Закономерности, обосновывающие принцип целостной пространственно-временной интеграции средств профессиональной подготовки
Закономерность | Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика |
Закономерность объединения органов и систем организма в функциональную систему | Рабочие органы объединяются в динамическую функциональную систему только в интересах получения необходимого приспособительного результата независимо от их анатомической принадлежности. Такое объединение заканчивает свою деятельность как только будет достигнут результат, который является системообразующим фактором. Средства педагогического воздействия должны интегрировать свои усилия в пространстве и во времени, именно теми гранями, которые обеспечивают получение фокусированного результата. В ответ организм построит необходимую функциональную систему, «заложит» ее в памяти с целью применения в будущем как материальной основы опережающего отражения. Межпредметные связи должны обеспечить пространственно-временное функционирование основных средств профессиональной подготовки |
Окончание формирования общих и специальных качеств в ходе учебно-воспитательного процесса на занятиях по физической подготовке | Специальные качества должны формироваться только на базе общефизической подготовленности. Развитом состоянии фунциональных систем, обеспечивающих динамическое здоровье, общую работоспособность. Интеграция педагогических процессов различных средств профессиональной подготовки при формировании специальных качеств должна учитывать данную закономерность в интересах получения системой необходимых результатов. |
Принцип целостного подхода связан с интегративными свойствами. Вследствие этого целостность может существовать как результат взаимозависимости и взаимосвязи элементов системы профессиональной подготовки. Следовательно, части (элементы) заключают в себе особенности целого, в результате чего разорвать связь целого и части можно лишь в абстракции. Детерминация целого частями обусловлена самой принадлежностью частей целому, выражающих свойства целого. В этой связи интегративную роль целого следует понимать в информационных процессах функционирования каждой части (средства профессиональной подготовки), детерминирующих их органической связью с целостным интегративным информационным процессом профессиональной подготовки летчика.
Целостный подход к профессиональной подготовке летчика, призван интегрировать цели, средства, методы и возможности для решения проблемы профессиональной надежности летчика в полете. В этом отношении упорядоченность педагогической информации, ее детерминированность по пространственно-временным взаимоотношениям будет иметь решающее значение для формирования профессиональной надежности летчика.
Принцип пространственно-временной интеграции предусматривает взаимодействие информационных процессов субсистем системы профессиональной подготовки не только в интересах совместных усилий, направленных на логическое увязывание разделов программы, а главным образом, на такое взаимодействие, которое позволило бы сформировать у летного состава высокий адаптационный комплекс. В зависимости от этапа подготовки летчика (принцип доминантно-мотивационной установки) интеграция педагогических процессов (субсистем) будет осуществляться различными сторонами.
Таким образом, упорядоченность сети взаимных связей между частными педагогическими процессами по пространственно-временным характеристикам является условием для образования целостного интегративного процесса профессиональной подготовки летчика. Поэтому принцип интегративного подхода принят нами как один из основных при разработке моделей профессиональной подготовки летчика.
Принцип специализированности педагогического процесса профессиональной подготовки летчикаопределяет количественную характеристику упорядочения модели педагогических процессов профессиональной подготовки и ее функционирования. Базируется принцип специализированности на закономерностях, представленных в таблице
Таблица. Закономерности, обосновывающие принцип специализированности средств профессиональной подготовки
Закономерность | Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика |
«Важнейший закон обучения» раскрывающий дидактические требования цели: «Чему учить?», «Как учить?» | Моделирование деятельности обучаемого в соответствии с требованием цели обучения. Специфика летной деятельности требует применения в практике обучения большого комплекса средств, имеющих различное профессиональное значение в ходе формирования психофизиологических качеств и устойчивости. Вследствие этого важное значение приобретает количественная оценка специализированности различных средств профессиональной подготовки. |
Закономерность формирования общих и специальных качеств в физической подготовке | Формирование общих и специальных качеств представляет собой единый педагогический процесс с преобладающим акцентом: а) на первоначальных стадиях – общефункциональные средства подготовки; б) по достижении функциональной базы доминирующее положение приобретают специальные средства подготовки. Служит своеобразным каналом оптимизации межпредметных связей. |
Принцип специализированности определяет, например, динамику соотношения ОФП, СФП, ПФП, КФП в процессе физической подготовки, а также соотношение и характер физической подготовки летчика в зависимости oт задач периода профессионального совершенствования. Динамика напряженности педагогического процесса в целом и отдельных средств профессиональной подготовки задается принципом специализированности, «работающим» в диалектическом единстве с другими принципами. С помощью количественной оценки «S» дисциплины определяют ее ранговую динамику. При этом принцип специализированности "обязывает" учитывать следующие положения:
а) наиболее специализированные занятия по наземной подготовке проводятся на этапе, предшествующем реальным полетам;
б) "конкретные" дисциплины должны доминировать на этапе, предшествующем специализированному (как правило, это первый этап);
в) занятия на всех этапах подготовки должны носить циклический характер с переменным ритмичным чередованием нагрузки, что обеспечивается принципом разнонаправленной ритмичности процесса подготовки летчика.
