Права и обязанности студентов-практикантов
ДНЕВНИК - ОТЧЕТ
Студента по педагогической практике
Москва, 2009
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский городской педагогический университет»
Институт иностранных языков
Факультет английской филологии
Хранится в личном деле студента
ДНЕВНИК - ОТЧЕТ
Студента по педагогической практике
Фамилия, имя, отчество ________________________________________
Факультет ____________________________________________________
Группа ____________________________________________________
Директор Института иностранных языков
д.фил.н., проф.
О.А. Радченко
Декан факультета английской филологии
д.фил.н., проф.
О.В. Афанасьева
Педагогическая практика
Цели и задачи
Студент должен осуществлять учебно-воспитательную деятельность по избранной специальности (английский язык) в начальной, основной и полной общеобразовательной школе.
Целью педагогической и непрерывной практики студентов 4-5 курсов является совершенствование и развитие методической компетенции, основы которой были заложены в курсе «Теории и методики обучения иностранным языкам».
Особенности педагогической практики как учебно-профессиональной деятельности студентов определяют ее основные задачи:
- совершенствование и развитие методических умений в области исследовательской, технологической и практической деятельности;
- дальнейшее углубление теоретической подготовки;
- формирование методической рефлексии;
- развитие методического мышления и исследовательского подхода к профессиональной деятельности;
- развитие профессионально-личностных качеств учителя иностранного языка и профессиональных интересов.
В ходе педагогической практики на 4 курсе студенты должны овладеть следующими профессионально-методическими умениями.
В области исследовательской деятельности:
- изучать личность ученика и особенности классного коллектива с целью определения уровня обученности, интересов, отношения к предмету, индивидных, субъектных и личностных характеристик индивидуальности школьников, оформлять результаты изучения в виде психологической характеристики ученика или классного коллектива;
- делать методический анализ учебного материала с целью определения трудностей его усвоения определенной группой учащихся;
- осуществлять методический анализ УМК с целью их рационального использования в каждом конкретном классе в различных типах школ;
- наблюдать учебно-воспитательный процесс на уроке и во внеурочное время, выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений, вычленять положительное и отрицательное в опыте;
- анализировать уроки учителей и студентов-практикантов с точки зрения методического содержания, логики урока и методов учения и обучения иностранному языку и оформлять результаты наблюдения и анализа в виде фотографии урока и развернутого анализа на основе схем (1 – 9);
- анализировать воспитательные мероприятия, проводимые в классе с точки зрения решения поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач;
- делать психологический анализ урока ИЯ и оформлять его в виде развернутого анализа по схеме.
В областитехнологической деятельности:
-разрабатывать и изготовлять дидактический материал (схемы, грамматические таблицы, ЛСС, ФСТ ит.п.);
- составлять тесты, контрольные работы, диктанты;
- проектировать и изготовлять пособия и стенды для оформления кабинета ИЯ.
- пользоваться и содержать в надлежащем порядке все учебные средства и место работы учителя (кабинет, подсобные помещения, учебные пособия, тетради учащихся, классные журналы и т.п.).
