Порядок защиты дипломных работ
Защита дипломной работы происходит публично на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии, с участием не менее двух третей ее состава, определяемой приказом ректора. На заседании ГАК могут присутствовать руководители дипломной работы, рецензенты, а так же студенты и все желающие.
К защите допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план. Расписание работы ГАК утверждается проректором по учебной работе и объявляется студентам не позднее, чем за месяц до начала ее работы.
До начала защиты дипломных работ в ГАК представляются:
- дипломная работа;
- отзыв руководителя;
- внешняя рецензия на дипломную работу. Защита происходит следующим образом:
- председатель ГАК объявляет фамилию студента-дипломника, зачитывает тему его дипломной работы;
- предоставляется слово дипломнику;
- заслушивается доклад студента;
- студент отвечает на вопросы членов ГАК (и присутствующих на заседании др. лиц);
- зачитывается отзыв руководителя и рецензия на дипломную работу;
- студенту предоставляется возможность ответить на замечания рецензентов, согласиться с ними или обосновано опровергнуть их.
Общая продолжительность защиты не должна превышать 30 минут, включая и те 10-12 минут, которые представляются студенту для сообщения содержания дипломной работы.
Оценка за дипломную работу (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) определяется на закрытом заседании ГАК простым большинством голосов; при равном числе голосов голос председателя является решающим.
Оценка объявляется студенту в тот же день после оформления протокола заседания ГАК.
После защиты дипломная работа со всеми материалами хранится на кафедре, а через пять лет сдается в архив. Студенту разрешается снять копию со своей дипломной работы.
Студенту, не защитившему дипломную работу в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть по его личному заявлению продлен срок обучения или представлен академический отпуск до следующего периода работы ГАК, но не более одного года.
Студент, получивший неудовлетворительную оценку за дипломную работу, отчисляется из университета и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании. В этом случае выпускнику предоставляется право повторной защиты дипломной работы во время следующего периода работы государственной аттестационной комиссии, но не позднее трех лет после окончания университета. Государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу, или должен разработать новую тему, которую устанавливает соответствующая кафедра.
После повторной неудовлетворительной защиты дипломной работы выпускник лишается права на получение диплома об окончании университета.
СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
На факультете начального и специального образования могут быть написаны дипломные работы по педагогике, психологии и частным методикам преподавания (русского языка, математики, природоведения, музыки и изобразительного искусства.).
Умение самостоятельно проводить исследование и представлять его результаты является показателем профессиональной зрелости педагога. Именно это умение является одним из необходимых требований к учителю при аттестации его на высшую категорию.
Опыт руководства дипломными работами показывает, что лучшие работы выполнялись в течение двух лет. В течение первого года составляется программа исследования, подбираются методики, намечается экспериментальная база (школа, класс, учитель и т.д.) и проводится пробный эксперимент, имеющий характер прикидки. В следующем году эксперимент воспроизводится "набело", его ход и результаты уточняются, осмысливаются и находят выражение в тексте дипломной работы.
В дипломной работе должна быть заявлена проблема и обоснована ее актуальность, сформулирована тема и цель исследования, намечены задачи работы. В соответствии с задачами подобраны методы и методики исследования, помогающие решить поставленные задачи. Получив и оценив результаты, студент должен сделать выводы об эффективности проведенного исследования.
Текст дипломной работы содержит разделы: введение, основные главы (две или больше), заключение и приложение, если последнее предусмотрено автором.
Название должно отражать основную проблему работы. Оно должно быть конкретным, понятным, не содержащим лишних слов. Каждое слово в названии темы должно иметь значение. Другими словами, из названия работы должно быть понятно, что исследуется и с какой целью.
Во введенииставится проблема и обосновывается ее актуальность. "Актуальный" в переводе с латинского означает важный для настоящего времени, злободневный. Актуальность психолого-педагогической проблемы определяется ее близостью к реальной педагогической практике. Актуальность проблемы тесно связана с практическим значением исследования. Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в практике учителя или воспитателя. Дипломная работа может (но не обязательно) иметь и теоретическое значение, т.е. научную новизну. Научная новизна необходима, если дипломная работа в последующем представляется в качестве реферата для поступления в аспирантуру, т.е. когда исследование студента станет начальным этапом его дальнейшей научной работы.