Принцип специализированности имеет прямую связь как с принципом доминантно-мотивационной установки в динамике процесса подготовки летчика, так и с принципом целостной пространственно-временной интеграции. В этом плане принцип специализированности представляет собой упорядочение подсистемы подготовки, прогнозирование результатов деятельности и уровень дозирования.
Принцип разнонаправленной ритмичности процесса профессиональной подготовки летного составапредусматривает:
- ритмичное чередование нагрузок разногохарактера;
- общий объем нагрузки (напряженность), который ритмично видоизменяется;
- сведение всей профессиональной нагрузки в специализированные (МЦс) и контрастные (МЦк) циклы, которые следует объединить в этапы, этапы в периоды профессионального совершенствования;
- чередование МЦс и МЦк с определенной закономерностью в зависимости от соотношения уровней организации адаптационных систем организма (в соответствии с принципом доминантно-мотивационной установки), пространственно-временной интеграции средств подготовки, а также других факторов.
Таблица Закономерности, обосновывающие принцип разнонаправленной ритмичности педагогического процесса профессиональной подготовки
Закономерность | Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика |
«Ритм. Основной закон организации биосистемы» | Поддержание постоянства внутренней среды организма, обеспечение жизнедеятельности возможно только благодаря ритмичности процессов. Общая целенаправленность функционирования жизнеобеспечивающих систем в достижении приспособительного результата возможна только благодаря биологическим ритмическим колебаниям регуляции организма. Зная закономерности ритмичности процессов в организме, представляется возможность «навязать» ритм функционирования адаптационных систем в ответ на педагогическое воздействие и тем самым обеспечить качественное усвоение информации на новой естественно-энергетической основе. |
Закономерность рабочей готовности организма в периоды ее вероятного подкрепления | При создании в определенное время через равные интервалы нагрузки (независимо от вида) организм «приходит» в это время в состояние рабочей готовности. Ритм является своеобразным «лидером», определяющим уровень готовности организма к работе. Данная закономерность имеет принципиально важное значение при воспитании качеств выносливости, скорости, где требуется значительная энергетическая трата ресурсов, а также при организации интеллектуальной деятельности. |
Принцип обратной связи в педагогическом процессепрофессиональной подготовкиреализуется в системе профессиональной подготовки летчика посредством субсистемы (системы) управления. Субсистема управления входит в систему профессиональной подготовки, но, в отличие от других субсистем, (средств подготовки), воздействует на летчика опосредовано, через основные субсистемы.
Принцип обратной связи в субсистеме управления является обобщающим показателем управленческой информации для субсистемы профессиональной подготовки в целом.
В то же время конструкция системы, ее структура должна учитывать индивидуальные особенности организации систем адаптации организма у различных людей под воздействием одной и той же информации. Один организм приобретает запрограммированный результат, а другой должен совершать определенную работу, поскольку часть полезной информации превратилась для индивидуума в «шумовую».
Лекция
МЕТОДЫ профессиональной
авиационной педагогики