Структура дидактической игры
Специфическая структура дидактической игры включает ряд компонентов: цель, содержание, игровые действия, средства, результат (А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, А.К. Бондаренко).
Цель дидактической игры – реализация дидактической и игровой задачи. Дидактическая задача направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний; на усвоение способов умственной и практической деятельности; на воспитание нравственного отношения к объектам и явлениям предметной, природной и социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников, самого себя. Дидактическая задача определяется взрослым. Для детей цель игры выступает в виде игровой задачи, которая иногда заложена в названии игры (например, «Угадай, кто позвал?», «Узнаем, что в чудесном мешочке?») и побуждает к активным действиям.
Сведение цели дидактической игры только к решению дидактической задачи обедняет ее воспитательный, развивающий потенциал и зачастую выводит на уровень дидактического упражнения. А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др. особо подчеркивают ее общеразвивающий характер, влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его латентные возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.П. Усова) отмечается огромный воспитательный потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии. И с этим стоит согласиться, поскольку данный вид игр способствует становлению ряда психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщения, синтеза). Но вместе с тем следует отметить уникальные возможности дидактической игры и по другим направлениям личностного развития. В первую очередь, это влияние, которое она оказывает на становление нормативной регуляции поведения как одного из важнейших механизмов социального развития детей старшего дошкольного возраста. Нормы социальной культуры (гендерной, нравственно-этической, бытовой), передаваемые ребенку взрослым, зачастую осваиваются на неосознанном уровне, реализуются без желания, благодаря авторитету взрослого, его воспитательным установкам. В дидактической же игре ребенок подчиняется правилу по собственному желанию, оно становится мотивационным основанием возможного выигрыша. Транслируя опыт успешного выполнения правил игры во взаимодействии со сверстниками в реальной жизни, ребенок тем самым интериоризирует социокультурные нормы (правила), делая их субъективным достоянием.
Не менее важное значение в личностном развитии ребенка имеет содержание дидактической игры, т.е. те сферы окружающей действительности, те представления об окружающем мире (предметы и явления, природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни), которые находят отражение в игре. Воспринимаемый ребенком мир отличается разнообразием окружающей жизни, обилием находящихся в поле зрения объектов, широтой, безграничностью информационного поля. Недифференцированность, диффузность детского восприятия, неумение видеть в предмете разные его стороны, несобранность внимания зачастую затрудняют процесс познания окружающего мира. Включенность разных (доступных возрасту) сфер познания в содержании дидактических игр позволяет ограничить поступающую информацию, концентрировать детское восприятие и привлечь внимание к наиболее сущностным характеристикам природных, предметных и социальных объектов. Содержание дидактической игры как определенной сферы окружающей действительности позволяет сосредоточить внимание ребенка на одной стороне предмета, объекта, явления, нивелировать влияние отвлекающих факторов.
Содержание дидактических игр, используемых в процессе полового воспитания, представлено разными элементами гендерной культуры: внешние различия людей мужского и женского пола (одежда, прически, доминирующие атрибуты), специфические виды деятельности (спорт, труд, профессии, отдых, увлечения), особенности маскулинных и фемининных проявлений (личностных качеств, поступков), нормы взаимоотношений (в быту, в общественных местах) и т.д. Наличие этих элементов в содержании дидактических игр позволяет конкретизировать, дифференцировать, обобщать представления детей о перспективах и динамике собственного половозрастного развития, о специфике семейных ролей, связях и взаимоотношениях людей разного пола; способствует становлению устойчивого интереса к сфере гендерной культуры, становлению социально значимых ценностей и смыслов межполового взаимодействия, толерантности, формированию адекватных, соответствующих полу способов поведения.
Особое значение в дидактической игре имеют игровые действия (способы решения игровой задачи), которые направляют и контролируют выполнение в игре игровых правил, предписывают, что необходимо сделать ребенку в ходе игры. Как отмечается в работах Е.И. Удальцовой, дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, выделения ролей и др. Прежде всего детей интересует игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил. Благодаря наличию игровых действий, дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками [11].
Существенно то, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения познавательной задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научиться у него, а естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей лучше воспринимать, внимательно вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, как это требуется по условиям и правилам игры, и тем самым усваивать необходимые знания и способы действий.
Игровые действия придают дидактической игре особое очарование, яркую, эмоциональную окраску. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи. Игровые действия – загадывание, отгадывание, сравнение, группировка, объединение деталей, движение по маршруту, подбадривание игроков, действия, контролирующие правильное выполнение задач, – эти и многие другие создают тот положительный фон, на котором, как утверждают физиологи, все психические процессы протекают более активно. Особое воспитательное значение они имеют по отношению к правилам, регулирующим взаимодействия между детьми разного пола.