Далее следует подробнее остановиться на термине "исследование". В научной литературе исследованием называется не всякая работа (теоретический анализ явлений или эксперимент), а лишь такая, которая имеет научную новизну, т.е. когда автором рассматривается такой аспект явления, который до сих пор специально не изучался.
Теперь все чаще исследованием называется либо теоретический анализ проблемы, либо эксперимент (или серия экспериментов), имеющий законченный вид и содержащий определенные выводы.
Во введении также выделяются объект и предмет исследования. Объект включает целый класс рассматриваемых явлений, предмет уточняет в этом классе подкласс непосредственно изучаемых явлений. Например. объектом изучения может быть мышление ребенка, а предметом -определенные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и т.д.
Разведение объекта и предмета часто бывает довольно затруднительным; к тому же объект и предмет исследования могут совпадать, если название темы звучит предельно конкретно.
Во введении также указывается цель работы. Под целью подразумевается желаемый ожидаемый результат исследования. Цель обычно близка по формулировке к названию дипломной работы.
Цель как стратегический ориентир (стержень работы) достигается через решение ряда задач (тактических ходов), которые представляют собой реализацию цели в конкретных условиях. Последовательное решение поставленных задач в итоге позволит достичь намеченной цели исследования.
Во введении обычно указывается гипотеза исследования, в которой в самом общем виде прогнозируются возможные результаты исследования. Гипотеза должна звучать достаточно кратко и недвусмысленно. На основе гипотезы строится схема дальнейшего исследования.
Задачи исследования. Постановка задач - это конкретизация путей достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. В работе может быть поставлено несколько задач, касающихся изучения состояния и степени разработанности исследуемой проблемы, подбора экспериментальных заданий, проведения эксперимента и т.д.
Во введении указываются также методы и методики, которые будут использованы автором для решения поставленных задач. Основное требование к ним - валидность, т.е. способность данного метода (данной методики) решать поставленную задачу.
I глава отводится обзору литературы по изучаемой проблеме. В ней рассматриваются работы ведущих специалистов по данной проблеме или по смежным, сходным проблемам.
Обзор литературы должен завершаться ее анализом. Примерный план анализа может быть следующим.
1. Какие авторы, когда и с какими результатами изучали проблему.
2. Определить сильные и слабые стороны представленных исследований.
3. Сравнить (если необходимо) результаты разных авторов.
4. Подвести итог изучения данной проблемы на сегодняшний день.
5. Выбрать основные положения, на которых будет базироваться дипломная работа.
6. Определить место своего исследования в ряду описанных исследований.
7. Если необходимо, определить или уточнить понятия, которые будут использованы в дипломной работе.
II глава отводится практическому исследованию проблемы. Практическая часть начинается с постановки цели. Цель находит конкретное выражение в задачах. Для решения задач подбираются адекватные (соответствующие данной задаче), или валидные, методы и методики.
Общенаучными методами любого исследования являются наблюдение и эксперимент. Каждый из них может быть самостоятельным методом исследования. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Возможно сочетание наблюдения и эксперимента как последовательных этапов исследования.
Если наблюдение использовать в качестве основного (или одного из основных) метода исследования, то его необходимо подробно описать (план, способы ведения наблюдения, фиксации результатов и т.д.).
Желательно отметить вид проведенного наблюдения: сплошное или выборочное; открытое или скрытое; включенное или не включенное.
Результаты наблюдения должны быть представлены качественно и количественно, а именно: какие факты получены, в каком количестве, как часто они фиксировались и т.д.
Следует напомнить, что в результате наблюдения только фиксируются факты, а анализ и выводы о причинах данных фактов могут носить лишь вероятностный (предположительный) характер. (Подробнее о наблюдении как методе исследования можно прочесть: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995; Андреева Г.М. Социальная психология, - М., 1991). Целесообразно использовать наблюдение и эксперимент как последовательные этапы исследования.
Эксперимент бывает лабораторный, естественный, формирующий. Наиболее распространенным в психолого-педагогических исследованиях является формирующий эксперимент. С его помощью обычно проверяется эффективность обучающих и воспитательных воздействий на детей.
Выделяют следующие этапы формирующего эксперимента:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента определяется исходный уровень изучаемого параметра (например, сформированность навыков беглого чтения, письма, счета и т.д. в начале учебного года).
