Минимальный размер оплаты труда. Региональные соглашения о минимальной заработной плате.

5554р Правовое закрепление МРОТ в РФ – один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений (ст. 2 ТК РФ), одна из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 37 КРФ , ст. 130 ТК РФ).

В соответствии с Конвенцией МОТ №26, процедура установления МРОТ определяется государством.

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК, МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина определяется не реже 1 раза в 5 лет.

Величина прожиточного минимума в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально.

ФЗ от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в РФ»:

В соответствии со ст. 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума будут установлены отдельным ФЗ.

Понятие минимального размера оплаты труда ТК не содержит.

В минимальный размер оплаты труда наряду с тарифной частью, включаются доплаты, надбавки, премии, другие стимулирующие выплаты, выплаты за работу в особых условиях, другие компенсационные выплаты.

В соответствии со статьей 1 ФЗ от 19.06.2000 г «О МРОТ» с 1.01.2009 г. МРОТ составляет 4330 рублей.

Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособия по временной нетрудоспособности. Применение МРОТ для других целей не допускается. ( ст.3 ФЗ «О МРОТ»).

Минимальный размер оплаты труда, установленный ФЗ обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджета за счет средств соответствующего бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, другими работодателями за счет собственных средств. (ч.2 ст.133 ТК РФ).

Минимальная заработная плата имеет характер правового императива, т.е. это тот минимальный предел, ниже которого не может быть установлена оплата труда ни одного работника, выполнившего нормы у любого работодателя.

В соответствии с ч.3 ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который не может быть ниже МРОТ, установленного ФЗ.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение соглашения, осуществляется трехсторонней комиссией по регулированию социальных отношений. (ст.133.1 ТК РФ).

К примеру, в МСК области МРОТ – 11.000, в Магаданской области – порядка 15.000.

48. Стимулирующие выплаты работникам: премирование, надбавки и доплаты, иные вознаграждения, стимулирующего характера.

Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором. Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами гос.власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами мсу. Надбавки и доплаты являются элементом тарифной системы, дополнительным к тарифным ставкам. Поскольку тарифные ставки учитывают лишь квалификацию работника и его специ­альность, в надбавках и доплатах учитываются и другие основания дифференциации заработной платы: неблагоприятные тяже­лые условия, климатические условия труда (северные надбавки), район труда (районные коэффициенты), сменность (доплаты за сменность), значимость, количество и качество труда (доплаты за профессионализм) и др. Цель надбавок — стимулировать работу в оп­ределенных районах, местностях, профессиях, мастерство работ­ника и т. д.

Цель доплат — компенсировать повышенную интен­сивность труда (за совмещение профессий, руководство брига­дой и пр.) или труд в неблагоприятном режиме и условиях. Надбавки и доплаты могут быть трех видов: 1.централизован­ные, установленные законодательством, 2.локальные, установлен­ные данным производством, 3.а также по конкретному трудовому договору, определенные его сторонами. В централизованном порядке установлены следующие над­бавки и доплаты: северные надбавки, районные коэффициенты, за работу в полевых условиях (геодезистам, геологам и др.), за разъездной характер, за работу и проживание в зоне Чернобыль­ской аварии, за звание, классность, ученую степень и др., кото­рые обязательны к выплате работнику всех производств незави­симо от формы их собственности. Их размеры являются тем ми­нимумом, ниже которого они не могут устанавливаться. Повышать их производства могут самостоятельно.

Некоторые специальные правовые акты также устанавливают надбавки и доплаты отдельным работникам. Так, для гос.служащих установлены надбавки за квалифицированный разряд, выслугу лет, особые условия труда. Локальные надбавки и доплаты (за профессионализм, высо­кое качество работы, за тяжесть и вредность условий труда с учетом аттестации рабочих мест и др.) и их размеры устанав­ливают сами производства, они выплачиваются лишь работни­кам этого производства. В бюджетной сфере размеры локальных надбавок и доплат стимулирующего характера определяют сами производства в пределах их средств на оплату труда без ограни­чения максимальных размеров. Элементом тарифной системы являются также списки про­фессий и работ с вредными и опасными условиями труда, по которым устанавливаются в зависимости от тяжести условий труда конкретные размеры. Оплата труда должна быть в денежной форме в рублях.

Наши рекомендации