Предметно- практическая деятельность. 4 страница
Броски, ловля, передача предметов, переноска груза. Броски мяча друг другу от плеча. Удары мяча об пол поочередно правой и левой рукой. Броски мяча на дальность. Подбрасывание и ловля гимнастической палки двумя руками и одной рукой. Выполнение основных движений с удерживанием обруча. Перекладывание обруча перед собой из руки в руку. Перекатывание обруча. Выбор рационального способа для перемещения различных предметов с одного места на другое.
Лазание, подлезание, перелезание. Сочетание переползания по гимнастической скамейке на четвереньках с лазанием по гимнастической стенке. Сочетание перелезания через препятствия с подлезанием. Перешагивание через препятствия различной высоты.
Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с собиранием предметов с пола с наклоном в приседе. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке. Расхождение вдвоем на гимнастической скамейке (с помощью учителя). Равновесие на одной ноге.
Игры. «Узнай по голосу», «Возьми флажок», «Не дай мяч водящему», «Белые медведи», «Кто дальше бросит», «Волк во рву». Эстафета с передачей предметов стоя и сидя.
VIII класс (68 ч.)
Дыхательные упражнения. Глубокое дыхание при выполнении упражнений (по показу).
Основные положения и движения. Исходные положения: лежа, сидя, стоя. Движение головой, туловищем, конечностями в заданных исходных положениях по инструкции учителя.
Упражнения на осанку. Повторение и закрепление упражнений, данных в программе предыдущих классов.
Ритмические упражнения. Изменение характера движений в зависимости от характера музыки (марш- ходьба, полька-прыжки, вальс – плавные упражнения).
Прикладные упражнения.
Построения, перестроения. Построение в шеренгу, в колону, в круг в разных частях зала по инструкции учителя. Перестроение из шеренги в колону, в круг по инструкции учителя.
Ходьба и бег. Ходьба и бег с преодолением простейших препятствий. Начало ходьбы, бега и остановка по инструкции учителя. Смена направлений в ходьбе, беге по конкретным ориентирам и инструкции учителя.
Прыжки. Прыжок в высоту с разбега способом «согнув ноги». Прыжки в длину с разбега с толчком в обозначенном месте (квадрат 50 х 50). Прыжок в глубину с высоты 50-60 см, в обозначенное место. Прыжок в длину с места, толчком двух ног в обозначенное место.
Броски, ловля, передача предметов, переноска груза. Удары мяча об пол одной, двумя руками с продвижением. Метание мяча в цель с шага. Броски мяча на дальность. Перебрасывание палки из одной руки в другую. Подбрасывание обруча вверх и ловля его двумя руками. Прокатывание обруча вперед. Переноска гимнастического мата, коня тягой, толканием.
Лазание, подлезание, перелезание. Преодоление 3-4-х различных препятствий. Лазание по горизонтальной гимнастической скамейке с переходом на гимнастическую стенку, лазание по гимнастической стенке до 5-ой рейки. Движение в сторону приставными шагами с переходом на соседний пролет гимнастической стенки, спуск вниз. Подлезание под препятствие, ограниченное с боков (лежа), перелезание через гимнастическую скамейку (стоя, с опорой на руки), перелезание через коня, подлезание под коня (на четвереньках).
Равновесие. Ходьба по рейке, гимнастической скамейке с помощью учителя. Ходьба по гимнастической скамейке группами. Равновесие на одной ноге (на скамейке).
Игры. «Что изменилось?», «Падающая палка», «Охотники и утки», «Люди, звери, птицы», с имитацией движений по команде учителя. «Два мороза». Эстафета с передачей мячей, бегом, прыжками. «Мышеловка».
IX класс (68 ч.)
Дыхательные упражнения. Регулирование дыхания при переносе груза в упражнении с преодолением препятствий, сопротивления. Обучение правильному дыханию при выполнении упражнений скоростно- силового характера.
Основные положения и движения. Фиксированное положение головы при быстрых сменах исходных положений. Соединения различных исходных положений и движений руками, ногами, туловищем в несложных комбинациях. Наклоны туловища с подбрасыванием и ловлей предметов.
Упражнения на осанку. Лазание по гимнастической скамейке, руки на поясе, ноги прямые, сгибание и разгибание стоп. Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз, переход с одного пролета на другой.
Ритмические упражнения. Простейшие сочетания музыкальных танцевальных шагов. Ритмический танец.
