1 Задание. Анализ понятия о средствах воспитания на основе предложенных источников.
Таблица 1
Понятие " средство воспитания" | 1. Средство воспитания - предмет среды или жизненная ситуация, преднамеренно включенная в воспитательный процесс. ( В.И. Журавлева // Советская педагогика. - 1985. - № 6.) 2. Средство воспитания - все, что нас окружает, кроме...нас самих : человека нельзя использовать в качестве средства. ( Н. Е. Щуркова Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995. - С. 412.) 3. Средство воспитания - деятельность воспитанника , если средством считать нечто такое , под воздействием чего из предмета труда получается планируемый результат ( В. С. Селиванов Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия - 2000. - С.336.) 4. Средство воспитания - все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности. ( Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2001 - 640 с.) |
Социокультурные требования, предъявляемые к средствам воспитания | Средства должны отвечать таким требованиям: гигиенические, эстетические, экономические, этические, правовые.( П. И. Пидкасистый). Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания, при следующих условиях: 1) С ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника 2) Она выделена как предмет освоения в образной наглядно-действенной или знаково-символьной форме 3) Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя с воспитанниками. ( по А. Ф. Меняеву). |
Воспитательные функции средств | 1. Функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь, которое рассматривается. 2. Функция инициирования, возбуждающая духовную активность, мыслительную деятельность, которая обеспечивает осмысление проблемы жизни, смысла явления. 3. Функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений. 4. Трехфункциональное средство( совмещающее в себе все ключевые функции) оптимальное средство, позволяющее педагогу минимальнейшими дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов. |
Классификация средств воспитания | Примем за основание канал психологического влияния на человека: · аудиальный - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы... · визуальный - предмет, изображение предмета, видео-, кино-, фотозапись... · кинестетический - ритмические движения, символические · жесты, смена позы, тактильные прикосновения. · синкретическое единство всех трех видов влияний. ( П. И. Пидкасистый) По мысли К.Д. Ушинского , в качестве средств воспитания выделяют четыре "деятеля": 1) учение, 2) игра, 3) труд, 4) сама жизнь ребенка - его отношения с воспитателями и товарищами, то есть - общение. |
2 Задание. Анализ средств воспитания ( игра, общение, учение, труд). Составление карты каждого средства воспитания на основе источника 2.
Таблица 2
Карта средства воспитания " Игра" |
Понятие | Игра - деятельность, выполняемая не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. ( В.С. Селиванов). Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. ( Советский энциклопедический словарь). " Суть игры - в способности , отображая , преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность впервые в игре и формируется. ...проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры" ( С. Л. Рубинштейн). |
Авторы, исследующие данное средство воспитания | Спенсер, Грос, Штейнталь, Лацарус, Г.В. Плеханов, К.Д.Ушинский, П. Ф. Каптерев, Ж. Пиаже и др. |
Особенности | 1. Имеет огромное значение в жизни человека: не исчезает и во взрослой жизни. 2. Руководствуется правилами; призвана воспитывать умение руководствоваться нормами нравственности, гуманизме. 3. Призвана помогать ребенку понимать, переживать, трансформировать и осознавать отношения между взрослыми; понимать другого человека, так же, как через другого начинает понимать себя; игра помогает осваивать предметный мир. |
Условия эффективного применения | Сформулировал Я. А. Коменский: 1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело. 2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа. 3. игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия. 4. Игры должны служить преддверием для серьезных вещей. 5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест. 6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей. 7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, то есть развитием здоровья, или отдыхом для ума, или всем этим одновременно. |
Классификация игр Предметно-манипулятивные | | Воспитательные | | 1. забавы 2. развлечения 3. подражательные 4. творческие | | | | | | | | Имитационные | | 1. соревнование 2. дискуссия 3. ролевые 4. имитационно- моделирующие | | Дидактические | | | | Строительно-конструктивные | | 1. для укрепления физического здоровья 2. для укрепления нервной системы 3. для облегчения межличностных отношений | | | | Терапевтические | | | | | | | Режиссерские | | | | | |
Карта средства воспитания " Общение" |
