настойчивым просьбам друзей, села за воспоминания, но исписав две-три странички, отложила их и никогда больше к ним не возвращалась.
Родилась и росла на Украине, в городе Харькове.
КЛАВДИИ ШУЛЬЖЕНКО не любила темноты и с наступлением вечера избегала оставаться одна в квартире. В репертуаре были старинные песни и романсы — «Шелковый шнурок», «По старой Калужской дороге», «Дни за днями катятся», «Снился мне сад» - как мало, но какое разнообразие! Синельников говорил: «Ты актриса, ты должна играть песню, как мы играем спектакль, с той только разницей, что в песне все роли — твои».
В справедливости этих слов Шульженко убедилась и во время своего ленинградского дебюта, когда 5 мая 1928 года спела шуточную миниатюру, написанную по мотивам рассказа А. Чехова «На санках», на долю которой выпал наибольший успех. Работать над такими песнями было увлекательно и трудно, но Шульженко никогда не пасовала перед трудностями. Она постоянно расширяла свой репертуар, искала новые темы для своих песен. Ведь лирика в ее понимании не ограничивается только песнями о любви с встречами и прощаниями.
В одной из статей о современной эстрадной звезде утверждалось, что путь ее усыпан розами. Не знаю, насколько это верно по отношению к певице, чье творчество не раз подвергалось резкой критике, но к Шульженко подобное утверждение неприложимо. «Вся моя жизнь — экзамены, которые каждый раз приходится сдавать заново, без ссылки на былые заслуги»,— не раз говорила она.
16 декабря 1939 года в ложе Колонного зала Дома союзов, где проходил третий тур, разместилось жюри, возглавляемое И. Дунаевским. Такого авторитетного жюри впоследствии не собирал ни один эстрадный конкурс: М. Зощенко, В. Ардов, Л; Утесов, И. Смирнов-Сокольский, И. Ильинский, В. Яхонтов, И. Моисеев... Да и состав конкурсантов был, как никогда, сильным: М. Миронова, А. Райкии, А. Редель и М. Хрусталев — один номер лучше другого, опасность оказаться не на «уровне» была велика.
«Волновалась я ужасно, вспоминала Клавдия Ивановна.—Особенно когда встала у рояля и увидела блокноты жюри, показавшиеся мне гигантскими, а из-за них, как из-за баррикады, нацеленные на меня авторучки.
Шульженко - единственная из конкурсантов — пела на «бис».
На другой день жюри собралось в последний раз, чтобы вынести свое решение. Споры шли жаркие, различные, порой взаимоисключающие мнения возникали почти по каждой кандидатуре. Архивы сохранили стенограмму этих дебатов. Вот оценки выступления Шульженко:
Н. Смирнов-Сокольский: «Она —лауреат! И. Дунаевский: «Шульженко спела блестяще, просто здорово. Мастерство ее, несомненно.
Звание лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады Клавдия Ивановна Шульженко получила единогласно.
22 июня 1941 года от имени всего коллектива ансамбля в Ленинград ушла телеграмма с просьбой считать его добровольно вступившим в ряды Красной Армии.
За год работы в блокадном Ленинграде Шульженко дала пятьсот концертов. Для мирного времени цифра нереальная. Реальной она могла стать только в дни войны.
12 июля 1942 года, когда состоялся пятисотый концерт Шульженко и ее фронтовой бригады, красноармейская газета Ленинградского фронта писала; «Фронтовая концертная бригада справедливо именуется боевым подразделением песни. Это подразделение воодушевляет и зовет наших бойцов к героическим делам, оно помогает воспитанию стойкости, наступательного порыва и огненной ненависти к гитлеровским мерзавцам».
Четырнадцатью приказами Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром, изданными за один октябрь 1946 года, были запрещены триста произведений различных жанров. В их числе фактически все, что пела Шульженко,—«Записка», «Руки», «Часы», «Синий платочек», «Встречи», «Не жалею»...Песни эти вычеркивались из обихода: вслед за запрещением их исполнения последовал приказ об изъятии из продажи пластинок с их записями.
Шульженко осталась без репертуара. Но не сдалась. Почти год, не появляясь на Эстраде, работала над новой программой, обратившись за помощью к композиторам, с которыми ее связывала большая творческая дружба.