Прикладные упражнения.
Построения, перестроения. Ходьба и бег. Построение в две шеренги. Ходьба в различном темпе, направлении. Повороты в движении направо, налево.
Прыжки. Прыжок «согнув ноги» через козла, коня, в ширину (все учащиеся). Совершенствование всех видов ранее изученных прыжков.
Броски, ловля, передача предметов, переноска груза. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) друг другу одной рукой от правого и левого плеча. Передача набивного мяча из одной руки в другую сзади туловища и между ног. Катание набивного мяча ногой с продвижением прыжками на другой. Ходьба по гимнастической скамейке с преодолением препятствий. Переноска нескольких снарядов по группам (на время). Техника безопасности при переноске снарядов.
Лазание, подлезание, перелезание. Перелезание через последовательно расположенные препятствия различными способами с включением бега, прыжков, равновесия. Преодоление препятствий с перелезанием через них, подлезанием (в эстафетах).
Равновесие. Ходьба на носках приставными шагами, с поворотом, с различными движениями рук. Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием с пола гимнастических палок, мячей, сохраняя равновесие. Расхождение вдвоем при встрече с предметами в руках.
Игры. «Лучший бегун», «Преодолей препятствие», «Запрещенное движение», «Самый точный», «Ловкие, смелые, выносливые», «Птицы».
Эстафета с передачей мячей, бегом, прыжками.
X класс (68 ч.)
Дыхательные упражнения. Регулирование дыхания при выполнении упражнений циклического характера с максимальной нагрузкой (кросс, эстафеты, прыжки).
Основные положения и движения. Прыжки в приседе с продвижением вперед. Круговые движения туловища (и.п.рук – за голову, вверх). Выпады: вперед с наклоном туловища назад, вперед; вправо, влево с наклоном вперед; вправо, влево с наклоном вперед, в сторону, назад с наклоном вперед.
Упражнения на осанку. Закрепление ранее изученных сочетаний упражнений с удержанием на голове груза (большой массы) с упражнениями в равновесии.
Ритмические упражнения. Чередование ходьбы на месте с шагом «галопом» в сторону в темпе музыки. Закрепление изученных танцевальных шагов.
Прикладные упражнения.
Построения, перестроения. Ходьба и бег. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и во владении мячом, типа- бег с изменением направлений, скорости; челночный бег с ведением и без ведения мяча; упражнения на быстроту и точность реакции.
Закрепление и выполнение ранее изученных команд: «смирно», «вольно», «расслабиться». Согласованные повороты группы учащихся кругом (направо, налево); переход с шага на месте на ходьбу вперед в шеренге, колонне. Отработка строевого шага.
Прыжки. Прыжки ранее изученными способами. Преодоление полосы препятствий. Прыжки в заданном ритме.
Броски, ловля, передача предметов, переноска груза. С гимнастической палкой: прыжки с различными положениями палки, перебрасывание гимнастической палки в парах.
С набивными мячами: перебрасывание набивного мяча вверх из-за головы снизу и от груди партнера. Передача мяча при выполнении эстафет. Уборка снарядов после занятий.
Лазание, подлезание, перелезание. Закрепление ранее изученных способов лазания. Лазание на скорость по гимнастической стенке. Преодоление препятствий с перелезанием через них, подлезанием (в эстафетах). Перелезания через препятствия различной высоты.
Равновесие. Повторение всех видов равновесия. Расхождение вдвоем при встрече с предметами в руках. Упражнения в сопротивлении.
Игры. Эстафета с бегом, прыжками. Эстафета с метанием в цель и на дальность.
«Поймай мяч», «Кто точнее», «Ориентир», «Слушай сигнал».
Музыка, пение; музыкально-ритмические занятия
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном /коррекционном/ образовательном учреждении VIII вида.
Музыка оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Музыка формирует вкусы, воспитывает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных учреждении.
В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Поэтому учителю музыки необходимо вести свою работу в контакте с логопедом и врачом психиатром.
Программный материал уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, музыкально –ритмические упражнения, элементы музыкальной грамоты.
Основой уроков музыки является хоровое пение. Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, который должен быть доступным для пения и восприятия детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Мелодии песен должны быть простыми, и содержание текста ясным, конкретным, с незначительным объемом слов. Репертуар песен должен соответствовать возрасту и особенностям речевого развития детей. Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных ее частей.
Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения, распевания на попевках и легких песнях. Программой предусмотрено пение как в музыкальном сопровождении, так и без него.
Пение без музыкального сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю.
Репертуар песен в каждом классе составлен с учетом возраста и особенностей речевого развития учащихся. Неотъемлемой частью каждого урока должно быть слушание музыки, которое способствует расширению кругозора, воспитывает у учащихся музыкальный слух. Дети слушают, понимают и воспринимают музыкальные произведения, более сложные по своему содержанию и эмоциональной окраске, чем те, которые они исполняют. Поэтому слушание музыки имеет большое значение в коррекционно- развивающей работе с этими детьми.
В начальных классах учащиеся знакомятся с отдельными понятиями музыкальной грамоты, которые включены или в раздел «Пение», или в раздел «Слушание музыки».
В программу также включены музыкально - ритмические движения. С их помощью осуществляется коррекция двигательных недостатков учащихся, совершенствуется координация движений, улучшается осанка. Под влиянием музыкально – ритмической деятельности развивается эмоционально- волевая сфера учащихся. На уроках ритмики развивается и познавательный интерес детей. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у них правильное отношение к окружающему миру, расширяют представление о различных явлениях природы.
I класс (66 часов).
Пение .
Обучение певческой установке: правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое, без напряжения, положение корпуса и головы.
Постановка артикуляции гласных звуков как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием (в последовательности у, о, а, и, э).
Развитие умения брать дыхание спокойно, бесшумно, не поднимая плеч, одновременно всем классом.
Развитие умения петь спокойно, без выкриков, при формировании гласных звуков следить за правильностью артикуляции.
Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
Пение без напряжения, легким звуком в пределах меццо пияно (умеренно тихо) и меццо форте (умеренно громко).
Развитие понимания дирижерских жестов: «внимание», «вдох», «начало» и «окончание» пения.
Пение:
«Да – да – да», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
«Ладушки» , рус. нар. Песня, обр. Г. Фрида
«Спи, мой Мишка», М. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
Слушание музыки:
«Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия,обр.Т. Ломовой
«Мамочка моя», мелодия И. Арсеева, сл. И. Черницкой
«Лошадка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто
«Маму поздравляют малыши», муз. Т. Попатенко, сл.Л.Мироновой
«Елочка», муз. М. Красева, сл. З. Александровской
«Чики- чики – чикалочки», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличеевой
«Веселая песенка», муз. Г. Левкодимова, сл. И. Черницкой
«Петушок» , рус. нар. прибаутка, обр. М.Красева
«Праздник», муз. Т. Ломовой, сл. Л. Мироновой
«Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волчиной
«Птичка», муз. Т. Попатенко
«Дождик», рус. нар. песня , обр. В. Фере
«Жук», муз. В.Карасевой, сл. Н. Френкеля
«Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой
«Цап – царап», муз. С. Гаврилова, сл. Р. Алдониной
Музыкально – ритмические движения:
«Марш» муз. Е. Тиличеевой , сл. А. Щибицкой
«Ходим – бегаем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н.Френкеля
«Флажки», латвийская народная мелодия, обр. М. Раухвергера
«Маленькая полечка», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Щибицкой
«Прятки», рус. народная мелодия, обработка Р. Рустамова
«Тихо – громко», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
«На чем играю?», муз. М. Рустамова, сл. Ю. Островского
«Паровоз» , муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волчиной
«Бубен», муз. Г. Фрида
«Погремушки», музыка М. Раухвергера.
«Где же наши ручки?» ,муз. Т. Ломовой, сл. И. Плакиды
«Вот как мы умеем!», муз. Е.Тиличеевой, сл. Н. Френкеля
«Догони зайчика», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
«Мотылек», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского
«Петрушка», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского
Слушание музыки. Привитие навыка спокойного и внимательного слушания музыки с начала и до конца.
Знакомство с музыкой разного эмоционального содержания .
Ознакомление с силой звучания: громкое и тихое.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: погремушка, колокольчик, бубен, барабан.
Музыкально – ритмические движения.
Учить двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (марш – пляска);
Реагировать сменой движений на двухчастную форму пьесы, на изменение силы звучания (громко –тихо), на его начало и окончание.
