Практическое овладение грамматическими формами. Вводите в самостоятельную речь ребенка следующие грамматические конструкции, которыми он овладевает практически в результате постоянного восприятия их в речи

Вводите в самостоятельную речь ребенка следующие грамматические конструкции, которыми он овладевает практически в результате постоянного восприятия их в речи взрослых.

2 1-е лицо ед. ч. настоящее время наиболее употребительных глаголов при ответе на вопросы: ты рисуешь или читаешь?; что ты делаешь?; я играю с машинами; я рисую; я строю гараж; я пишу и т. п.

3 3-е лицо мн. ч. наст. вр. глаголов при наличии двух и более объектов (это материал задания 10) — не только при наличии вопроса что делают...?, но и без него: ребята играют в лото, мама и бабушка варят обед; строители строят забор и т. д.

4 Род. пад. существительных со словом нет: уменя нет кисточки (ложки, карандаша); у мамы нет бумаги (фломастера); на улице нет дождя (нет солнышка); папы нет дома.

5 Творит, пад. сущ. ед. ч. с предлогом с: я играл с мячом (трактором); я играл с Петей (Максимом, девочкой, мальчиком); я гулял с бабушкой; я ходил в кино с тётей Таней.

6 1-е лицо ед. ч. наиболее употребительных глаголов будущего простого времени: я подарю, я покажу, принесу, посмотрю, убери, напишу, погуляю, послушаю, нарисую, раздам, соберу, поиграю, покушаю, посплю, пойду.

7 2-е лицо ед. ч. наиболее употребительных глаголов будущего простого времени: ты увидишь; дашь мне (потом ты дашь мне грузовик); ты покажешь, принесешь, напишешь, раздашь, нарисуешь, соберешь, погуляешь, поиграешь, покушаешь, поспишь.

8 Безошибочное употребление глаголов будущего сложного времени 1-го лица ед. ч. и мн. ч., 2 и 3-го лица ед. ч.: я будуиграть; мы будем играть; ты будешь играть; он (она) будет играть.

9 Однородные сказуемые с союзом и: я читала и рисовала.

10Сложноподчиненные предложения с союзом как: я слышу, как мама играет (на пианино); мальчик смотрит, как девочка рисует.

2 Сложносочиненные предложения с союзом а: я строил, аНаташа играла с куклой.

3 Предлоги из, к: возьми бумагу из стола; приклей колеса к кузову (при аппликации).

4 Местоимения мне, тебе, вам, нам, у тебя: мне 6 лет, мне холодно; тебе больно?; я подарю вам (маме, папе, бабушке) рисунки; ты покажешь мне (нам) картинки?.

5 Побуждать ребенка, основываясь на собственном речевом опыте, самостоятельно употреблять новые слова в правильных грамматических формах.

Обучение произношению

1. В течениевсего года продолжайте использовать фонетическуюритмику для совершенствования произнесения слов, звуков в разных словах, для развития у ребенка интонированной речи, естественного темпа, слитности и ритмичности речи, для дальнейшего развития подвижности артикуляционного аппарата.

2. Продолжайте вызывать еще отсутствующие у ребенка звуки с помощью фонетической ритмики.

3. Если вашребенок не научился произносить те или иные звуки, напишитенам, и мы дадим вам дополнительные рекомендации о способахполучения этих звуков и целесообразности обращения за помощью к сурдопедагогу.

4. Для дальнейшего развития речевого дыхания ребенка используйте не только дву- и трехсложные, но и четырехсложные слова и словосочетания.К концу года ребенок должен, не уставая, проходить 100-120 м за 4—6 мин.

В дополнение к материалу главы «Методика обучения произношения» предлагаем вам следующие слоговые упражнения, ритмы и изолированные фразы:

СупаСИпа,СУпаСИпа; СУпаСИпаСУпаСИпаСУпаСИпа...; каляВаля, каляВаля,...; каляВАлякаляВАлякаляВАля ...; ФАтута, ФАтута, ФАтутаФАтутаФАтута ..., везаМЕма, везаМЕма; везаМЕмавезаМЕма; везаМЕмавезаМЕма везаМЕма; ...;

таТОнък таТОнак ТЕтит

таТОнък таТОнак ТЕтит

мыШОнък уТЕнак ВЕник

мыШОнък уТЕнак (уТЕнък) ВЕник

ТУта ТУты тиТАтат

ТУта ТУты тиТАтат

Уха Уши диСЯтак (диСЯтък)

Уха Уши диСЯтак

титаТИта татуТИта

титаТИта татуТИта

пиаНИна заблуДИЛся

пиаНИна (пиаНИнъ)

К концу года ребенок может знать наизусть и самостоятельно читать в сопровождении движений (а если может, и без них) ритмы-стихи, указанные в предыдущих заданиях.

Новые ритмы-стихи учите ребенка произносить в сопровождении движений сначала сопряженно, а затем отраженно; к концу года 2—3 новых ритма ребенок может знать наизусть;

аССА, ТИли-БОММ, ТИли-БОММ! Загорелся кошкин дом!

