Характеристика возрастных возможностей. В старшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и раз­витие всех органов и физиологических систем

В старшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и раз­витие всех органов и физиологических систем. Изменяется форма грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения, устанавливается груд­ной тип дыхания. Изменяется соотношение размеров головы и туловища, они приближаются к соотношению этих показателей у взрослых. Существенно уве­личивается длина верхних и нижних конечностей, начинается сращение тазо­вых костей, появляются точки окостенения в позвонках, формируется осан­ка — к семи годам у детей четко выражены изгибы в шейном и грудном отде­лах позвоночника.

В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые активнее действуют в повседневной деятельности детей. Это прежде всего группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие жиз­ненно важные движения. Все крупные мышцы туловища и конечностей отли­чаются слабым развитием связочных отделов. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кисти руки, некоторые мышцы и связки позво­ночного столба. Это создает предпосылки для возникновения при неблагопри­ятных условиях деформаций позвоночника.

Высокая потребность в движениях у детей 6—7 лет сохраняется. Двигательная активность становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Вынужденную гиподинамию при длительном про­смотре телевизионных передач, видеофильмов, на занятиях, во время компьютер­ных игр они компенсируют последующим увеличением количества и интенсив­ности движений.

Средние показатели двигательной активности детей 5—7 лет за время пре­бывания в дошкольном учреждении составляют 13—17,5 тыс. движений, интен­сивность колеблется в пределах 55—70 движений в минуту, продолжительность достигает 4,5 ч. Отмечаются циклические изменения двигательной активности детей в течение суток, недели, а также в разные периоды года. Заметная разница в характере двигательной активности мальчиков и девочек в процессе само­стоятельной игровой деятельности, отмечавшаяся в 5—6 лет, к концу дошколь­ного детства сглаживается.

Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мо­тивированными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной актив­ности сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных перио­дов — высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять действия, лишенные непосредственного интереса, направленные на достиже­ние отдаленного результата. В то же время повышается способность к произ­вольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя пре­одолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий.

В движениях дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свой­ствами, возможностями, узнают о способах перемещения в пространственно-временной среде окружающего предметного мира.

Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных уме­ний и навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость.

Совершенствуются приобретенные ранее двигательные качества и способ­ности. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возмож­ностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные-способности (ловкость), гибкость и выносливость.

У старших дошкольников все показатели ловкости в значительной мер: улучшаются. Дети быстро и без особых трудностей овладевают новыми, вес более сложными по координации движениями, умеют действовать рациональ­но, проявляя находчивость, быстро приспосабливаются к изменяющимся ситу­ациям деятельности, добиваются четкости в решении двигательных задач, точности воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров

движений, лучше ориентируются в окружающей обстановке, сохраняют устой-

зые положения тела в трудных, вариативных условиях двигательной дея­тельности.

Организм дошкольников лучше подготовлен к проявлению скорости и гиб-ихгги по сравнению с силой и выносливостью. Гибкость к 7 годам значительно •«личивается: больше становится амплитуда движений, процессы напряже-ия и расслабления работающих мышц более слаженные. Высокая подвиж­ность суставов обусловлена эластичностью мышц, сухожилий, связок.

У детей 5—7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характе-шзующих время двигательной реакции, быстроту и скорость однократных дви­жений, частоту повторяющихся. Дошкольники хорошо приспособлены к не-хтительным скоростно-силовым динамическим действиям, которые составля­ет основное содержание их игр.

Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые воз­можности еще весьма ограниченны. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к дос­таточно продолжительной двигательной деятельности разной интенсивности.

К 7 годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стрем­ление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам и длительное время играют, взаимо­действуя для достижения цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игры. Со взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.

Образовательная область «Физическая культура»

Образовательные задачи

Шестой год жизни:

— формировать интерес к физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм, знакомить со спортивными событиями в стране;

— содействовать постепенному освоению техники движений, формировать представления о разнообразных способах их выполнения;

— целенаправленно развивать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость);

— воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимо­помощь, трудолюбие);

— учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности (организованной и самостоятельной);

— учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.

