Углубление

понимания

Схема 12

Основной вклад в устранении случайных фрагментов текстов и "очищении" версий понимания основных фрагментов вносит применение логического принципа уточнения. Оно также ведет к нарастающему ускорению получения конечного результата. Однако для реального воплощения такой возможности требуется предварительная работа по введению все более абстрактных исходных содержаний (категориальных понятий), так как они и конкретизируются в ходе построения вторичного ("выпрямленного") текста как результата понимания (замещения авторского текста). Конструирование подобного текста и его схемных замещений составляет базу всей работы в понимании (см. сх. 13).

текст набор фрагментов построение логическая

Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru автора по теме схем для цепь схем

Углубление - student2.ru основных

фрагментов

логическое

разделение

результат схем

Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru вторичный исходная Þ последующая

Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru текст

<выпрямленный> уточняющая

Схема 13

Вместе с необходимостью выявления и контролирования исходных схем и их описаний (категориальное понятие), опираясь на которые идет введение конкретизирующих схем и их описания(категорий) и получение конкретизированных схем и их описания(понятий) происходит изменение и содержания сознания, а затем и самого сознания, через посредство рефлексивного сопровождения процедур. В сознании рождаются абстрактные смыслы и абстрактные значения (подлинные значения), выступающие в мышлении в различных логических функциях (см. сх. 14).

первичное понимание

 
  Углубление - student2.ru

Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru схематизация выделение оформление

Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru абстрактных как абстрактных

логизация смыслов значений

работа с текстом расслоение содержаний

Углубление - student2.ru в сознании

Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru вторичное понимание

Углубление - student2.ru

результат

Схема 14

Трансформации в сознании, содержательные и структурные, подстраиваются под требования логической формы и формы рефлексивной работы. Но этот процесс протекает наиболее трудно, так как меняет внутреннюю предпосылку, механизм всей мыслительной работы. Подобный развивающий процесс превращаетсязатем в основу указанного выше ускорения получения конечного результата и приобретения не только эффективности, но и качественности результата.

Вместе с приобретением новой способности (наличия оперирования абстракциями – понятиями и категориями) открывается путь от понимания не только к обоснованной критике, но и к арбитрированию фиксированных точек зрения. Поскольку арбитражная функция является основой развивающего воздействия на первоначальные попытки совершенствования авторской мысли, то этим читатель приобретает способность совмещать все типовые мыслекоммуникативные функции (понимания, авторского самовыражения, критики и арбитрирования) в едином механизме развития мысли автора. В роли автора читатель может стать сам и тогда этот механизм превращается в механизм саморазвития по вводимому содержанию, а затем и самих мыслительных способностей (см. технологические условия выше).

Нередко в теоретической работе стоит достаточно узкая задача – понимание массива определений и их суммарного выражения в виде обобщенного заместителя. Такая задача характерна для функции арбитража, когда необходимо оценка каждой версии и использование абстрактного средства, не вызывающего сомнения в его содержании. Это средство, базовая абстракция, либо уже имеется в арсенале арбитра, либо строится на материале конкурирующих версий. Так как следует построить замещающую абстракцию, то нужно и сохранить фиксированные содержания, и их особым образом, в обобщении, переработать. Это соответствует выделению исходной абстракции длявторичного, замещающего текста в рамках логического принципа уточнения. Поэтому мы все определения рассматриваем как "фрагменты" одного "авторского" текста.

Однако наряду с обобщением, построением абстрактного заместителя исходных текстов нужно показывать переход к категориальным средствам и введения, и уточнения базовой абстракции. Эти средства вводятся из арсенала арбитра – конструктора понятия, обладающего способностями следовать реализуемому им деятельностному подходу (см. сх. 15).

Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru подход арбитра

текст "автора"

Углубление - student2.ru понимание соответствующие

Углубление - student2.ru фрагменты фрагментов средства

Углубление - student2.ru (массив анализа

определений) построение

Углубление - student2.ru заместителя

Углубление - student2.ru Углубление - student2.ru оценка выявление конкретизация

Углубление - student2.ru определений исходной абстракции

абстракции

Схема 15

Совмещение первичного процесса построения заместителя многих определений и применения средств деятельностного подхода и ведет к решению поставленной задачи, построению соответствующих понятий в рамках деятельностного подхода. Остается лишь особо отметить один технологический фактор получения данного результата.

Дело в том, что понятие конструируется для соотнесения с объектом и его допонятийными описаниями. Поэтому понятие должно быть не только выражено знаково-символическими средствами, но и подчиненным необходимости объектного ("онтологически значимого") прочтения этих средств. Следовательно, в ходе чтения следует пользоваться объектно-онтологическими, метафизическими, общемировидческими средствами (категории "нечто", "структура", "элемент", "состояние", "процесс" и т.п.).

При прочтении объектной схемы, являющейся понятийной абстракцией, необходимо соблюсти процессуально-объектную корректность и выдержать принцип причино-следственных цепей, непрерывность цепей, удержание всех причин, определяющих следствия и т.п. Соблюдение требований объектной определенности, явностипоказа "устроенности" нечтои особенности всех типов объектов в деятельностном подходе становится причиной всех "перевоплощений" авторских определений.

Вернемся к проблеме интеллектуального саморазвития и месту МРТ в этом процессе.

Наши рекомендации