Понятие | Общение - одна из форм активности личности, сущность которой состоит в в обмене информацией между участниками воспитательного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается, расшифровывается(П.И.Пидкасистый). |
Авторы, исследующие данное средство воспитания | К.Д. Ушинский ( говоря о школьной и семейной жизни ребенка, подразумевая отношения); С.Т. Шацкий, А. С. Макаренко; В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин и др. |
Особенности | 1. Общение осуществляется исключительно ради воспитанника , и реальный результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника. Деятельность воспитанника - достояние самой формирующейся личности, ей контролируемое средство воспитания. 2. Воспитательный характер общения ( предусматривает решение педагогических задач). 3. Общение бывает непосредственным и опосредованным ( прямые контакты через кого-то или что-то). 4. Общение воспитателей с воспитанниками и общение воспитанников между собой. |
Классификация | 1. В соответствии с формами жизнедеятельности человека: - общение в семье; - в школе; - на производстве; - в сфере свободных отношений на бытовом уровне. 2. по В.Г. Антоняну: -функционально-ролевой вид ( результат - контакт носителей социальных ролей); - личностный ( сопереживание, понимание); - информационный ( обмен информацией). 3. по М. С. Кагану: - материально-практический вид; - духовно-информационный; - практически-духовный. |
Условия эффективного применения | Сформулированы А.А. Бодалевым: 1. Общение эффективно, если оно осуществляется в соответствии с гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника. 2. если общение сопровождается воспитанием отношения к человеку как высшей ценности. 3. если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических ЗУН других людей и обращения с ними. |
Карта средства воспитания " Учение" |
Понятие | Учение - деятельность ученика, в результате которой осуществляется усвоение им знаний, формирование умений и навыков. ( В.С. Селиванов) |
Авторы, исследующие данное средство воспитания | В. А. Сухомлинский, П.П. Блонский, Л. С. Выготский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Я. Гальперин, Д.Дьюи и др. |
Особенности | 1. Учение - процесс двусторонний. 2. Данный процесс - целенаправ-ленный. 3.Основу обучения составляет деятельность по освоению содержания образования. |
Классификация | Наиболее часто встречаются такие виды учения: · учение по образцу; · случайное открытие какого-либо знания, умения; · приобретение знаний при выполнении другой деятельности ( игровой, трудовой). |
Условия эффективного применения | Обучение эффективно, если: 1. в учении усваиваются необходимые, связанные с жизнью учащегося знания; 2. усвоение знаний, формирование навыков осуществляются в реальной деятельности самих учеников, которая осознается учащимися как личностно значимая; 3. процесс обучения способствует развитию и совершенствованию психических процессов учащихся; 4. в обучении проявляется забота об укреплении здоровья учащихся; 5. обучение осуществляется в положительной эстетической обстановке; 6. отношения между учащимися имеют гуманистический характер; 7. отношения с учителем имеют личностный характер : учитель заинтересован не только в том, чтобы ученик знал его предмет, но и в его судьбе. |
Карта средства воспитания " Труд" |
Понятие | Труд - деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. Труд- высший тип человеческой деятельности, имеющий общественный характер. Труд- средство воспитания, в котором воспитательное воздействие на воспитанника оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды.( В.С. Селиванов). |
Авторы, исследующие данное средство воспитания | И. Песталоцци, Р. Оуэн, А.С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Г. Кершенштейнер, Д.Дьюи, П.П. Блонский. |
Особенности | 1. Труд тесно связан с учением и игровой деятельностью. 2. Именно в труде ребенок и взрослый могут целенаправленно изменять предметы, преобразовывать свое окружение по своему плану. 3. Труд связан с общением. 4. Чаще всего труд имеет коллективные формы. 5. Мотив труда - получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. 6. Труд свободен, имеет положительное воспитательное значение. |
Классификация | 1. Физический труд: · самообслуживание · бытовой · ремесленный · индустриальный · общественные работы. 2. Умственный труд: · реферативно-собирательный · обобщающе-аналитический · абстрактно-комбинаторный · конструкторско-изобретательский · художественно-творческий · организационно-управленческий. 3. Душевный труд: · индивидуально-нравственный · повседневно-семейный · корпоративно-производственный · миссионерско-просветительский · благотворительный. |
Условия эффективного применения | Главное условие - уверенность в значимости результата деятельности, в признании его взрослыми. |
Наши рекомендации