Раздел III. Работа социального педагога в современных условиях
Лекция 16. Современная семья и ее проблемы................................................270
Семья как социальная ячейка общества. Типы современ-ной семьи, демография семьи. Возрождение государства че-рез возрождение семьи. Что угрожает современной семье, кризис семьи.
Лекция 17. Детство. Защита детей в современных условиях......................294
Детство. Сиротство, социальное сиротство. Дети-беглецы, дети, страдающие от жестокости родителей, дети-инвалиды. Статья Ш.А.Амонашвили «Что такое детство». Защита дет-ства. Конвенция ООН, опыт помощи детям, приюты, се-мейные детские дома.
Лекция 18. Работа социального педагога с семьей.......................................322
Работа с семьей, где ребенок; особенности работы в раз-личных семьях; методы работы. Помощь семье. Семья, где есть нетрудоспособные родители, больные дети или дети-инвали-ды. Лечебная педагогика А.А.Дубровского. Ребенок-олигофрен. Семейные детские дома. Организация семейного досуга. Цент-ры «Доверие» и «Радуга» в г. Клин Московской области.
Лекция 19. Работа социального педагога в школе и микрорайоне...........344
Работа социального педагога в школе, социальные задачи
школы в современных условиях. Школа — центр воспита-
тельной работы в микрорайоне. Опыт социально-педагоги-
ческого комплекса школы № 59 г. Ярославля. / 5
Лекция 20. Работа социального педагога с трудными подростками..Г:351 Трудные подростки, их особенности, различные откло-нения в поведении. Методы перевоспитания. Опыт работы социальных педагогов в реабилитационных центрах «Надеж-да» и «Радость» г. Клина. В.Н.Сорока-Росинский о трудно-воспитуемых.
Лекция 21. Работа социального педагога с одаренными детьми..............380
Что такое одаренный ребенок. Талантливый ребенок в се-мье. Работа социального педагога с одаренными детьми. В.П.Кащенко о «даровитых детях».
Лекция 22. Опыт социального воспитания в странах Европы и США... 390 Работа социального педагога в Германии, Великобрита-нии и США. Работа с трудновоспитуемыми, больными, взрос-лыми-безработными, родителями.
Приложение..................................................................................................................409
УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.00я73 В19
Рецензентьі:
доктор философских наук, академик РАО Г.Н.Филонов',
доктор педагогических наук, профессор Уральского государственного
университета В.Д. Семенов
Василькова Ю.В., Василькова Т.А.
В19 Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд. стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 440 с. ISBN 5-7695-0526-5
В пособии рассматриваются понятие социальной педагогики как части педагогики и социальной философии, особенности работы социального педагога с детьми из «семей риска», трудными и боль-ными, а также работы в приютах и клубах по интересам, в школе и микрорайоне, в реабилитационных центрах. Анализируется го-сударственная политика защиты семьи и детей в России с древ-нейших времен.
Может быть полезна также учащимся средних педагогических учебных заведений, социальным работникам и работникам народ-ного образования.
УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.00я73
© Василькова Ю.В., Василькова Т.А., 1999
ISBN-5-7695-0526-5 © Издательский центр «Академия», 1999
ОТ АВТОРОВ
В современных условиях обострения экономических, полити-ческих и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не име-ют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступ-ность и детские заболевания, стала остро востребована работа со-циального педагога.
Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и приня-тие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация ра-боты с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нор-мального развития и жизни.
В книгу вошли лекции о сущности социальной педагогики и работы социального педагога, характеризующие особенности его деятельности, профессионального мастерства как результат его постоянного труда, любви к детям и проявления человеколю-бия — в общении с детьми из «семей риска», трудными и боль-ными, в приютах и клубах по интересам, в школе и микрорайоне, в различных реабилитационных центрах.
Учитывая, что главным в работе социального педагога являет-ся развивающийся человек, формирование личности ребенка или подростка, в книге акцентируется внимание на важности инди-видуальной работы с ними.
Для этого потребовалось привлечение основных положений педагогической науки, и к ним ее части — социальной педаго-гики.
Появилась необходимость обратиться к истории отечественно-го образования и педагогики, к практике социального воспита-ния отечественных педагогов, проанализировать их опыт. Поэто-му наряду с проблемами работы социального педагога в современных условиях пришлось обращаться к вопросам защиты детей и к практике социального воспитания в истории нашего отечества.
Социальному педагогу нельзя не знать о сути государственной политики защиты семьи и детства в России, о благотворительной заботе общества о детях-сиротах, религиозном воспитании, вос-питании в дворянской и крестьянской семьях. Полезно знать, что
такое свободное воспитание и педагогика среды, воспитание лич-ности в коллективе и педагогика ненасилия.
Как дополнение к лекциям в книгу вошли отрывки из истори-ческих документов и литературных памятников, из статей видных отечественных педагогов и ученых по различным вопросам соци-ального воспитания.
Эти материалы полезны социальному работнику при создании или организации работы в различных клубах, реабилитационных или лечебных центрах, в приютах для детей-сирот и в индивиду-альной работе с трудными подростками.
В книге могут найти для себя интересный материал педагоги, так как часть материала из истории отечественного образования и воспитания публикуется впервые и содержат поучительный опыт прошлого.
Эти материалы представляют интерес для студентов, буду-щих социальных работников, особенно при подготовке курсо-вых и дипломных работ или рефератов по проблемам социаль-ной педагогики.
Лекции были прочитаны студентам, слушателям — социальным работникам; предпочтение отдавалось тем темам, которые, по их отзывам, необходимы для практической работы.
В конце каждой темы даны задания-вопросы, цель которых — направить социального работника и социального педагога на ана-лиз предлагаемого материала, на необходимость и полезность пе-дагогических идей прошлого для его практической работы. Это воз-можность творческого использования исторического прошлого.