вопрос Русская народная песня, песни народов СССР на эстраде (Л.Г. Зыкина, Л.А. Русланова, Н. В. Плевицкая.)
Н. В. Плевицкая
Всё громче заявляет о себе частушка. В самостоятельный жанр частушка оформилась в последней трети XIX в. и получила распространение в первой половине ХХ в. В литературный обиход термин «частушка» впервые ввёл писатель Г.И. Успенский. В 10-е гг. ХХ в. взлёта популярности в России достигла исполнительница народной песни на эстраде – Надежда Васильевна Плевицкая, урождённая Винникова (1884-1940), выросшая на ярмарочных и садовых эстрадах. «Это была подлинная эстрадная звезда первой величины со всеми атрибутами, присущими такому «амплуа», – авантюрной биографией, ожесточёнными спорами в прессе, тысячными толпами 5 Многочисленные хоры требуют отдельного рассмотрения. 17 поклонников, миллионными тиражами грамзаписей, неслыханными гонорарами и т.п.» В её исполнении звучали песни: «Ухарь-купец», «Калинка», «Лучинушка», «Тихо тащится лошадка»; песни эпического склада: «Варяг», «Байкал», «Шумел, горел пожар московский»; стилизации в духе городского фольклора «Золотым кольцом сковали», «Маруся отравилась». Городские песни имели успех у публики. Музыковеды упрекали её за «кухарочный» репертуар, негармонирующие с образом народной певицы наряды и украшения из множества бриллиантов и жемчугов. Появились подражательницы М.А. Лидарская, А.Е. Сокольская, имевшие хорошие вокальные данные, но не обладавшие артистизмом Надежды Плевицкой. М.П. Комарова заимствовала у Плевицкой исполнительские приёмы: жесты, движения, мимику и даже складывание рук. Вокруг имени Н.В. Плевицкой разгорались споры. У некоторых, особенно у фольклористов, успех артистки вызывал тревогу о состоянии народного наследия. Один из авторов написал: «…Она может, не обладая сверхобыкновенным голосом, временами создавать безыскусственную иллюзию русской силы, русского простора, русской хватки и порой – скорби, что в ней лучше всего…»
Л.Г. Зыкина (1929–2009)
Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РСФСР, художественный руководитель Государственного академического ансамбля «Россия»
Зыкина Л.Г. родилась 10 июня 1929 года в городе Москве, (в районе нынешних Черемушек), в семье рабочего. Мать – Екатерина Васильевна работала нянечкой-санитаркой в больнице. Отец – Георгий Петрович работал на хлебозаводе агентом по снабжению. В семье любили петь, и всегда, когда собирались родственники, в доме звучала песня.
Главной «песельницей» в доме была бабушка – Василиса Дмитриевна Лапшихина
Людмила Георгиевна Зыкина – величайшая певица ХХ века, объединившая несколько поколений россиян. Голос Зыкиной, ее исполнительское мастерство признаны ведущими музыкантами земли за эталон. Ее называют «Поющая эпоха», «Королева русской песни», «Золотой голос», «Мисс Волга», «Голос России».
В 1951 году Зыкина становится солисткой Хора русской песни Всесоюзного радио, а в 1952 году исполняет сольно первую песню «Глазки кари мне моргали» (слова А. Гадалова, музыка Н. Поликарпова).
В 1955 году появились первые студийные записи на пластинках в исполнении солистки Всесоюзного хора радио Людмилы Зыкиной, а также дуэты с З. Казаковой в сопровождении известного хора и оркестра народных инструментов, которым дирижировал Николай Кутузов. Среди них записи русских народных песен: «Ой, я вечор то ли девушка», «Ты, сосна моя», «Уж ты, гуленька», «Ой, да на горе калина стояла», «Ай да уж вы, ночи», «Из-за горочки туманник выходит», «Ах, что же ты, мой сизый голубочек», «Не велят Маше на реченьку ходить», «Ах, кабы на цветы да не мороз».