В тексте дипломной работы при описании этого этапа эксперимента должно быть отражено следующее.
1. Описана выборка испытуемых. Под выборкой понимается количество и состав испытуемых.
Выборки бывают зависимые и независимые. Независимые выборки получаются при исследовании двух различных групп испытуемых (обычно это экспериментальная и контрольная группы). В начале эксперимента на этапе констатирования независимые выборки должны быть максимально сходными (одинаковыми) по изучаемому параметру (признаку). Это могут быть два класса одной параллели (3"Б" и 3"В") с одинаковой успеваемостью. Или две группы учащихся из обоих классов с одинаковой успеваемостью по изучаемому параметру (например, плохо читающие дети).
При этом следует обратить внимание на такой факт, который называется разбросом индивидуальных значений.
Для пояснения этого положения приведем пример. Допустим, есть два класса (3"Б" и 3"В"), по 20 учеников в каждом, с одинаковой средней успеваемостью, равной 3,5. В 3 "Б" ни одного "двоечника", половина "троечников" и половина "четверочников". Средний балл успеваемости вычисляется так:
3х10 +4х10
_____________________=3,5
В 3 «В» классе пять «двоечников», пять «троечников», пять «четверочников», пять «пятерочников». Средний балл успеваемости вычисляется так:
2х5 + 3х5 + 4х5 + 5х5
____________________=3,5
В этом случае выборки (3"Б" и 3"В") не будут исходно одинаковыми.
Сопоставимость ("одинаковость", сходность) вычисляется математически с помощью t- критерия Стьюдента для независимых выборок. "На глаз" оценить, сопоставимы ли две выборки, невозможно, поэтому прибегают к математической обработке. (Подробнее об этом можно прочесть в таких изданиях как: 1) Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2.- М.,1992; 2) Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. -М.,1982;3) Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М, 1979).
Ход и результаты констатирующего этапа эксперимента должны быть представлены в тексте дипломной работы. Под ходом (или процедурой) эксперимента понимается то, что Вы определяли и каким образом. Результаты должны быть представлены качественно и количественно (средние значения по обеим выборкам, либо в случае необходимости индивидуальные значения в обеих выборках). Под качественным представлением понимается: способы выполнения заданий детьми, характер ошибок, поведение детей во время выполнения заданий и т.д.
Как правило, качественные результаты описываются текстом, а количественные представляются в виде таблиц. В таблицах указывается количество заданий, успешность выполнения (в баллах или в процентах), количество ошибок, число отказов от выполнения работы и т.д.
Таблицы должны быть пронумерованы, озаглавлены, например:
Таблица 1
Исходное сопоставление техники чтения у учащихся 3"Б" и 3"В" классов
Класс | Скорость чтения (сл/мин) | Кол-во ошибок | Виды | Ошибок | |
Замена Слов | Пропуски слов | Неоправданные паузы (в ед.) | |||
3"Б"(контр) | 25% | 13% | 12% | ||
3"В"(эксп) | 30% | 30% | - |
Образцы описания результатов эксперимента можно найти в периодических научных изданиях по педагогике и психологии, например "Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Начальная школа" и др.
Констатирующий эксперимент может быть самостоятельным методом исследования. Это возможно, например, при наличии большой статистики в таких работах как "Сопоставительный анализ навыков чтения у учащихся 1-3 классов общеобразовательной школы". В этом случае на большом статистическом материале (первый, второй и третий классы) анализируется динамика (изменения по годам обучения) навыков чтения.
Формирующий этап эксперимента заключается в следующем. В экспериментальной группе начинается определенное воздействие на детей. Это могут быть воспитательные мероприятия, обучение по специально разработанной программе и т.д. Ход и способы формирующих воздействий должны быть описаны в тексте дипломной работы: когда, как часто, кем, (дипломником, учителем или обоими вместе) проводилось воздействие. Если в ходе формирующих воздействий можно выделить определенные периоды, их желательно описать. Например, 1-ый этап - привыкание детей к новой методике обучения; 2-ой этап - появление отдельных положительных результатов; 3-ий этап - проявление успешных результатов у большинства детей. Эти периоды могут быть выделены в результате систематических наблюдений за детьми. В этом случае целесообразно вести дневник наблюдений и заполнять его после каждого занятия.