В плясках и играх ходить и бегать под музыку, двигаться по кругу, взявшись за руки, выполнять простейшие танцевальные движения: хлопать в ладоши , полуприседать, использовать отдельные элементы движений для инсценировки песен.
Слушание музыки:
«Танечка, баю- бай- бай», рус. народная песня, обр.В. Агафоникова
«Пляска петрушки», муз. М. Раухвергера (фрагмент)
«Ах вы сени», рус. нар. мелод, обр. В. Агафонникова.
«Бубен», муз. Г. Фрида
«Погремушки», муз. М. Раухвергера
«Зарядка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Мироновой
«Умывальная», муз. А. Александрова, сл. В.Викторова
«Самолет летит», муз. Е. Тиличеевой
«Птички», муз. Т. Ломовой
«Птица и птенчики», муз. Е. Тиличеевой
«Солнышко», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой
«В лесу», муз. Е. Тиличеевой : «Кукушка»,
«Зайка»,
«Медведь».
«Грибок», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской
II класс (68 часов)
Закрепление навыков певческой установки , приобретенных в I классе. Продолжение работы над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха.
Дальнейшее развитие подвижности артикуляционного аппарата, умение правильно формировать гласные звуки, выделять ударные слоги.
Развивать понимание смысла текста песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного).
«Праздник», муз. Т. Ломовой, сл. Л.Мироновой
«Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
«Падают листья», муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен
«Мамочка моя», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой
«Дед мороз», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
«Мы -солдаты» , муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова
«Дождик», русск. нар. песня обр. В. Фере
«Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Коргановой
«Дудочка», муз. Г. Левкодимова, сл. И. Черницкой
«Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкеля
«Петушок», русск. нар. Прибаутка, обр. М. Карасева
«Веселая песенка», муз. Г. Левкодимова, сл. Е. Черницкой
«Ходит Ваня под окном», русск. нар. Песня, обр. Т. Ломовой
«Козлик», муз. С. Гаврилова, сл. Р. Алдонины
Слушание музыки. Закрепление навыка спокойного и внимательного слушания музыки.
Развитие умения различать запев, припев и вступление к песне.
Учить различать темпы: быстрый, медленный.
Развивать желание слушать понравившиеся произведения.
Развитие умения различать громкое и тихое звучание.
Дальнейшее знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием : погремушка, колокольчик, бубен, барабан.
«Зарядка», муз. Е. Тилечеевой, сл. Л. Мироновой
«Умывальная», муз. А. Александровой, сл. В. Викторова
«Галоши», муз. А. Островского, сл. З. Петровой
«Осенняя песенка», муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля
«Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкеля
«Ах, вы, сени», русск. нар. песня, хор В. Агафонникова
«Из - под дуба», русск. нар. мелод., обр. Г. Левкодимова
«Ах ты, береза», русск. нар. мелод., обр. Г. Левкодимова
«Заюшкина избушка», «Репка», «Гуси –лебеди», рус. нар. сказки
«Моя лошадка», муз. А. Гречанинова,
«Веселая прогулка», муз. П.Чайковского
«Колыбельная», муз. С. Розареного
«Игрушки», маленькая сюита для фортепиано по мотивам стих. А. Барто, муз. В. Семенова.
Музыкально – ритмические движения. Приучать детей двигаться в соответствии со спокойным, плясовым маршевым характером музыки в умеренном и быстром темпе;
Учить реагировать на начало и окончание музыки, менять движения в соответствии с изменением музыкального метроритма.
Выполнять следующие движения:
- ритмично ходить под музыку;
- покачиваться с ноги на ногу;
- поднимать платочки, флажки, погремушки, султанчики, помахивать ими;
- переходить под музыку от одного вида движений к другому;
- собираться в круг в играх и хороводах.
«Ходим-бегаем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкеля
«Колокольчик», муз., сл. Е. Макшанцевой
«Бубен», муз., сл. Е. Макшанцевой
«Повтори, дружок, за мной» муз. и сл. Н. Щербаковой
«Погремушки», муз. М. Раухвергера
«Воротики», русск. нар. Мелодия, обр. Р. Рустамова
«Жмурки с бубном», русск. нар. Мелодии, обр. Т. Шутенко
«Пляска», укр. нар. мел., обр. Т. Ломовой
«Игра с погремушками», русск. нар мелодия, обр. А. Быканова
«Игра с матрешками», русск. нар. мел., обр. Р. Рустамова
«Тихие, громкие звоночки», муз. Г. Рустамова, сл. Ю.Островского
«Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, Б. Антюфеева, сл. А. Барто
«Девочка чумазая», муз. Т. Попатенко, сл. А. Барто, О. Высотской, инсц. Е. Соковниной.
