Параметры оценки потребностей ребенка и семьи
В настоящем подразделе приведены те параметры, которые необходимо оценивать при проведении комплексной диагностики ребенка и семьи. На рисунке 1 представлена международная схема «Оценочные рамки», иллюстрирующая три основных измерения и основные включенные в эти измерения параметры, которые необходимо учитывать при сборе информации о ребенке и семье. Три измерения включают: потребности развития ребенка; возможности родителей / лиц, их заменяющих, удовлетворять потребности детей надлежащим образом; влияние родственников и факторов окружения на способности родителей воспитывать собственного ребенка.
При оценке того, что происходит с ребенком в данный момент, оцениваются все аспекты развития ребенка в контексте возрастных особенностей и стадии его развития. В том числе учитывается, достиг ли ребенок ожидаемых этапов развития. Особо следует отметить факторы риска, например, трудности в обучении или физические ограничения, и их возможное влияние на любой из параметров развития. Развитие детей может быть нарушено вследствие жестокого обращения с ним, т. е. вследствие причиненных физических травм и/или психической травмы. Следует четко понимать
потенциал конкретного ребенка на каждой стадии его развития. Только это позволит специалистам и окружающим добиться полного развития потенциала ребенка.
Когда специалист проводит оценку потребностей развития ребенка, ему необходимо:
- определить области развития, которые необходимо исследовать, и сделать записи;
- спланировать, каким образом будет измеряться динамика развития;
- убедиться, что учитывается возраст и уровень развития ребенка;
анализировать информацию как основу для планирования дальнейших действий.
В следующем подразделе приведены краткие описания для каждого параметра, представленного на схеме.
2.3.1. Параметры оценки потребностей ребенка
Здоровье
Определяется параметрами роста и веса, физического и умственного развития, учитывается влияние наследственности и любых травмирующих факторов. Забота о здоровье подразумевает должное медицинское обслуживание в случае болезни, адекватное и полноценное питание, соответствующие физические нагрузки, вакцинацию при необходимости, обследования по мере роста, наблюдение у различных специалистов, например, окулист, стоматолог, и др. Для детей старшего возраста профилактикой заболеваний станет сексуальное образование и консультирование о факторах, пагубно влияющих на здоровье, например, о злоупотреблении табаком, алкоголем, наркотическими веществами и др.
Образование
Учитываются все области умственного развития ребенка, начиная с рождения. Исследуется наличие возможностей для игры и общения с другими детьми, доступа к игрушкам и книгам. Приобретает ли ребенок необходимые навыки, сформированы ли интересы, гордится ли он личными достижениями и успехами. Интересуются ли взрослые учебой и достижениями ребенка. Есть ли у ребенка такой взрослый, который принимает во внимание особенности развития ребенка и его образовательные потребности, включая специализированное образование для ребенка с нарушением развития.