Седьмой год жизни:

— совершенствовать технику выполнения движений;

— формировать умения осознанно использовать приобретенные двигатель­ные навыки в различных условиях;

— продолжать целенаправленно развивать физические качества;

— способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе орга­низации разных форм двигательной активности; - поддерживать стремление к улучшению результатов выполнения физи­ческих упражнений.

Содержание психолого-педагогической работы

Содержание педагогической работы по развитию моторики старших до­школьников составляют разнообразные упражнения в основных движениях, подвижные и спортивные игры.

Общеразвивающие упражнения

Движения головы: наклоны вперед, назад, в стороны; повороты вправо, вле­во; вращение с ограниченной амплитудой.

Положения и движения рук: вверх — в стороны, вниз — в стороны, к пле­чам; «в замок» вверху, внизу, перед собой, над головой, за спиной; одна рука вверх, другая вниз; поднимание, разведение, сгибание, выпрямление рук из раз­ных положений; махи; вращения; выполнение движений одновременно и по­переменно; одно- и разнонаправленно; в разных плоскостях; медленно, быст­ро; вращение кистями рук; разведение и сведение пальцев рук; смыкание паль­цев руки поочередно с большим пальцем.

Положения и движения ног: пятки вместе, носки врозь (основная стойка); пятка одной ноги у носка другой; на одной ноге, на носках; многократное поднимание на носки; сгибание, разгибание ног; удерживание под утлом со­гнутой и прямой ноги; отведение, приведение; махи вперед, в стороны, назад; выпады вперед, в сторону; сгибание, выпрямление, вращение стопы; сгибание пальцев ног с захватыванием мелких предметов; перенос веса тела с одной ноги на другую, в положении присев ноги врозь.

Положения и движения туловища: стоя; стоя на коленях, на четвереньках; ноги скрестно; упор-присев, упор сидя сзади; лежа на спине, на животе, на боку; повороты вправо, влево; наклоны вперед, в стороны, назад; вращения из разных исходных положений; в упоре сидя сзади подтягивание к себе ног с обхватом коленей руками и выпрямление их; в положении лежа на спине од­новременное поднимание обеих ног и опускание их; движение ногами, как при езде на велосипеде; группировка, перекаты, перевороты со спины на живот и обратно; в положении лежа на животе прогибание и приподнимание плеч с разведением рук в стороны.

При выполнении общеразвивающих упражнений целесообразно использо­вание разнообразных предметов, пособий (шнуров, лент, обручей разных разме­ров, гимнастических палок, мячей мелких и крупных, набивных — 0,5 кг, гимна­стических скамеек, стенок и др.).

Упражнения в основных движениях

Ходьба в разных построениях (в колонне по одному, по два, в кругу, в шерен­ге); обычным, гимнастическим, скрестным шагом; приставными шагами впе­ред, в стороны, назад; на наружной стороне стопы; перекатом с пятки на носок; в приседе, с выпадами; спиной вперед; в разном темпе; с сохранением равно­весия на уменьшенной, подвижной опоре.

Бег в колонне по одному и по два; с выбросом прямых ног вперед, забра­сыванием голеней назад; спиной вперед с сохранением направления и рав новесия; по уменьшенной, приподнятой, наклонной поверхности; в сочетании

с другими движениями; с сохранением равновесия на одной ноге после остановки; с преодолением препятствий в естественных условиях; с разной скоростью — медленно, быстро; в среднем темпе (ориентируясь на юспитателя); непрерывный бег 1,5—3 мин; со средней скоростью 60— 120 м (2—4 раза в чередовании с ходьбой); медленный бег на 320—400 м по пересеченной местности; быстрый бег 10—20 м (2—4 раза с перерыва­ми); челночный бег 3—5x10 м; бег на скорость, наперегонки, с ловлей и увертыванием.

Прыжки: подпрыгивания на месте разными способами: ноги скрестно — зоги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой юге; с поворотом кругом, со смещением обеих ног вправо-влево; в сочета-ши с различными положениями и движениями рук; прыжки сериями по 20—40 прыжков (2—4 раза); на двух и на одной ноге, с продвижением вперед чногоскоки); боком вправо и влево, через линии, невысокие предметы; вверх мз глубокого приседа; боком с опорой руками на предмет; впрыгивание на предметы с места и с разбега; спрыгивание с них; прыжки в длину с места; в хтину и в высоту с разбега; через короткую скакалку с вращением ее вперед и назад; на двух ногах, с междускоками, с ноги на ногу; через длинную ска­калку (неподвижную, качающуюся, вращающуюся).