В области практической деятельности:
- грамотно формулировать практические, образовательные, развивающие и воспитательные задачи отдельного урока и серии уроков по теме, исходя из целей обучения ИЯ в общеобразовательной школе, используя помощь методиста или учителя в случае необходимости;
- отбирать и дозировать учебный материал с целью ознакомления с ним учащихся с учетом факторов конкретной учебной ситуации;
- составлять тематический план серии уроков в соответствии с целями обучения, уровнем обученности учащихся, условиями работы школы, следуя методической концепции авторов УМК;
- конструировать поурочные планы различных типов в соответствии с программой обучения ИЯ в конкретном классе, концепцией авторов УМК, современными достижениями методической науки, а также рекомендациями методиста или учителя;
- выбирать оптимальные способы и приемы ознакомления с новым учебным материалом на основе принципов коммуникативной направленности, ситуативности и сознательности процесса усвоения;
- формулировать различные типы КЗ в соответствии с основными функциями иноязычного общения (информативной, регулятивной, ценностно-ориентационной, конвенциональной);
- определять типы и виды, количество, последовательность и интенсивность упражнений, предназначенных для формирования и совершенствования навыков и развития речевых умений;
- создавать учебно-речевые ситуации с учетом личностной индивидуализации;
- уместно и целесообразно планировать использование средств языковой наглядности и различных видов опор при формировании, совершенствовании навыков и развитии речевых умений;
- планировать методически целесообразное использование средств неязыковой наглядности и современных ТСО и информационных технологий на уроках и во внеклассной работе по языку;
- организовывать свою деятельность и различные формы познавательной деятельности учащихся для реализации поставленных задач урока и внеклассных мероприятий по языку;
- организовывать разнообразные языковые, речевые игры, в том числе и ролевые;
- вести урок на изучаемом языке, создавая при этом благоприятный психологический климат общения;
- устанавливать атмосферу педагогического сотрудничества на уроке и во внеурочное время, выступая равноправным партнером общения;
- использовать актуальные события жизни страны, конкретной школы, класса, отдельных учеников для создания естественных ситуаций общения на уроке и во внеурочное время;
- строить свои отношения и общение с детьми на основе уважения и понимания личности отдельных учеников и всего коллектива класса;
- планировать совместно с учителем и проводить внеклассную работу по предмету с отдельными учащимися или классом;
- грамотно формулировать цели и задачи отдельного воспитательного мероприятия, отбирать и изготавливать соответствующие средства организации и проведения его в классе, обращаясь, по мере необходимости, за помощью к методисту кафедры педагогики или классному руководителю;
- конструировать совместно с классным руководителем план воспитательных дел на период педпрактики.
Непрерывная педагогическая практика на выпускном курсе отличается от практики 4 курса большей самостоятельностью и рефлексией при решении психолого-педагогических и методических задач.
Непрерывная педагогическая практика 5 курса призвана сформировать и совершенствовать следующие специфические умения.
В области исследовательской деятельности:
-осуществлять самоанализ проведенного урока, внеклассного и воспитательного мероприятия;
- делать научно-педагогическое обоснование задач, структуры, логики содержания, принципов, форм организации познавательной деятельности учащихся, использованных методов, способов и приемов и средств обучения;
- осуществлять методический анализ компонентов УМК и учебного материала с целью определения трудностей усвоения его учащимися полной общеобразовательной школы на базовом и профильном уровнях и других типов школ;
- изучать и обобщать опыт работы учителей школы;
- планировать и проводить опытную работу по теме дипломной работы по теории и методике обучения ИЯ;
- принимать участие в работе методических объединений учителей иностранного языка школ, выступать с докладами и сообщениями в рамках заседаний методобъединений.
В области технологической деятельности:
- разрабатывать серии упражнений для формирования и совершенствования речевых навыков и развития речевых умений;
- разрабатывать сценарии ролевых и деловых игр, массовых внеклассных и воспитательных мероприятий;
- разрабатывать и изготавливать учебно-методические материалы в помощь учащимся;
- изготавливать планшеты по результатам обобщения опыта работы учителей.
В области практической деятельности:
- составлять тематические планы серии уроков по ИЯ на различных этапах
начальной, основной и полной общеобразовательной школы на базовом и профильном уровнях и других типов школ;
- планировать и проводить работу кружков;
- планировать и проводить массовые внеклассные мероприятия по ИЯ (олимпиады, недели иностранного языка, фестивали и т.п.);
- планировать и проводить разнообразные воспитательные дела в старших классах (обзор последних событий, интервью, пресс-конференции, «круглый стол», КВН и пр.);
- проводить профориентационную работу с выпускниками школ.
Права и обязанности студентов-практикантов
Студент-практикант должен своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики, проводить учебно-воспитательную работу, обеспечивая единство социокультурного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания детей. В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий соответствующими профессиональными качествами, высокой нравственностью, общественной активностью, глубоким интересом к работе и любовью к детям, педагогической профессии. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия, активно участвовать в жизни образовательного учреждения.
Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителю практики университета, администрации и преподавателю образовательного учреждения, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики; участвовать в конференциях и совещаниях, проводимых в образовательном учреждении; пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
Каждый студент ведет дневник, в котором фиксирует результаты наблюдения и анализа образовательной работы с детьми, а также тетрадь с планами-конспектами всех проведенных им уроков (занятий), воспитательных и внеклассных мероприятий по предмету.
Практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка и требованиям Устава образовательного учреждения, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.
Студент, отстраненный от практики, или работа которого в период педагогической практики признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению совета факультета ему может быть назначено повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.