Алгоритм действий учащихся

1.Прочитай текст.

2.Выдели в тексте причины восстания. Зафиксируй причи­ны, используя условные знаки.

3.Кто стоял во главе государства в начале XVIII века? Ка­ким условным знаком обозначается на схеме человек? Зафикси­руй на схеме условное обозначение человека, отличительное обозначение царя.

4.Покажи на схеме, что причины, приведшие к восстанию, шли от царя. Вспомни, какой условный знак используется для того, чтобы показать связь?

5.Найди в тексте, кто был в составе восставших. Изобрази это на схеме. Каким условным обозначением можно показать, что люди объединены одной целью и перед ними стоит одна за­дача?

6.Можно ли выделить в группе восставших предводителя? Какой условный знак ты будешь использовать, чтобы выделить его на схеме среди всех повстанцев?

7.Каким условным обозначением ты покажешь, что причи­ны восстания и перечисленные люди, входившие в состав пов­станцев, связаны друг с другом? Причины подействовали на повстанцев или повстанцы на причины? Укажи это на схеме.

8.Какой город был взят восставшими? Каким условным обо­значением ты воспользуешься для того, чтобы показать, что повстанцы пришли в город?

9.Какими условными обозначениями ты воспользуешься, чтобы показать, что повстанцы поделились на группы? Обрати внимание, что в одной из них был Булавин.

10.Куда направилась группа под предводительством Була­вина? Каким условным обозначением ты покажешь действие группы?

11.После того как Булавин потерпел поражение под Азовом, он вернулся в Черкасск. Каким условным обозначением ты по­кажешь это действие группы? .

12.Можно ли сказать, что стрелка, которая обозначает дей­ствие отряда Булавина от Черкасска к Азову, — взаимообратная?

13.Куда направилась вторая группа? Каким условным обо­значением ты покажешь действие группы?

14. Куда направилась третья группа? Каким условным обо­значением ты покажешь действие группы?

15. К кому обратился Петр I, когда узнал о восстании?

16. Каким условным обозначением ты изобразишь царское войско? Обрати внимание, что условные знаки, обозначающие воинов, должны отличаться от повстанцев, Петра I и Булавина.

17.Каким условным обозначением ты изобразишь движение царского войска?

18.Считаешь ли свою схему достаточной или ее нужно до­полнить? 19.Можно ли по этой схеме раскрыть основные моменты восстания?

Данная работа позволяет учащимся постепенно, отвечая на во­прос за вопросом, используя условные символы, сконструиро­вать схему и понять исторический текст.

На первоначальных этапах обучения схематизации рекомен­дуется воспользоваться методикой «Умею ли я…» из методиче­ского пособия А. А. Ярулова «Критериально-ориентированная диагностика»

Методика «Умею ли я…»

Методика направлена на диагностику трудно поддающихся объективному контролю и анализу общеучебных, логических и коммуникативных умений и навыков. Данная методика может применяться как в полном объеме, так и по отдельным разделам. В обоих случаях главным результатом диагностики должен стать план целенаправленной работы по вооружению школьни­ков способами овладения обозначенными в методике умениями и навыками.

Подведение итогов первоначально осуществляется по каж­дому разделу методики. Если по всем утверждениям раздела по­лучены положительные ответы, то можно считать, что школьник владеет данным умением. Если хотя бы по одному составляю­щему пункту имеется отрицательное утверждение, то результат не может быть засчитан как положительный.

Интерпретация результатов:

100-90 % положительных утверждений — очень высокий уро­вень владения умениями и навыками;

90-75 % положительных утверждений — высокий уровень вла­дения умениями и навыками;

75-50 % положительных утверждений — потенциальный (сред­ний) уровень владения умениями и навыками;

50 % и ниже — низкий уровень владения умениями и навы­ками.

Наши рекомендации