Бросание, ловля, метание: бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (10—20 раз подряд); одной рукой (4—10 раз подряд); с хлопками и другими заданиями; перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений; через сетку; отбивание мяча об пол, об землю на месте и с про­движением вперед (8—10 раз); прокатывание, перебрасывание набивных мя­чей (весом 1 кг); метание в горизонтальную и вертикальную цели (расстоя­ние 3—5 м), в движущуюся цель; метание вдаль правой и левой рукой как можно дальше.

Ползание и лазанье: ползание на четвереньках по ограниченной поверхно­сти; проползание под несколькими препятствиями; ползание на спине по гим­настической скамейке с подтягиванием руками и отталкиванием ногами; ла­занье по гимнастической стенке, лестнице вверх, вниз, со сменой темпа, по ве­ревочной лестнице; по канату, шесту.

Подвижные игры и игровые упражнения

С ходьбой и бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мы — веселые ребята», «Сделай фигуру», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Встречные перебежки», «Затейники», «Быстро возьми, быстро положи», «Пе­ремени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее со­берется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Догони свою пару», «Жмурки», «Два мороза», «Караси и щука», «Горелки», «Коршун и наседка», «День и ночь», «Построй шеренгу, круг, колонну», «Перенеси предметы», «Ло­вишка, ноги от земли», «Третий лишний», «Краски», «Снежная карусель», «Белые медведи».

С прыжками: «Кто лучше прыгнет?», «Не оставайся на полу», «Удочка», «Кто сделает меньше прыжков?», «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву», «Из кружка в кружок», «Классы», «Кузнечики», «Че­харда».

С ползанием, лазаньем: «Кто скорее до флажка?», «Медведь и пчелы», «По­жарные на учении», «Перелет птиц», «Ловля обезьян».

С метанием, бросанием, ловлей: «Брось за флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Стоп», «Кого назва­ли, тот ловит», «Кто самый меткий?», «Охотник и звери», «Ловишки с мячом», «Круговая лапта», «Мяч капитану», «Играй, но мяч не теряй», «Школа мяча», «Серсо», «Бабки», «Кольцеброс», «Летающие тарелки», «Забей в ворота», «Закати в лунку».

Игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Веселые соревнования», «Перевозка урожая», «Огородники», «Кто скорее», «Посадка картофеля».

Игры-забавы: «Веревочка», «Бег в мешках», «Бег со связанными ногами», «Ударь по мячу (с завязанными глазами)», «Пройди на ходулях», «Перетягива­ние каната» и др.

Спортивные игры

Городки: бросание биты с боку, от плеча при правильном исходном поло­жении; умение выбивать городки при разном их расположении с полукона (2—3 м) и с кона (5—6 м), с возможно меньшим количеством бит.

Баскетбол: передача мяча друг другу двумя руками от груди; одной рукой от плеча; перебрасывание мячей друг другу двумя руками от груди в движении; ловля мяча, летящего на разной высоте и с разных сторон; бросание в корзину двумя руками из-за головы, от плеча; ведение одной рукой, с передачей из одной руки в другую во время передвижения; освоение игры по упрощенным правилам.

Футбол: передача мяча друг другу с отбиванием его правой и левой ногой, в положении стоя на месте (расстояние 3—4 м); подбрасывание мяча ногой и ловля руками; ведение мяча «змейкой» между предметами; попадание в пред­меты; забивание в ворота.

Хоккей: ведение шайбы клюшкой, без отрыва ее от шайбы; передача шай­бы друг другу, задерживание шайбы клюшкой; ведение шайбы вокруг пред­метов и между ними; забивание шайбы в ворота справа и слева, с места и после ведения.

Бадминтон: умение правильно держать ракетку, ударять по волану, перебра­сывать его в сторону партнера без сетки и через нее; свободное передвижение по площадке, с отбиванием волана.

Настольный теннис: умение держать ракетку правильно; выполнение под­готовительных упражнений с ракеткой и мячом (подбрасывание и ловля мяча одной рукой, удары мяча ракеткой об пол, о стену и т.д.); отбивание мяча ра­кеткой после отскока от стола.

