Вопрос. Сурдопедагогика как наука. Предмет, цель, задачи. Связь сурдопедагогики с другими отраслями знаний.
Дошк. СПед-это пед-ая наука о развитии воспит. И обуч.Де с НСл. Предмет-пр-сы развития,обуч. И воспит. Де раннего и дошкол.возраста с НСЛ. Задачи:1)ранее выявление дефекта,2)выявление закономер. Развит.Де с НСл,3)организ-я помощи Ро по воспит. Де с НСл в семье,4)разраб-ть теорет-е основы принцип. И методов воспит. и обуч.5)опред-ть содержан. Воспит. и обуч.6) поиски нов форм организ-ции пед.помощи.7)содействие с полноценной интеграцией.8)укрепление приемствен.связей дошкол. учрежден.со школой.
Связь с др.науками: 1)медико-биологич науками(психо-. Невропатология, сурдология, и аудиология- они определяли: способы и методы исслед.слуха., основыв. классификац. Суха, выявл. степень превичного дефекта, обосновывали систему дифференциации обучен., раннее выявление и диагностика.) 2) с общей дошкол и спец. Психологией. 3) с педагогич. дисциплин.: логопедия, олиго,тифло, общая педагог.4) с лингвистичес. науками.
2.вопрос. Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха.С учетом сост-я слуха и речи оргаy-ся дошк. учрежд. 2типов: для гл. и для сл\сл Де. Их д-ть регулируется «Типовым положением о дошк. образов-м учрежд» (1995). Гл и сл\сл Де раннего и дошк. возраста могут воспит-ся и обуч. в различных образов-ых учрежд.:1. Дет\сад комп-го вида для гл или для сл\сл Де. Группы в дошк. образов-ых учрежд. комплек-ся по решению ПМПК. Принимают гл и сл\сл Де с 1,5-2 лет. Пр-с воспит. и обуч. рассчитан на 4-5лет.Допускается функционирование дошк. образ-го учрежд. в дневное и ночное время, а также круглосуточно, в выходные и праздничные дни. Предусмат-ся и свободное посещение Де. При определении содержания воспит-образов-го пр-са педагоги-й кол-в может руководст-ся имеющимися программами воспит. и обуч. гл. и сл\сл Де дошк. возраста. 2. Д\С комбин-го вида. в зависимости от состоян. слуха и речи Де при дошк. образов-х учрежд. созд-ся гр. для гл. или для сл\сл Де. Совместное воспит. и обуч. гл и сл\сл Де в одной гр. не реком-ся. Гр. состоят из Де одного возраста или смежного. 3. Д\С общеразвив-го вида. Здесь возможно интегрир. Обуч. гл, сл\сл или поздно-оглохших дошк. М\б организованы индивид. коррек-развив. занятия с учителем-дефек-ом (сурдопед., логопедом), педаг-психологом. 4. Дошк. гр, отделения в спец-х (кор-ых) шк., шк-интерн. для несл, сл\сл и поздноогл Де. В дошк. гр. принимаются Де с 2-3лет в зависимости от имеющихся условий. В некоторых случаях орган-ся гр. Для Де стар. Дошк. возраста, спец. обуч. кот. по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начин-ся в более поздние сроки. В течение 2-х лет проводится общераз-ая и коррек.работа, направленная на подготовку дошк. к обуч. в 1классе шк для гл и сл\сл Де. При обуч. руководс-ся Программой воспит. и обуч. в дошк. гр. при шк. для гл Де. Она рассчитана на 2 года кор-воспит-ой работы в дошк. гр. 5. Образов. учреж. для Де дошк. и младшего шк. возраста «начал. Шк.-Д\С» компенс-го вида для гл или сл\сл. реализуются 2 образов. программы: дошк образов-я и начал. шк. Образов. Гл и сл\сл Де. В наст. время с целью оказания системат-ой кор-педаг-й помощи, консультирования Ро по вопросам воспит. и обуч. Де с НСл м\б организованы гр. кратков-го пребывания. Группа явл. структурным подразделением дошк. образоват. учреж. Комплектование гр. осущ-ся ПМПК. Основная организационная форма работы-индивид. занятия и занятия малыми гр (по 2-3 Ре) при обязательном присутствии Ро. Занятия с уч-деф-ом орган-ся, как правило, 2раза в неделю, а при необходимости и по желанию Ро могут проводиться чаще или реже. 6. Сурдологические центры и кабинеты. Псих-педагогич. помощь дошк. с НСл оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. СПед-ги проводят кор-разв. занятия с Де, консульт. Ро по вопросам воспит. и обуч. Де в семье, ведут контроль за разв. Де, интегрир-х в дошк. образов. учрежд. В России стали организ-ся центры реабил. слуха и речи. В таких центрах проводят диагностику наруш слуха, медико-психолого-педагог. Изучение Де, оказывают мед. помощь, организуют индив. слухопротез. В структуре данных учреждений сущ-ет Д\С или гр. для гл и сл\сл дошк. В центрах реабилитации слуха и речи используется верботональная методика, разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия). 7.«Билингвистическое обучение»-молодое направл-е, его становление в странах Зап Европы (Дании, Франции, Швеции и других) и Америки относится к 80-м годам. Основой явл. совокупность социал-полит-их и филос. идей, отражающих изменение менталитета цивил-го общества, новое отношение к микросоциумам глухих, к жестовому языку (мы уже обсуждали эти вопросы. Представители этого обуч придерж-ся различных взглядов на соотношение обоих языков в педагогическом пр-се. Одни из них полагают, что исходным языком должен быть жестовый, и начинать общение с гл.