III класс (68 часов).
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Учить петь на одном дыхании короткие музыкальные фразы, не прерывая в середине слов, а также удерживать дыхание на более длинных фразах.
Учить четко произносить слова и обращать внимание детей на коррекцию отдельных звуков.
Приучать петь в хоре, учить петь в унисон.
Развитие умения петь хорошо выученные песни в составе группы или индивидуально.
Выразительно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
Пение:
«Мы идем», муз. Р. Рустамова, сл. Ю.Островского
«Барабанщик», муз. М. Красева, сл. М. Чарной, И. Найденовой
«Осень», муз. И. Кишко. Сл. И. Плакиды
«Пирожки», муз. А. Филиппенко, сл.Н. Кукловской
«Елочка- красавица», муз. Г.Левкодимова, сл. И. Черницкой
«Дудочка», муз. Г. Левкодимова, сл. И. Черницкой
«Пляска с погремушкой», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой
«Мы запели песенку», муз. Р. Рустамова, сл. М. Мироновой
«Строим дом», муз. М. Карасева, сл. С. Вышеславцевой
«Труба», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой
«Дуда», бел. нар. песня, обработка А. Александрова
«Петушок», муз. М. Матвеева, сл. народные
«Паровоз», муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской
«Две тетери», рус. нар. песня, обр. В. Агафонникова
«Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик, сл. народные
«Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова, сл. народные
«Ути- ути», муз. Ю. Литовко, сл. А. Барто
Слушание музыки
Развитие элементарных представлений о разнообразии прослушиваемой музыки: песня, танец и марш.
Развивать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма.
Развитие умения различать звуки по высоте (высокие и низкие).
«Марш», С. Прокофьев
«Марш», М. Робер
«Марш», Э. Сигмейстер
«Два петушка», муз. Г.Левкодимова, сл. Г. Виеру
«Паровоз», муз. З.Компанейца, сл. О. Высотской
«Гопачок», укр. нар. мелодия, орб. М. Раухвергера
«Первый вальс», муз. Д. Кобалевского
«Плясовая», муз. В. Семенова
«Частушка», муз.Д. Кабалевского
«Медвежата», муз. М. Красева, сл. Френкеля
«Воробушки», муз. М. Красева
«Прогулка», муз. М. Раухвергера
«Я с комариком плясала», рус. нар. песня, обр. А. Зилотти
Музыкально – ритмические движения.
Учить детей бегать легко, не шоркая, подпрыгивать на двух ногах, пружинить ногами, слегка приседая; притоптывать попеременно ногами, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши; поворачивать кисти рук; плясать, используя знакомые танцевальные движения.
«Музыкальные формы и жанры»
«Танец с куклами», укр. нар. мелодия, обр. Н. Лысенко
«Танец с воздушными шарами», муз. М. Раухвергера
«Займи домик», муз. М. Магиденко
« Узнай по голосу», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
«Игра с водой», стар. францз. песенка
«Игра с погремушками» , муз. Ф. Фролова
«Тише- громче в бубен бей», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова
«Дождик», русск. нар. песня, обр. Т. Попатенко
IV класс (68 часов)
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на знакомом материале.
Учить выразительно исполнять песни, чувствовать простейшие динамические оттенки (громко –тихо).
Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне.
«Сорока- сорока», русск. нар. песня, обр. Т. Папатенко
«Коровушка», русск. нар. песня
«Как у наших, у ворот», русск. нар. песня
«Морозушка- мороз!», русск. нар. песня
«Сею – вею, посеваю», русск. нар. песня
«Воробушек летит», русск. нар. песня
«Песенка друзей», муз. В. Черчик, сл. Я. Акима
«Песенка о весне», муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкеля
«Мамин праздник», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Румарчук
«Песенка Леопольда», муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта
«Кукушка», русск. нар. песня., обр. И. Асеева
«Урожай собирай», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
«Василек», русск. нар. попевка, обр. Г. Левкодимова
«У кота – воркота», русск. нар. попевка, обр. Г. Левкодимова
«Солнышко», русск. нар. попевка, обр. Г. Левкодимова
Слушание музыки
Ознакомление с пением хора и соло.