Ритмические (танцевальные) движения: используются движения из раздела «Содержание психолого-педагогической работы», выполняемые с музыкаль­ным сопровождением, а также из раздела «Движения под музыку».

Упражнения в построении и перестроении: построение в колонну по одно­му, по два, в несколько колонн, кругов; перестроение из одной колонны в несколько, на месте, на ходу; перевороты на месте налево, направо переступа-нием, в движении — на углах. Равнение в колонны на вытянутые руки вперед: I в шеренге, в кругу — на вытянутые руки в стороны; размыкание и смыкание при построении в 3 колонны приставными шагами; расчет на «первый-вто-рой»; перестроение из 1 шеренги в 2; из 1 круга — в 2; остановка после ходьбы.

Упражнения в перемещениях со скольжением: скольжение по дорожке после разбега, присев; во время скольжения плавное сгибание и выпрямление ко­леней, отталкивание поочередно правой, левой ногой; повороты боком, спи­ной вперед; скольжение на одной ноге; выполнение движений руками (впе-гед, в стороны, за спину); скатывание на ногах с невысокой горки; вдвоем, гтроем.

Игры-забавы: «Прокатись-повернись», «Тройки», «Кто дальше?», «По длин­ной дорожке».

Передвижения с техническими средствами

Упражнения, игры, забавы с санками: обегание санок, пробегание между санками «змейкой»; перешагивание через санки, перепрыгивание с опорой на руки; зставание на санки, схождение с них так, чтобы они не сдвинулись с места; лриседание у санок с опорой на них руками, вставание; поднимание санок над головой, опускание их на снег; перевозка вдвоем сверстника, сидящего на сан­ках; толкание санок перед собой, держаться за сиденье до обозначенного места (ориентира); обегание ориентира и возвращение на место; катание на санках, сидеть спиной вперед и отталкиваться ногами; спуск с горы с поворотом в правую, левую стороны; катание с горы, сидеть вдвоем на санках; выполнение дополнительных заданий при спуске с горы: попадание снежком в цель; соби­рание расставленных вдоль склонов флажков; проезд между ориентирами; по-зорот в конце спуска в указанное место.

Игры, забавы: «Черепахи», «Кто первый?», «Гонки санок», «Быстрые упряж­ки», «Регулировщик»; разнообразные игры-эстафеты с санками. Катание на санках разных конструкций: санки-ледянки, круглые, снегокаты.

Упражнения, игры на лыжах: ходьба по лыжне скользящим шагом друг за другом; со сменой темпа передвижения; заложить руки за спину; широко размахивать руками; ходьба на лыжах с палками в руках (держа за середину на весу), без опоры на них; ходьба по лыжне переменным двухшажным хо­дом с палками в руках с правильной координацией движений рук и ног; по пересеченной местности; повороты с переступанием на 180 и 360°; ходьба на лыжах с обходом стоящих на пути предметов (флажка, дерева, куста); «змейкой» с поочередным обходом препятствий то справа, то слева; подъем на склон «лесенкой», «полуелочкой»; воспроизведение подъема «елочкой» на ровном месте; подъем «елочкой» на склон; спуск со склона на мягко пружинящих ногах; в основной стойке; в низкой стойке; преодолевая не­ровности на склоне (ямки, бугорки); скольжение до ориентира; вдвоем, дер­жась за руки. Имитирование торможения «полуплугом», «плугом» на ровном месте; выполнение этих действий при спусках со склона; прохождение ди­станции не менее 600 м со средней скоростью; 2—3 км — в спокойном темпе.

Игры, забавы: «Шире шаг», «Кто быстрее?», «Скольжение на одной лыже», «Слалом», «Встречная эстафета», «Подними предмет», «Следопыты», «Не задень», «Кто самый быстрый?», походы на лыжах.

Катание на коньках: надевание ботинок с коньками, правильное шнурование; стояние на коньках; подготовительные упражнения: пружинистые приседания, полуприседания, глубокие приседания; стояние на одной ноге; перенесение мас­сы тела с одной ноги на другую; повороты переступанием на месте и с продвиже­нием вперед; ходьба на коньках по полу, имитация бега на коньках; разучивание

техники движения на коньках: делать небольшой разбег (3—4 шага) и скользить на параллельно поставленных коньках; кататься по прямой с попеременным от­талкиванием ногами и поочередными скольжениями на одной ноге. Вьшолнять торможение различными способами; повороты во время скольжения.

