Организационная структура урока
Урок 6. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Педагогическая цель | Способствовать развитию умений характеризовать согласные звуки; создать условия для определения функции йотированных букв, обозначающих два звука; содействовать ознакомлению со словарным словом язык |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как звук, буква. Различают согласные звуки, в том числе звук [й’]. Называют функции йотированных букв, обозначающих два звука. Проверяют написанное |
Личностные результаты | Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях; проявляют интерес к учебному материалу |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | П – осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); осуществляют моделирование. Р – осознают конкретную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и обучающихся; умеют контролировать свои действия, проверять написанное. К – строят устные свободные высказывания, удерживая логику изложения |
Основное содержание темы, понятия, термины | Согласные звуки. Звук [й’]. Функции йотированных букв, обозначающих два звука. Язык |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учеников. На уроке я сижу – Не верчусь и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | ош ож | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Называет тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу | Формулируют учебную задачу | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
IV. Развитие знаний и способов действий. Согласные звуки | Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Работа с текстом, беседа, упражнение | Организует работу с рубриками «Давай подумаем», «Тайны языка», упр. 1 | Читают текст, отвечают на вопросы; отгадывают загадку, подчеркивают буквы | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий | Беседа по вопросам, упражнение |
Парные твердые и мягкие согласные | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с текстом, беседа, упражнение | Предлагает прочитать текст рубрики «Обрати внимание». – Расскажите, что нового для себя вы узнали? Организует работу с упр. 2 | Читают текст, отвечают на вопросы; подбирают и записывают слова, отличающиеся одним согласным звуком | Учатся работать по предложенному учителем плану; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | Беседа по вопросам, упражнение |
Согласный звук [й’] | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. Упражнение, беседа, работа с текстом | Создает условия для выполнения заданий упр. 4 и 5. Организует работу с рубрикой «Обрати внимание» | Находят и записывают слова, в которых спрятался согласный звук [й’], указывают звуки с помощью транскрипции | Осуществляют анализ; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности | Беседа по вопросам, упражнение |
Словарно-орфографи-ческая работа. Язык | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо | Знакомит со словарным словом. Предлагает прочитать слово, запомнить его написание, записать, подчеркнуть «опасные места» в слове, составить с ним предложение | Запоминают написание словарного слова; записывают, подчеркивают «опасные места» в слове, составляют и записывают предложение | Усваивают лексическое значение и правописание слов | Письмо |
V. Закрепление знаний и способов дей- ствий | Групповая. Словесный, практический, проблемный. Упражнение, беседа | – Прочитайте задания упражнения 6, выполните их, обсуждая в группе | Находят лишние слова; записывают остальные слова в тетради | Осуществляют выбор оснований и критериев для классификации | Упражнение |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали на уроке? – Что получилось хорошо? – Какие испытывали трудности? | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VII. Домашнее задание. Упражнение 3 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Упражнение |
Урок 2. И. Никитин «Русь»
(отрывок)
Тип урока: изучение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со стихотворением И. Никитина «Русь», сравнения этого произведения со стихотворением Ф. Савинова «Родина»; способствовать развитию навыка осознанного беглого чтения; содействовать воспитанию любви к Родине, гордости за свою страну | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: определяют тему и жанр произведения, соотносят текст и иллюстрацию; отвечают на вопросы; выразительно читают стихотворение; читают справочный материал о поэте; понимают литературу как явление национальной и мировой культуры | Метапредметные: познавательные: воспринимают отношение поэта к Родине; овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строят речевое высказывание; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие; коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия | Личностные: эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции; высказывают свою точку зрения; имеют представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, о ценности и уникальности природного мира |