аССА: Бежит курица с ведром. ТИли-БОММ, ТИли-БОММ!

леТИТ аССА (оса),

жуЖЖИТ аССА:

ЖЖЖЖ!

ЛАдушки, ЛАдушки, Где были? У БААбушки.

Тише, мыши, Тише, мыши: Кот сидит На нашей крыше.

ТААта-ТОТ, Тата-ТОТ. Это кошка и кот,

И семь маааленьких котят, Все котята ееесть хотят

Создавайте условия (ситуацией и своим эмоциональным настроением) для появления в речи ребенка вопросительной и восклицательной интонации: Где Аня? Иди гулять! Застегни пуговицы! Слушай внимательно! Помоги! Почему малыш плачет? Как я погладил белье? Кому нужна ложка? и т. п.

4. Закрепляйте навык орфоэпического произношения всех знакомых слов (Орфоэпическим произношением ребенок овладевает с помощью сопряженной речи — писатьслова нужно всегда только правильно:допустим лишь один надстрочный знак над безударным о. Но и этот надстрочный знак снимается по мере того, как то или иное слово ребенок начинает произносить правильно в самостоятельной речи.), например:

фаТОграф, ЗЕРкало (-а), параСЁнак(ък), акТЯБРЬ, ашЛИЧ на (-ъ), паВЫше, папраСИ и др. вместо фотограф, зеркало, поросёнок, октябрь, отлично, повыше, попроси;

страИтьль(твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки обозначают здесь редуцированные гласныепосле твердых и мягких согласных), ниПРАВда, киФИР, МЕсьц, завиЖИ, патиРНЛ, диРЕТся вместо строитель, неправда, кефир, месяц, завяжи, потерял, дерётся;

ЗДЕлал, адгаДАЛ вместо сделал, отгадал (здесь глухие согласные сит стоят перед звонкими и поэтому озвончаются);

Удвоенную согласную букву нн ребенок должен произносить не как два звука, а как один долгий, например: длинный;

фсеВО, еВО вместо всего, его.

5. Дляразвития мелодичной речи очень полезно учить ребенка петь под инструментальное сопровождение. Это относится не только к слабослышащим,

натащим, но и к глухим детям.

Рассказывание

По описанной ранее методике расскажите ребенку б—8 коротких сказок (историй) собственного сочинения и 4 крупных литературных произведения: «Кот, лиса и петух», «Мойдодыр», «Золотой ключик»,«Доктор Айболит».

При рассказывании сказок собственного сочинения шире используйте образные описания, эпитеты, сравнения, типичные для сказок обороты речи:жили-были ...; ну; вот...; же («Ну, как же быть? Что же делать? Вот пошла она ...» и т. п.). На каждую сказку отводится 5-10 занятий (в зависимости от объема и сложности содержания).

Почти все сказки старайтесь рассказывать с продолжением — начинать в один день, а продолжать на другой. Приводим образец истории собственного сочинения.

Сказка про ёжика.

Брат и сестражили на даче. Дача была в лесу. Днем дети собирали в лесу ягоды, грибыи цветы, играли в мяч на поляне перед домом. Вечером они собирали свои игрушки и шли в дом ужинать и спать. Один раз мама уложила детей в кроватки и сказала: «Спокойно спите»,— а сама пошла в гости. Брат и сестра спокойно лежали в своих кроватках.Они уже стали засыпать и вдруг услышали, как кто-то тихонько на полу скребется, шуршит старыми газетами. Дети в страхе скинули одеяла.

Страшныезвуки становились все громче. Дети вскочили на ноги и стали кричать: «Мама! Мама!» Прибежала мама. Дети сказали ей: «Нам страшно! Тут кто-то ходит!» Заглянула мама в шкаф — никого нет! Заглянула мама под шкаф — никого нет! Заглянула мама под стол и (пауза) вытащила большого серого ежа. Вот кто так напугал детей! Мама налила ёжику молоко в блюдце. Ежик стал пить молоко. Потом мама вынесла ежа из дому и выпустила. Ежик побежал в лес, а дети легли в свои кроватки и заснули.

Чтение

1. Учите ребенка читать тексты по цепочке, когда в чтении участвуют 3-4 человека.

2. Ребенок должен уметь вольно (не наизусть!) пересказывать те сказки и рассказы, которые в задании 9 предлагались в разделе «Рассказывание».

3. В течение года ребенок должен прочитать, понять содержание и с помощью драматизации пересказать новые — не адаптированные сказки «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Девочка и медведь», «Красная шапочка».

4. Продолжайте учить ребенка отгадывать загадки, например: «Летом — серый, а зимой — белый. Кто это?» «Сверху зелёный, гладкий, внутри красный, сладкий. Что это?» и др.

5. Познакомьте ребенка с 6—8 новыми стихотворениями, к концу года он должен знать наизусть не менее 5 из них (стихи из 4-6 строк). Над стихотворениями работайте по описанной ранее методике. Приводим образцы стихотворений:

Воробей с берёзы На дорогу — прыг. Больше нет мороза, Чик-чирик!

Пусть всегда будет солнцеПусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я!

