ТЕМА 2. Исторические этапы становления педагогических систем речевого развития.

Лекция (4 часа)

Экспресс-опрос

- назовите цель курса «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста»

- укажите предмет изучения курса

- перечислите основные задачи курса

Экспресс-опрос

- перечислите основные этапы становления отечественной методики по развитию речи дошкольников в советский период

- назовите актуальные проблемы теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста

- перечислите известные вам методические работы по теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста

Образование ритора в античную эпоху. Особенности системы речевого развития в эпоху средневековья и Возрождения. Вклад Я.А.Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля в становление методики развития речи детей. К.Д. Ушинский как основоположник отечественной теории развития речи детей. Е.И. Тихеева – создатель теории и методики развития речи дошкольников.

Этапы становления отечественной методики по развитию речи дошкольников в советский период. Характеристика современного этапа развития теории и технологии развития речи детей.

Вопросы к практическим занятиям (6 часа):

К.Д.Ушинский о родном языке и его воспитательно-образовательном значении. Методические указания К.Д.Ушинского по поводу первоначального обучения русскому языку. К.Д.Ушинский о развитии речи детей до школы. Анализ учебной книги К.Д.Ушинского «Родное слово». Использование педагогического наследия К.Д.Ушинского в современной теории и практике развития речи дошкольников.

Е.И.Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И.Тихеевой. Е.И.Тихеева о создании условий для развития речи и обучения родному языку.

План практического занятия 1:

Экспресс-опрос

- дайте характеристику деятельности М.М. Кониной

- назовите зарубежных исследователей по теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста

- напишите о вкладе Я.А.Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля в становление методики развития речи детей (одного на выбор студента).

1. К. Д. Ушинский о происхождении языка. Связь язы­ка с окружающим миром. Язык и народ.

2. Роль наглядности в обучении родному языку и раз­витии речи детей.

3. К. Д. Ушинский о роли художественного слова в воспитании детей.

4. Требования к отбору художественных произведений. Методы ознакомления с прозаическими и поэтическими тек­стами.

5. Художественные произведения К. Д. Ушинского для детей.

6. Книга «Родное слово». Ее структура, принципы по­строения.

7. Значение работ К. Д. Ушинского в появлении мето­дики развития речи детей.

Задания к семинару:подготовить сообщение по одному из вопросов плана.

Методические указания:

При подготовке необходимо обратиться непосредственно к трудам К.Д. Ушинского. Его теоретические и практические реко­мендации послужили основой становления методики развития ре­чи как самостоятельной науки.

Раскройте основные методические положения теории К.Д. Ушинского. Прежде чем говорить об учебной книге К.Д. Ушин­ского "Родное слово", необходимо проанализировать ее содержа­ние, уяснить, каковы принципы отбора и построения материала в ней.

Рекомендуемая литература:

1. Ушинский К.Д. Родное слово//Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. — М., 1948.

2. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собр. соч.: В 6 т. Т.З.—М., 1948.

3. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Собр. соч.: В 6т. Т. 5. — М., 1948.

4. Ушинский К.Д. Родное слово//Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. — М., 1948.

План практического занятия 2, 3:

Экспресс-опрос

- перечислите известные вам работы К.Д. Ушинского

- раскройте основные методические положения теории К.Д. Ушинского

- укажите основные идеи любого труда К.Д. Ушинского

Экспресс-опрос

-перечислите известные вам работы Е.И. Тихеевой

- раскройте основные принципы методики Е.И.Тихеевой

- проанализируйте любой прием или метод развития речи дошкольника (выделенные Е. И. Тихеевой)

1. Развитие идей К. Д. Ушинского о первоначальном обучении родному языку в работах Е.И.Тихеевой. Е.И.Тихеева об основах методики развития речи в условиях детского сада, о речевом развитии и сенсорном восприятии.

2. Особенности речевого развития ребенка в первые годы жизни. Связь речевой деятельности с другими видами деятельности детей.

3. Роль детского сада в развитии языка ребенка.

4. Методика занятий по живому слову: формы, методы и приемы.

5. Роль экскурсий, дидактических игр в развитии речи дошкольника.

6. Дальнейшее развитие принципов методики Е.И.Тихеевой в советский период.

Задания к семинару:подготовить сообщение по одному из вопросов плана.

Методические указания

Для освещения данной темы необходимо предварительно оз­накомиться с работами Е.И. Тихеевой, изучить основные положения, разработанные ею в области речевого развития дошкольников. Обрати­те внимание на методику различных занятий по обогащению словаря: экскурсии, осмотры предметов, наблюдения, работа с картинами и загадками, дидактические игры, игра — труд. Ука­жите 3 фазы в развитии словаря детей, которые выделяет Е.И. Тихеева.

Необходимо обратить внимание на то, что Е.И. Тихеева отводит большое внимание в развитии речи детей "живому слову", подчеркивает, что обучение родному языку должно идти рука об руку с воспитанием любви к лучшим художественным образцам родной литературы. Укажите, какие занятия по "живому слову" предлагает Елизавета Иванов­на, в чем видит ценность разговора с детьми.

Рекомендуемая литература:

1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей/ Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1981.

ТЕМА 3. Методологические и естественнонаучные основы развития ре­чи.

Лекция (2 часа)

Экспресс-опрос

-ука­жите 3 фазы в развитии словаря детей, которые выделяет Е.И. Тихеева

- укажите, какие занятия по "живому слову" предлагает Елизавета Иванов­на

- назовите продолжателей методических идей Е.И. Тихеевой

Философские основы теории развития речи. Понятия «речь» и «язык», их характеристика и взаимосвязь. Психологические основы развития речи. Понятие о речевой деятельности, ее структуре. Формы и функции речи. Физиологические предпосылки развития речи детей. Роль больших полу­шарий головного мозга в развитии речи. Основные лингвистические тео­рии детской речи, их роль в организации работы по развитию речи детей.

Наши рекомендации