Важнейшим структурным элементом дидактической игры в процессе полового воспитания являются ее средства – игровой материал, игровое пространство, взаимоотношения, обусловленные правилами игры между участниками. Игровой материал – это пособия, предметы, игрушки и другие атрибуты, используемые в игре. Принципы построения системы дидактических материалов представлены в исследованиях Б.И. Хачапуридзе и К.Г. Мачабели:
1. Дидактические материалы должны специально конструироваться так, чтобы технически обеспечивать воссоздание подлинной игровой ситуации и в ходе игры выключать появление постороннихмотивов деятельности. Они должны быть красочно оформлены, привлекательны.
2. Комплект материалов должен состоять из пособий как для игры отдельного ребенка, так и небольших детских коллективов с тем расчетом, чтобы занять одновременно всю группу детского сада.
3. Дидактические материалы должны быть динамичными и включать излюбленные детьми манипуляции, стимулирующие перцептивные действия и удовлетворяющие потребность в познавательной активности, вызывать движение (вкладывание-выкладывание, попадание в цель, рассматривание иподбор подходящего и т.п.).
4. Дидактический материал должен быть конструирован с замыслом формирования жизненно важных функциональных психических структур, включать для решения задачи момент внутренней самостоятельной активностикаждого ребенка.
5. Дидактический материал должен давать возможность строить педагогическую работу с небольшими детскими коллективами с той методической постепенностью, которая требуется для овладения как той или иной отдельной стороной предмета, так и дифференцированнойструктурой предмета в целом.
6. Дидактические материалы и игровые ситуации должны включать возможность повторения данного рода психической деятельности в варьирующих условиях для закрепления возникшей психической структуры и для того, чтобы приобретенные структуры проявлялись в изменяющихся жизненных условиях.
7. В игровой ситуациидолжен обеспечиваться взаимоконтроль и самоконтроль правильности решения задачи [12].
Основой построения дидактической игры, главным орудием управления педагогом познавательной и игровой деятельностью детей являются правилаигры. Правила приобретают в игре ведущее дидактическое значение, через них воспитатель направляет игру по заданному пути, соединяет дидактическую и игровую задачи, организует поведение и взаимоотношения детей в игре. Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические цели могут остаться невыполненными [1]. Дидактическое назначение правил осуществляется благодаря тому, что они представляют собой довольно точно фиксированный способ действия, развивают в детях способность само- и взаимоорганизации. И. Ивич, разрабатывая международный проект по сбору и сохранению традиционных игр, подчеркивает, что игра с правилами характеризуется наличием четкой системы правил, которой подчиняется поведение игроков. Правила носят безличный, договорной и обязательный характер для всех участников [4]. В исследованиях, проведенных под руководством Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, отмечено, что игровые правила задают весьма типичные схемы взаимодействия играющих внутри игрового цикла. Во-первых, функции участников могут быть одинаковы. Они последовательно реализуют игровые действия, состязаясь, друг с другом. Во-вторых, игра может включать две основные антагонистические функции и, соответственно, две состязающиеся стороны (независимо от того, представлены они отдельными играющими или командами). В-третьих, в игре может быть выделена отдельная функция, отличающаяся от остальных преимущественной активностью (например, функция ведущего), от которой зависят действия остальных играющих [6].
Результат – это подведение итогов игры: выиграл – не выиграл, насколько близко подошел к выигрышу, каким был, как проявил себя в игре, достиг ли того, что хотел, состоялась ли игра; анализ оценка, самооценка. В игре с правилами есть совершенно определенный, заранее заданный конечный результат, но это не просто результат каждого сам по себе, а соотнесение его с результатами других, определяющее первенство одного из играющих, т.е. выигрыш. Критерии выигрыша определяют момент завершения игры, и без них игра с правилами как особая форма не существует. В игре с правилами завершаемость процесса игры выигрышем связана с цикличностью этой деятельности. Продолжением процесса игры является повторение игрового цикла, вновь замыкающегося выигрышем. На цикличный, повторяемый характер игры с правилами как ее существенную черту указывали в своих работах Ж. Пиаже, К. Гарвей [8; 15].
Выигрыш придает этой деятельности игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения, действий с дидактическим материалом хотя здесь и общие черты – получение заранее определенного конечного результата, наличие правил действия с материалом [11].
Таким образом, дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как деятельность, но деятельность специфическую, полноценную и достаточно содержательную, увлекательную, интересную и полезную для развития ребенка.
Вопросы и задания:
1. Раскройте специфические особенности структурных компонентов дидактической игры (цель, содержание, игровые действия, правила, результат).
2. Определите возможности каждого структурного компонента дидактической игры в половом воспитании.
3. Опишите структурные компоненты конкретной (выбранной вами) дидактической игры, используемой для решения задач полового воспитания.