Среди первых авторских песен были также: «Нечетное число» (слова В. Пухначева, музыка В. Лаптева), «Кукует кукушечка» (сл. и муз. Н. Поликарпова), «Шуми, шуми, дубравушка» (слова Н. Герасимова, музыка А. Абрамского).
В 1957 году Людмила Зыкина принимает участие во всех конкурсах песни, проводимых в честь IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Она становится лауреатом фестиваля молодежи Московской области, лауреатом фестиваля молодежи Москвы, лауреатом Всесоюзного фестиваля молодежи.
Начинающий композитор Александр Аверкин написал песню на слова Виктора Бокова «На побывку едет», которая сразу стала популярной, благодаря мастерскому исполнению певицы. Вскоре появились еще две песни молодого композитора на слова И. Лашкова, долгие годы исполнявшиеся Зыкиной: «Отрастил солдат усы» и «Милая мама». Молодая солистка знакомится с известным дуэтом баянистов А. Шалаевым и
Н. Крыловым и записывает «Кубеноозерские частушки» в обработке А.Абрамского. Позже, начиная свою сольную певческую карьеру, Людмила Зыкина объедет полмира с этими музыкантами-виртуозами.
Артисты выступают в Игарке, Дудинке, Тикси, Хатанге, Амдерме.
За участие в этой поездке певица награждена Почетной грамотой ЦК профсоюза работников культуры «За патриотический поступок и большую работу по культурному обслуживанию полярников в Арктике и на Северном полюсе в 1958 году». В марте этого же года Л.Зыкина становится лауреатом конкурса на лучшее исполнение произведений о Советской Армии и Флоте.
В 1955 году хор русской песни Всесоюзного радио возглавил Николай Кутузов. Требовательный к каждому звуку, он добивался чистоты ансамблевого звучания. Несмотря на относительную творческую свободу, участие в гастрольных поездках и сольный репертуар, Зыкиной становится тесно в хоре. Победы в вокальных конкурсах показывали, что она уже обладает достаточно высоким уровнем исполнительского мастерства. Все сильнее и сильнее нарастает желание работать самостоятельно. Окончательное решение возникло после Всероссийского конкурса артистов эстрады в 1960 году, на котором Л. Зыкина становится лауреатом. Когда певица сказала Н. Кутузову что решила уйти из хора и попробовать свои силы как солистка, его крутой и горячий нрав не мог смириться с этим решением. После победы на Всероссийском конкурсе артистов эстрады Людмила Зыкина становится солисткой Всероссийского гастрольного концертного объединения на условиях договора.
Русланова Лидия Андреевна
Лидия Андреевна Русланова (при рождении Прасковья Андриановна Ле́йкина-Горшенина — российская и советская певица, Заслуженная артистка РСФСР. Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей в СССР, а её исполнение русских народных песен считают эталонным. Лидия Андреевна Русланова, великая, истинно народная певица. По старым пластинкам Л.А. Руслановой начинающая певица разучивала старинные страдания, частушки, причеты и плачи. В 1947 году Л.А. Русланова и хор имени Пятницкого встретились на одном концерте: в первом отделении выступала Русланова, во втором – хор.
Лидия Русланова обладала красивым и сильным голосом широкого диапазона. Она создала свой стиль исполнения народных песен, которые она собирала всю жизнь. Среди наиболее популярных её песен: «Степь да степь кругом», «Липа вековая», «Я на горку шла», «Златые горы», «Окрасился месяц багрянцем», «Светит месяц», «Валенки» и многие другие. Лидия Русланова исполняла и песни советских композиторов. Одной из первых исполнила «Катюшу».
В приюте Лидия поступила в первый класс церковно-приходской школы. Была принята в хор и сразу стала солисткой. Пела на праздниках и похоронах. В приюте проявился не только певческий, но и артистический талант. На рукоделии, которое ей не давалось, подружки выполняли её урок, только бы послушать тут же сочинённые «диковинные истории», по ходу которых кто-нибудь из персонажей обязательно должен был петь
Регент (дирижер церковного хора) хора уделял Лиде особое внимание. Вскоре весь Саратов знал её под именем «Сирота», а в храм, где она пела, стекались желающие её послушать. После воскресных праздников она возвращалась в приют, и начинались будни — репетиции, где за каждой неверной нотой следовало наказание.