3 вопрос. История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Дошк. СПед. явл. составной частью общей СПед и в своем разв. прошла основ. этапы, хар-ые для разв. теории и практики воспит. Де с НСл. В течение многих веков в обществе накапливались сведения о происхождении нарушений слуха, особенностях развития глухих, способах и методах их обучения. В истории сурдопедагогики отразились различные философские взгляды на соотношение материального и духовного, развитие познавательных возможностей человека, медицинские, педагогические и дидактические идеи и направления. В развитии сурдопедагогической науки отразились взгляды общества на возможности людей с нарушенным слухом, их место в обществе.
В XVI—XVII вв. в Испании осуществлялось обучение глухих в условиях семьи, а также в монастырях. Первый систематический опыт обучения глухих словесной речи был предпринят П. Понсе, позднее X. П. Бонетом (Испания). П. Понсе для обучения речи использовал письменную, дактильную и устную речь. Его глухие ученики овладевали теми учебными предметами, которые в это время изучались в общеобразовательных школах: историей, математикой, астрономией.
В XVIII в. наметилось два подхода к обучению глухих детей, различающихся по использованию разных форм речи. Один из путей индивидуального обучения глухих предполагал использование различных форм речи: устной, письменной, дактильной, жестовой.
В XVIII в. возникают коллективные формы обучения неслышащих детей, в связи с чем в некоторых европейских странах (Франция, Германия, Дания, Англия) появились институты для глухих. Наиболее известный институт был основан во Франции Ш. М. Эпе, автором системы «мимический метод». В обучении глухих он применял жесты, считая, что жестовый язык легок и ясен для глухих.
В противоречии с «мимическим методом» находился «устный метод», разработанный С. Гейнике в Германии. В качестве основных средств обучения использовалась техника отработки звуков, слогов, слов, фраз.
Обоснование и разработка этих двух систем обучения глухих определили на многие годы практические подходы к обучению детей. Вполне естественно, что на подходах к воспитанию и обучению и детей дошкольного возраста (прежде всего в условиях индивидуального обучения в семье) также отразились идеи этих двух противоречащих систем.
В эпоху Возрождения (14-16вв) в связи с расцветом науки, культуры и искусства фор-сь нов. взгляды на цели и задачи восп. и обуч. Де, харак-ся гуманистической направ-ью педаг-и. В этот период отмеч-ся зарождение теор-их основ обуч.гл. Де. Философы, врачи, педагоги искали факты объясн. глухоты, способы ее преодоления, описывали факты обуч. гл, приводили примеры умст-го и реч. Разв. Несл. людей. Для этого периода хар-на тенденция инд-го обуч. Гл. Де из богатых семей.В 18 в. возникают кол-ые формы обуч. несл. Де, в связи с чем в нек-х европ-х странах (Фран, Герм, Дания, Анг) появ. Инстит. для гл. Наиболее извест. институт был основан во Фран. Ш. М. Эпе, автором системы «мимический метод». В обуч. гл. он применял жесты, считая, что жест-й язык легок и ясен для гл. Ставя перед обуч. гл. задачу, дать нравств. и умст. Восп., необходимое для жизни в обществе, В ходе первонач-го обуч. знаки-жесты служили средством для раскрытия значения слов и обозначения их в письм. форме.