Стихи А. Барто, несколько строк из книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» (по вашему усмотрению) и др.

6. Продолжайте учить ребенка пониманию текстов с помощью иллюстрирования книжек-самоделок по описанной ранее методике.

Содержание этих книг усложняется. Часть книг делается коллективно — в работе участвуют все члены семьи или другие ребятишки, ачасть книг — индивидуально: одну книгу иллюстрирует ребенок, вторую — вы или другой ребенок и т. д.

При коллективном иллюстрированиивесь текст, написанный на большом листе или на доске, находится перед глазами рисующих.Сначала ребенок читает его целиком, а потом каждый получает (выбирает сам или вытягивает) 1—2—3 страницы с подписями в нижней части листа. Каждый читает свой текст и начинает рисовать. В процессе иллюстрирования необходимо ориентироватьсяне только на свою часть текста, но и на целый текст, чтобы одни и те же действующие лица, встречающиеся на разных страницах, имели сходный облик (например, были одеты одинаково), чтобы не теряласьокружающая обстановка и т. д. Поэтому во время рисования ребенок (и каждый участник работы) может ходить и смотреть, что получается у других, если надо, задавать вопросы, возражать, доказывать свою правоту и т. д. Приводим примерные тексты для коллективного иллюстрирования (можно 6 книг за год).

Храбрый мышонок (из 6 иллюстраций).

1 с. В норке под полом жили мышка-мама и маленький мышонок.

2 с. В комнате сидел кот. Он хотел съесть мышонка.

3 с. Девочка дала коту сыр.

4 с. Кот положил сыр на пол. Он подумал: «Придет мышонок за сыром, а я его съем».

5 с. Кот заснул. Мышонок взял сыр.

6 с. Мышонок убежал. Проснулся кот. Нет сыра, нет мышонка. Где они?

Как Саша спас цыплёнка (из 9 иллюстраций).

1 с. Курица пошла гулять с цыплятами. Курица была белая, большая, а цыплята жёлтые, маленькие.

1. с. Курица привела цыплят в поле. Цыплята клюют зёрнышки.

2. с. Вдруг прилетел злой чёрный коршун. Он хочет унести цыплёнка.

3. с. Курица растопырила крылья, спрятала цыплят. Только один цыплёнок не успел спрятаться.

4. с. Коршун схватил цыпленка.

5. с. Мальчик Саша увидел коршуна и бросил в коршуна палку.

7с. Коршун отпустил цыплёнка. Цыплёнок упал на землю.

8с. Саша взял цыплёнка в руки.

9с. Сашапринёс цыплёнка домой, посадил в ящик, дал цыплёнку воды и зерна.

Слово растопырила перед первичным рисованием вы не объясняете — ребенок должен понять значение слова из контекста. Скорее всего, ребенок поймет это в ходе драматизации.

Шалун (10 иллюстраций).

1с. В домике жили папа-заяц, мама-зайчиха и пять маленьких зайчат.

2с. Один зайчонок потихоньку вышел из дома во двор.

3с. Во дворе под забором был огород. В огороде росла капуста.

4с. Зайчонок хотел сорвать капусту. Он полез через забор.

5с. Мама посчитала зайчат: один, два, три, четыре... «Где один зайчонок?» — спросила мама.

6с. Папа-заяц открыл дверь и побежал во двор.

7с. Папа-заяц увидел зайчонка. Он висел на заборе и плакал. 1ЯЦ

8с. Папа-заяцснял зайчонка с забора. На штанах у зайчонка была большая дыра.

9с. Папа-заяци зайчонок пришли домой. Папа сказал: «Ай-ай-ай! Будешь гулять без штанов»

10с. Мама стала зашивать штаны. Все зайчата были в штанах, а шалун — без штанов.

Слово потихоньку перед первичным рисованием не объясняйте — ребенок сможет понять его из контекста или при драматизации.

Почему Вова заболел?(12 иллюстраций).

1с. Была осень. Листья на деревьях были жёлтые. На земле были лужи.

2с. Таня надела пальто, шапку и сапоги. Вова надел пальто, шапку и ботинки. У Вовы было пальто синее, а у Тани — красное.

3с. Вова и Таня пошли гулять.

4с. Таня стала ногами в лужу. Сапоги у Тани высокие. Вода в них не попала.

5с. Вова тоже стал ногами в лужу. Вода попала в ботинки.

6с. «Ой! Мокрые ноги!» — сказал Вова и заплакал.

7с. Потом Вова заболел. У него болело горло. Он лежал в кровати.

8с. Мама принесла Вове тёплое молоко.

9с. Пришел доктор и дал Вове лекарство.

10с. Таня хотела играть с Вовой. Мама закрыла дверь и сказала: «Нельзя!».

11с. Таня стояла у закрытой двери и плакала.

12с. Вова выздоровел. После дождя Таня и Вова пошли гулять. У Тани и у Вовы были высокие сапоги.

При индивидуальном иллюстрированииребенок читает по порядку тексты каждой страницы, чтобы получить целостное представление в содержании, а затем возвращается к тексту первой страницы, и приступает к иллюстрированию.

Наши рекомендации