Развитие умения определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения: маршевые, танцевальные, веселые и грустные.
Формирование представлений о звучании оркестра народных инструментов.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: ложками, балалайкой, баяном (аккордеоном), фортепьяно.
Развитие умения различать звуки по высоте (высокие – низкие) и длительности (долгие- короткие).
«Во поле береза стояла», русск. нар. песня
«Камаринская», русск. нар. песня
«Пойду ль я, выйду ль я», русск. нар. песня
«Из – под дуба, из –под вяза», русск. нар. песня
«Барыня», русск. нар. песня
«Метелица», русск. нар. песня
«Калинка», русск. нар. песня, обр. В. Бубнова
« Светит месяц», русск. нар. песня, обр. А. Беляева
«Кадриль», русск. нар. песня, обр. А. Беляева
«Во саду ли, в огороде», русск. нар. песня, обр. Н. Римского – Корсакова
«Камаринская», русск. нар. мелодия, обр. Б. Феоктистова
«Ходит месяц над лугами», муз. С. Прокофьева
«Зима», муз. М. Крутицкого
«Клоуны», муз. Д. Кабалевского
«Пьеса», муз. Б. Бартока
«Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова
Музыкально –ритмические движения
Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки;
двигаться в умеренном и быстром темпе;
начинать и оканчивать движения с музыкой, менять движения в соответствии с двухчастной формой: ходить под музыку спокойно, бодро;
бегать, подпрыгивать, делать движения с флажками, платочками (вверх, в сторону, направо, в сторону, налево, вниз, пружинить ногами, слегка приседая);
перестраиваться из круга врассыпную и обратно;
двигаться парами по кругу в плясках и хороводах.
«Васька- кот», русск. нар. мелодия, обр. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель
«Курочки и петушок», русск. нар. песня, обр. Г. Фрида
«Воротики», русск. нар мелодия, обр. Р. Рустамова
«Жмурки с голосом», обр. Н. Егошиной
«Воробейка», обр. Н. Егошиной
«Дедушка Сысой» ,обр. Н. Егошиной
Игра «Ворон», русск. нар. прибаутка, обр. Е. Тиличеевой
Игра «Догадайся, кто поет», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова
Игра « Два барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
«Не опоздай», русск. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера
«Светофор», муз. Ю. Чичкова, Н. Богословского
«Кулачки и ладошки», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
«Передача платочка», муз. Т. Ломовой
«Ловушка», русск. нар. мелодия, обр. Л. Сидельникова
«Гори, гори ясно», русск. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова
«Андрей – воробей», русск. нар. прибаутка, обр. Е. Тиличеевой
«Лиса», русск. нар. попевка, обр. В. Попова
V класс (68 ч.)
Пение
Закрепление навыков певческой установки, приобретенных в предыдущих классах.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки не только высокие и низкие, но средние; движение мелодии не только вверх или вниз, но и ее звучание на одной высоте.
Развитие гибкости дыхания на более сложном материале песен и упражнений.
Развитие умения сохранять округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре.
Дальнейшая работа над частотой интонирования и устойчивостью унисона.
Выразительное пение, с выполнением динамических оттенков.
Пение песен маршевого характера.
Умение петь выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
«Улыбка», м. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского;
«По грибы», м. и сл. Л. Абеляна;
«Мама», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского;
«Здравствуй, Дед Мороз! », м. В Семенова, сл. Л. Дымовой;
«Если добрый ты», м. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского;
«Ласточка», м. Е. Крылатова, сл. И. Шаферана
«Песенка друзей», м. В. Герчик, сл. Я. Акима
«Катюша», м. М. Блантера, сл. М. Исаковского;
Слушание музыки.
Знакомство с детским хором, с массовыми песнями Е. Крылатова, Ю. Чичкова, Д.Кабалевского, Г. Струве, В. Шаинского.
«Чему учат в школе?», м. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского;
«Дважды два – четыре», м. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского;
«Детство – это я и ты», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского;
«Новогодний хоровод», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского;
«Дружат дети на планете», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского;
«Мама», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского;
«Прекрасное далеко», м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина;
«Облака», м. В. Шаинского, С. Козлова;
«Дорога добра», м. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.