Игры, забавы: «Пружинки», «Фонарики», «Кто дальше?», «Наперегонки», «Шаг-великан», «Шажки-малютки», «Собери скорее», «Бег по кругу вдвоем», «Салки», «Пистолетик», «Ласточка», «Бег взапуски парами»; игры с клюшкой и шайбой: «Передай шайбу», «Проведи шайбу», «Загони льдинку в ворота»; перепрыгива­ние через снежный валик; эстафеты на коньках.

Катание на роликовых коньках: освоение инвентаря; исходные положения; подготовительные упражнения; езда по прямой, по кругу; повороты, торможения.

Езда на велосипеде: прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой»; с разной ско­ростью, с изменением темпа; по дорожке с различным грунтом; держаться за руль одной рукой. Выполнять правила дорожного движения.

Катание на самокатах, спортроллерах: на правой и левой ноге: по прямой, по кругу, с поворотами; торможение и остановка в обозначенном месте по сигналу. Езда по правилам дорожного движения: соотносить свои действия с сигналами светофора, регулировщика; свободно ориентироваться в про­странстве; сохранять заданные интервалы в отношении едущих впереди и рядом.

Игры, забавы: «Восьмерка», «Сделай поворот», «Не задень», «Змейка», «Дот­ронься до предмета», «Кто быстрее?», «Заезд парами медленным ходом». Эста­феты. Велопробеги (5—10 км).

Упражнения для освоения движений в водной среде, плавание

Скольжение: на груди и на спине; перевороты с груди на спину и наоборот; на груди с выдохом в воду; на спине с чередованием вдоха и выдоха; с движе­ниями ногами, руками (с доской, без доски, с ластами) с задержкой дыхания и в сочетании с ним.

Подготовительные упражнения на суше и в воде для овладения плаванием способом кроль (брасс).

Плавание: на груди и на спине с сочетанием движения ног, рук, дыхания. Ныряния, кувырки без опоры о дно; повороты.

Игры, забавы: «Фонтан», «Коробочка», «Море волнуется», «Качели», «Поезд в туннель», «Волны на море», «На буксире», «Винт», «Медуза», «Поплавок», «Ныр­ни в круг», «Тюлени», «Лягушки», «Торпеда», «Водолазы», «Морской бой», «Фут­бол в воде», «Пловпы», игры-эстафеты.

Рациональную двигательную активность детей старшего дошкольного воз­раста наряду с их самостоятельной деятельностью обеспечивают многообраз­ные формы работы и виды занятий по физической культуре. У каждого заня­тия свои задачи: оздоровление детей, обучение и тренировка, активный отдых.

Для эффективного решения задач физического развития детей необходимо наличие материально-технической бази, соответствующей нормативам строи­тельства детских дошкольных учреждений различных типов, а также санитар­но-гигиеническим, психолого-педагогическим, эстетическим требованиям их оформления, содержания и эксплуатации.

В разных условиях организации занятий должны быть предусмотрены меры по предупреждению травматизма, обеспечению страховки. Необходимо иметь комплекты оборудования, одежды, обуви для гимнастических, легкоатлетических

ок упражнений, подвижных и спортивных игр, плавания, прогулок, туристских тоходрв, спортивных упражнений.

Успехи в физкультурно-оздоровительной работе с детьми могут быть дос-1?гнуты при заинтересованном взаимодействии квалифицированных специа­листов: заведующего, методиста, инструктора по физической культуре, воспита-~гля группы, педагога по плаванию, медицинского персонала и родителей.

Педагогическое руководство физическим воспитанием должно быть направле--ю на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.

Организованные формы ежедневных физкультурных занятий различного ха­рактера (учебного, оздоровительного, рекреационного, лечебно-коррекционного и др.) должны составлять значительную часть суммарного объема двигательной активности детей в течение дня. В зависимости от предназначения занятия по­вторяются с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года (табл. 5).

Старшие дошкольники еще недостаточно умеют соотносить свои желания с возможностями. Они себя считают ловкими, сильными и выносливыми, пере-

Таблица 5

Наши рекомендации