ТЕМА 2. Исторические этапы становления педагогических систем речевого развития.
Лекция (4 часа)
Экспресс-опрос
- назовите цель курса «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста»
- укажите предмет изучения курса
- перечислите основные задачи курса
Экспресс-опрос
- перечислите основные этапы становления отечественной методики по развитию речи дошкольников в советский период
- назовите актуальные проблемы теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста
- перечислите известные вам методические работы по теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста
Образование ритора в античную эпоху. Особенности системы речевого развития в эпоху средневековья и Возрождения. Вклад Я.А.Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля в становление методики развития речи детей. К.Д. Ушинский как основоположник отечественной теории развития речи детей. Е.И. Тихеева – создатель теории и методики развития речи дошкольников.
Этапы становления отечественной методики по развитию речи дошкольников в советский период. Характеристика современного этапа развития теории и технологии развития речи детей.
Вопросы к практическим занятиям (6 часа):
К.Д.Ушинский о родном языке и его воспитательно-образовательном значении. Методические указания К.Д.Ушинского по поводу первоначального обучения русскому языку. К.Д.Ушинский о развитии речи детей до школы. Анализ учебной книги К.Д.Ушинского «Родное слово». Использование педагогического наследия К.Д.Ушинского в современной теории и практике развития речи дошкольников.
Е.И.Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И.Тихеевой. Е.И.Тихеева о создании условий для развития речи и обучения родному языку.
План практического занятия 1:
Экспресс-опрос
- дайте характеристику деятельности М.М. Кониной
- назовите зарубежных исследователей по теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста
- напишите о вкладе Я.А.Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля в становление методики развития речи детей (одного на выбор студента).
1. К. Д. Ушинский о происхождении языка. Связь языка с окружающим миром. Язык и народ.
2. Роль наглядности в обучении родному языку и развитии речи детей.
3. К. Д. Ушинский о роли художественного слова в воспитании детей.
4. Требования к отбору художественных произведений. Методы ознакомления с прозаическими и поэтическими текстами.
5. Художественные произведения К. Д. Ушинского для детей.
6. Книга «Родное слово». Ее структура, принципы построения.
7. Значение работ К. Д. Ушинского в появлении методики развития речи детей.
Задания к семинару:подготовить сообщение по одному из вопросов плана.
Методические указания:
При подготовке необходимо обратиться непосредственно к трудам К.Д. Ушинского. Его теоретические и практические рекомендации послужили основой становления методики развития речи как самостоятельной науки.
Раскройте основные методические положения теории К.Д. Ушинского. Прежде чем говорить об учебной книге К.Д. Ушинского "Родное слово", необходимо проанализировать ее содержание, уяснить, каковы принципы отбора и построения материала в ней.
Рекомендуемая литература:
1. Ушинский К.Д. Родное слово//Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. — М., 1948.
2. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собр. соч.: В 6 т. Т.З.—М., 1948.
3. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Собр. соч.: В 6т. Т. 5. — М., 1948.
4. Ушинский К.Д. Родное слово//Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. — М., 1948.
План практического занятия 2, 3:
Экспресс-опрос
- перечислите известные вам работы К.Д. Ушинского
- раскройте основные методические положения теории К.Д. Ушинского
- укажите основные идеи любого труда К.Д. Ушинского
Экспресс-опрос
-перечислите известные вам работы Е.И. Тихеевой
- раскройте основные принципы методики Е.И.Тихеевой
- проанализируйте любой прием или метод развития речи дошкольника (выделенные Е. И. Тихеевой)
1. Развитие идей К. Д. Ушинского о первоначальном обучении родному языку в работах Е.И.Тихеевой. Е.И.Тихеева об основах методики развития речи в условиях детского сада, о речевом развитии и сенсорном восприятии.
2. Особенности речевого развития ребенка в первые годы жизни. Связь речевой деятельности с другими видами деятельности детей.
3. Роль детского сада в развитии языка ребенка.
4. Методика занятий по живому слову: формы, методы и приемы.
5. Роль экскурсий, дидактических игр в развитии речи дошкольника.
6. Дальнейшее развитие принципов методики Е.И.Тихеевой в советский период.
Задания к семинару:подготовить сообщение по одному из вопросов плана.
Методические указания
Для освещения данной темы необходимо предварительно ознакомиться с работами Е.И. Тихеевой, изучить основные положения, разработанные ею в области речевого развития дошкольников. Обратите внимание на методику различных занятий по обогащению словаря: экскурсии, осмотры предметов, наблюдения, работа с картинами и загадками, дидактические игры, игра — труд. Укажите 3 фазы в развитии словаря детей, которые выделяет Е.И. Тихеева.
Необходимо обратить внимание на то, что Е.И. Тихеева отводит большое внимание в развитии речи детей "живому слову", подчеркивает, что обучение родному языку должно идти рука об руку с воспитанием любви к лучшим художественным образцам родной литературы. Укажите, какие занятия по "живому слову" предлагает Елизавета Ивановна, в чем видит ценность разговора с детьми.
Рекомендуемая литература:
1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей/ Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1981.
ТЕМА 3. Методологические и естественнонаучные основы развития речи.
Лекция (2 часа)
Экспресс-опрос
-укажите 3 фазы в развитии словаря детей, которые выделяет Е.И. Тихеева
- укажите, какие занятия по "живому слову" предлагает Елизавета Ивановна
- назовите продолжателей методических идей Е.И. Тихеевой
Философские основы теории развития речи. Понятия «речь» и «язык», их характеристика и взаимосвязь. Психологические основы развития речи. Понятие о речевой деятельности, ее структуре. Формы и функции речи. Физиологические предпосылки развития речи детей. Роль больших полушарий головного мозга в развитии речи. Основные лингвистические теории детской речи, их роль в организации работы по развитию речи детей.