Контрольные задания по теме 3
1. Определите иерархию следующих понятий: педагогика, дидактика, частная методика. Представьте схему отражающую эту иерархию.
2. Что является движущей силой обучения:
3. ответственность учащихся за свои знания;
4. требования учителей, предъявляемые школьникам;
5. противоречие между возможностями ученика и его потребностями;
6. понимание учащимися необходимости получения образования;
7. ваш вариант ответа.
8. Какая из приведенных ниже схем отражает структуру процесса обучения? Дайте пояснения.
А б
Процесс обучения Процесс обучения
|
|
|
Семинарское занятие 3
ТЕМА: Сущность процесса воспитания и самовоспитания.
Основные понятия:
Воспитание –специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.
Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 84.
Самовоспитание –формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью.
Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 679
Перевоспитание – этоперестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и требованиям общества.
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.29
Концепция -совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих научно-теоретическую сущность какого-либо явления или процесса.
Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 339
Закономерность – объективно и постоянно существующие связи между явлениями действительности.
Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 338.
Принципы воспитания –общие требования к воспитанию, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.25
Социализация –усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.
Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 245
Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении), в которых находят внешние выражения моральные и эстетические нормы этого поведения.
Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 363
Вопросы для самостоятельного изучения и повторения:
- Понятие процесса воспитания и самовоспитания: сущность, особенности, структура.
- Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ о целях, принципах и содержании воспитания школьников.
- Зарубежные модели воспитания.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Почему процесс созидания Человека, Личности требует целостности и в чем она состоит?
2. Общеизвестна крылатая фраза А.П. Чехова: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Реальна ли эта мечта?
3. В чем сходство и различие социализации и воспитания, социальности и воспитанности?
4. Может ли быть успешным воспитание без самовоспитания и самовоспитание без воспитания?
5. В чем проявляется субъектность позиции ученика, студента в воспитательном процессе?
6. По каким критериям можно анализировать ход и результаты процесса воспитания?
7.Какие проблемы воспитания существуют в Республике Беларусь на современном этапе?
Основная литература
1.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 1997. С. 24-34.
Или
2.Подласый И.П. Педагогика. Т. 2. - М., 1999. С. 5-59.
и
3.Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. /Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. И.И. Казимирская, А.В. Торхова. –Мн.: «Бестпринт», 2004. С.282-301.
Дополнительная литература
1. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого - М.,1996. С. 344-371.
2. Харламов И.Ф. Педагогика. - Мн., 1997. Глава 17. С. 288-296.
3. Праблемы сучаснага выхавання. Аб новай канцэпцыi выхавання дзяцей i навучэнскай моладзi ў Рэспублiцы Беларусь //Народная асвета. 1999. № 10. С. 3-10.
4. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2000г. //Воспитание школьников. 2000. № 1. С. 6-9; № 2 . С. 2-7; № 3 . С. 2-11.
5. Рэкамендацыi па арганiзацыi выхаваўчай работы ў 2000-2001 навуч. годзе //Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 5. С. 3-9
6. Основные направления совершенствования воспитания детей и молодежи в системе учреждений внешкольного образования и воспитания //Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 5. С. 10-15.
Вопросы и задания для самопроверки к занятию
1.Какой вариант определения процесса воспитания, наиболее полно отражает современное понимание его сущности? Почему?
А. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом общества.
Б. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью которого является формирование личности школьника.
В. Процесс воспитания – это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.