Способность к самоуправлению
В работе представлено исследование,которое дает возможность узнать о способностях владения собой в различных ситуациях. Данное исследование было проведено на студентах физико-математического и технолого-экономического факультета.
Среди актуальных проблем профессиональной подготовки будущих педагогов можно выделить проблему определения критериев и диагностики личностно-профессионального развития студентов в период обучения в вузе. Под личностно-профессиональным развитием студентов педагогического вуза мы понимаем процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения в сфере образования, на саморазвитие и самореализацию в будущей профессиональной педагогической деятельности. Одним из условий актуализации потребности в саморазвитии и самореализации в профессии является развитие у студентов способности самоуправления своей жизнью в целом, формами учебно-профессиональной, а в перспективе и будущей профессиональной деятельности. Проблема самоуправления сегодня изучается учеными казанской психологической школы. Концепция самоуправления представлена в работах Н. М. Пейсахова. Под самоуправлением Н. М. Пейсахов понимает целенаправленное самоизменение или управление человеком своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. По его мнению, самоуправление является творческим процессом, связанным с созданием нового, с необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей. В этом заключается отличие самоуправления от процесса саморегуляции, который также включает изменения, но совершаемые в рам как имеющихся правил, норм, стереотипов. Таким образом, в концепции Н. М. Пейсахова самоуправление и саморегуляция рассматриваются как «две стороны активности личности, диалектическое единство изменчивого и устойчивого в непрерывном развитии субъективного мира человека»
При изучении способности самоуправления Н. М. Пейсахов обращает внимание на важные компоненты: анализ противоречий, прогнозирование,планирование,критерий оценок,принятие решения,самоконтроль,коррекция.
1. Анализ противоречийили ориентировка в ситуации – человек формирует субъективную модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе: почему сейчас не получается так, как это было раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым ?и т .д Средний балл по группе по данному критерию составляет 3.31.Средний балл по группе среди девушек составляет 3.91, среди юношей 21,5
2.Прогнозирование– человек формирует модель – прогноз, которая основана на анализе противоречий между прошлым и настоящим. Средний балл по группе по данному критерию составляет 3.62.Средний балл по группе среди девушек составляет 4.27, среди юношей 23.5
3.Целеполагание– человек формирует субъективную модель желаемого или должного. Это переход от предположения о принципиальной
возможности произвести изменения к предположению о вероятных результатах. Средний балл по группе по данному критерию составляет 2.69.Средний балл по группе среди девушек составляет 3.18, среди юношей 17.5.
4.Планирование– человек формирует модель средств достижения цели и последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут быть стратегическими, тактическими, оперативными. Средний балл по группе по данному критерию составляет 2.08.Средний балл по группе среди девушек составляет 2.45 среди юношей 13.5
5.Критерии оценки качества– человек должен решить вопросы: какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана? Как оценить, что сделанное было необходимым?Средний балл по группе по данному критерию составляет 2.92.Средний балл по группе среди девушек составляет 3.45, среди юношей 19
6.Принятие решения– это переход от плана к действиям, это самоприказ: начать действовать! Средний балл по группе по данному критерию составляет 2.92.Средний балл по группе среди девушек составляет 3.45, среди юношей 19
7.Самоконтроль– сбор информации о том, как идет выполнение плана в реальном общении, поведении, деятельности. Человек отвечает себе на вопросы: как идет дело?Средний балл по группе по данному критерию составляет 2.54 .Средний балл по группе среди девушек составляет 3, среди юношей 16.5
8.Коррекция– изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а так же самой системы самоуправления. Человек ищет ответ на вопрос: как быть дальше? Ответ на этот вопрос зависит от результатов самоконтроля. Средний балл по группе по данному критерию составляет 2.87.Средний балл по группе среди девушек составляет 3.39, среди юношей 18.66
Таким образом, у большинства студентов групп Ин 15-01 и Ми 15-01 результаты анкетирования легли в зону высоких оценок. В целом система самоуправления у данной группы студентов имеется, однако в этом случае существует опасность того, что студенты слишком расчётливы и рациональны, что им не хватает эмоций. Об этом стоит подумать, каждому следует понаблюдать за собой, проанализировать свои поступки и действия с точки зрения уравновешивания рационального и эмоционального.
Однако, есть и те студенты, у которых результаты анкетирования легли в зону низких оценок, то есть у них ещё нет целостной системы самоуправления, а сформированы лишь отдельные звенья. Скорее всего, такие студенты сильно переживают свои неудачи, но дальше этого не идёт. У них эмоциональная оценка преобладает над рациональным анализом, т.е. полноценный цикл самоуправления в этом случае даже не начинается, а поэтому и не формируется.
Список литературы
1.Информационный портал по психологии «Психология счастливой жизни» [Электронный ресурс]- режим доступа: http://psycabi.net/testy/257-metodika-sposobnost-k-samoupravleniyu-test-ssu- Методика "Способность к самоуправлению" (тест ССУ) Н. М. Пейсахова
2.Способность самоуправления как диагностический критерий личностно-профессионального развития студентов педагогического вуза [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/n/sposobnost-samoupravleniya-kak-diagnosticheskiy-kriteriy-lichnostno-professionalnogo-razvitiya-studentov-pedagogicheskogo-vuza#ixzz4Mt5jwkXA
Научный руководитель доцент кафедры психологии к.п наук Конюхова Е.Т