Образовательные ресурсы:аудиозапись романса Э. Направника «Русь», портрет И. Никитина, выставка книг, карточки «Приемы художественной выразительности (былинный стих, эпитеты, инверсия, риторические вопросы, сравнение, олицетворение, метафора), карточки со словами к пословицам; 3–4 иллюстрации с изображением пейзажей (поля, леса, горы в разные времена года) для оформления доски; Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015* |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
I. Мотивирование к учебной деятельности | – Покажите выражением своего лица настроение, с которым вы пришли в школу. – Улыбнитесь друг другу. – Нам предстоит встреча с удивительным миром литературы. Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка – художественное слово. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл произведения, его идею, которую хотел донести автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке | ||
II. Проверка домашнего задания. 1. Выразительное чтение стихотворения наизусть | – Мы продолжаем работать по теме раздела «О нашей Родине». – Что вы представляете, когда произносите слово Родина? – Вы подготовили выразительное чтение стихотворения Ф. Савинова «Родина». Кто выучил его наизусть? | Рассуждают. Читают стихотворение выразительно, наизусть. Вместе с учителем оценивают чтение | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют логические действия. Владеют навыками самооценки, самоанализа | ||
2. Работа с послови- цами | – Какие пословицы о Родине вы знаете? На доске записаны пословицы без концовок. Последние слова пословиц (сходи, защищать, пригодился, мачеха) написаны на карточках, которые в произвольном порядке расположены на доске. С родной земли – умри, не… Родина – мать, умей ее… Где родился, там и… Родная сторона – мать, а чужая – … | Отвечают на вопросы | |||
3. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 4, задание 3) | – Соедините стрелочкой части пословиц | ||||
III. Актуализация знаний. 1. Работа по карточкам | – Вспомните, кто автор следующих строк. – Кто автор данных строк? | Карточки читают учащиеся (см. ресурсный материал). – Иван Саввич Никитин | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя | ||
2. Сообщение о И. Никитине | См. ресурсный материал | Внимательно слушают | |||
Физкультминутка |
| Выполняют физкультминутку | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | ||
IV. Поста- новка цели урока | – Сегодня познакомимся с первым стихотворением, которое принесло И. Никитину известность. Как оно назы- вается? – Русским читателям XIX века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке – разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян | – «Русь». Внимательно слушают. | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы | ||
V. Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя | «Когда читаешь «Русь», особенно вслух, обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!» – писал критик Олег Ласунский. – Попробуем и мы с вами научиться выразительно читать это произведение, чтобы в нашем чтении слышался гимн родной земле | ||||
2. Первичное восприятие | – Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал его. Какие чувства возникли у вас? (Читает.) – Подумайте, почему это стихотворение принесло И. Никитину славу? | Рассуждают | |||
3. Словарная работа | – Понравилось ли вам стихотворение? Какие слова и выражения вам были непонятны? Шатер – высокая крыша. Державная – государственная. Нива – засеянное поле. Брань – война, битва. Мгла – непрозрачный воздух. – Как вы понимаете фразу: «Широко… по лицу земли… развернулася»? – Почему автор называет Русь могучей? – Как, по-вашему, автор относится к Родине? Какие чувства испытывает, когда говорит о ней? – Как нужно читать это стихотворение? Совет вы найдете на с. 7 учебника | – Он восхищается богатством земли и просторами Руси, гордится своей Родиной, ее героическим народом | |||
4. Чтение стихотворения обучаю-щимися | Самостоятельно читают стихотворение | ||||
Физкультминутка | Гимнастика для глаз Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в 1000 раз! | Выполняют физкультминутку | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | ||
5. Вторичное чтение и анализ. 1) 1-я часть | – Прочитайте по цепочке и подумайте, сколько картин к стихотворению вы бы нарисовали? – Что напоминает это произведение по характеру стихосложения? – Почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию похожее на протяжную песню? – Чтобы убедиться в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе две строки попарно и поставим ударение. Например: Мурава лугов ковром стелется. Виноград в садах наливается. – На какой слог от начала строки падает ударение? – На какой слог от конца строки падает ударение? – Почему, для того чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих? Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – это не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание. – Начиная с четвертого четверостишия, выделите устойчивые, характерные для фольклора эпитеты вместе с определяемыми словами. Обычно мы ставим прилагательные перед определяемым словом, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое… Такой прием называется инверсия – не-обычный порядок слов в строке, предложении для выделения наиболее важных слов. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это помогало им удерживать заданный ритм. – Как удается И. Никитину описать бескрайние просторы Руси? – Где «горами лед ходит по морю»? Как мы называем эти ледяные горы? – О какой непроглядной тьме говорит поэт и что он называет «пожаром небес»? – Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после южных просторов рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения его обращение к Родине. – Какими словами автор подчеркивает величие Руси? – Как можно озаглавить 1-ю часть? | Самостоятельно читают стихотворение. – Народную песню. – Оно написано былинным стихом. – На третий слог от начала и на третий слог от конца. Отвечают на вопрос. Внимательно слушают. – Снег что белый пух, море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь могучая… – Айсберги. – Непроглядная тьма бывает на Севере полярной ночью, небо там иногда освещает северное сияние. – «Русь державная, в красе царственной». – «Необъятная царственная Русь» | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества; аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания | ||
2) 2-я часть | – Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия. – С какой интонацией следует читать каждое четверостишие? Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию. – К кому обращены эти вопросы? – Зачем поэт задает эти вопросы? Знает ли он ответы на них? – Вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими. – Что еще вы заметили, читая эти строки? Чтобы подчеркнуть близость стихотворения к фольклорным традициям, поэт трижды вопрошает: «У тебя ли нет?». – Прочитайте эти строфы так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и утверждение. – Как можно озаглавить 2-ю часть? | – Вопросительной. – К Родине. – Знает и уверен, что читатель на все вопросы ответит утвердительно. – Единоначатие. Предлагают название | |||
3) 3-я часть | – После риторических вопросов начинается 3-я часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины. – Знаете ли вы, о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. – Как он называет врагов? – Где поэт «стелет постель для незваных гостей»? – Как в стихотворении называет битву? – В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? – Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний. – Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона. – Этими словами заканчивается 3-я часть. Как можно ее озаглавить? – Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не смог завоевать Русскую землю? | – Нашествие татаро-монголов, война с Польшей, война с французами. – Гость незваный, туча черная, гроза, гости. – Под сугробами. – Кровавый пир. – Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ. Вдруг со всех концов Поднялася Русь… На кровавый пир И в глухих степях… О них плакали! – «Русь непобедимая» | |||
4) 4-я часть | – Прочитайте. Здесь поэт пишет о гордости за настоящее, а не прошлое своей Родины и объясняется ей в любви. – Как можно озаглавить 4-ю часть? Прочитайте эту часть про себя и подготовьтесь к чтению вслух двух последних четверостиший. – Как следует читать последние два четверостишия? | – «Объяснение в любви Родине». – Торжественно, взволнованно. Читают последние два четверостишия | |||
6. Обобщение | – Перечитайте стихотворение. Какими словами-синонимами И. Никитин заменяет слово Русь? – Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? Почему вы так думаете? | – Родина, мама, Отечество, Россия, Отчизна | |||
7. Сравнение стихотворений Ф. Савинова «Родина» и И. Никитина «Русь» | – Что общего у стихотворений Ф. Савинова и И. Никитина? – Как поэты относятся к своей Родине? Какие чувства выражают в своих произведениях? – Какие синонимы подобрал Ф. Савинов к слову Родина? И. Никитин? – Чем отличаются эти стихотворения? – Какое из двух стихотворений вам понравилось больше? Почему? | Сравнивают стихотворения | |||
VI. Итог урока. Рефлексия | – С каким произведением познакомились сегодня? – Кто его автор? – Поделитесь своими впечатлениями. – Стихотворения каких авторов вспомнили на уроке? – Какие чувства к Родине выражают авторы в своих произведениях? – Продолжите предложения: • Мне понравилось на уроке… • Я понял… • Я узнал… • Я научился «рисовать»… • Россия для меня… | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | ||
Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение стихотворения; по желанию проиллюстрировать данное стихотворение; продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения на тему «Родина» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |
Ресурсный материал
Карточки