Если Вы используете новую методику обучения или воспитания (новой в дипломной работе может быть компиляция из ранее известных приемов, подобранная со специальной целью), то необходимо подробно ее описать, чтобы читателю (в первую очередь оппоненту и рецензенту работы) было понятно, что именно Вы делали и с какой целью. На широко известные методики и методические приемы можно только сделать ссылки, литературный источник полностью в библиографии. Если же в работе предполагается оригинальный методический прием или модернизация старого, необходимо подробно описать Вашу модификацию.
Также при описании формирующих воздействий необходимо указать их количество и длительность применения. Например: обучение детей по данной методике проводилось учителем по одному уроку три раза в неделю в течение четырех месяцев (с января по апрель включительно).
В контрольной группе аналогичные воздействия на детей не производятся.
Проведениеконтрольного этапаэксперимента выполняется так же, как и констатирующего. Дети экспериментального и контрольного классов подвергаются той же самой процедуре сравнения, что и на этапе исходного, констатирующего эксперимента. Им предлагаются те же самые (или очень похожие, чтобы сохранить эффект новизны) задания, и по результатам их сопоставления делаются выводы об эффективности формирующих воздействий.
Результаты контрольного эксперимента так же, как и констатирующего, представляются качественно и количественно. По ним можно судить об эффективности нашего формирования.
Само собой разумеется, на глаз трудно судить, значимы или незначимы полученные различия. Другими словами, существенно они отличаются или нет. В этом случае нам поможет разобраться математическая обработка. В частности, t-критерий Стьюдента для независимых выборок (см. констатирующий эксперимент).
Здесь возможны такие случаи:
1. Результаты статистически значимы, т.е. средние показатели экспериментальной и контрольной выборок существенно отличаются. Обычно это бывает в итоге длительного (полгода - год и более) и частого (3 -4 раза в неделю) воздействия на детей.
2. Результаты экспериментальной группы по сравнению с контрольной "на глаз" в процентном (или балльном) отношении возросли, но статистически они не значимы. Тогда выводы об эффективности наших формирующих воздействий можно сделать лишь предположительные. Это возможно либо при недостаточно длительном воздействии на детей, либо при использовании не очень эффективных для данных детей воздействий (дети из неблагополучных семей и др.).
В этом случае целесообразно посмотреть качественные изменения в поведении детей и обратить внимание, есть ли тенденция к заданным изменениям (ее можно рассчитать математически, вычисляя средние отклонения, моду, медиану и т.д.)
3. Возможен и очень вероятен такой результат. Если в экспериментальной группе мы ставили прямую дидактическую задачу - научить тому-то и тому-то, а в контрольной группе такая задача не ставилась, то скорее всего через непродолжительное время результат будет налицо. Но развивающего эффекта от этих воздействий мы можем и не получить, т.е. при видоизмененном задании или без прямого указания, что и как надо делать, дети обеих групп (контрольной и экспериментальной) могут показать одинаковые результаты. Это вполне возможно и объясняется следующими причинами:
1) недостаточность формирующих воздействий (мало занятий);
2) формируемое качество не лежит в зоне собственных возможностей детей (т.е. мы учим тому, что еще не созрело естественным путем), другими словами, обучаем, забегая вперед развитию. Например, можем научить дошкольников сравнивать предметы по величине, пользуясь измерением. Но маловероятно, что они начнут использовать измерение как способ сравнения при оценке всех остальных предметов, встречающихся в быту.
В этом случае мы можем объективно оценить наше воздействие как эффективное только в случае прямой дидактической задачи, но не обладающее широким переносом на другой круг явлений. Другими словами, наше формирование носило лабораторный характер.
Умение объективно оценить и проанализировать свои результаты (что получилось и почему) является одним из основных показателей высокого профессионализма и исследовательских возможностей автора.
Анализ и обсуждение полученных результатов целесообразно выделить в самостоятельный раздел. Как это делается профессионально, можно посмотреть в периодических научных изданиях по педагогике и психологии, где представлены исследовательские публикации.
Иногда бывают случаи (например, социально-психологическое исследование), когда контрольную группу подобрать трудно и даже невозможно. Тогда формирующий эксперимент проводится без контрольной группы. В этом случае эффективность формирования определяется по величине "прироста" показателей и обсчитывается математически с помощью t-критерия Стьюдента, но уже для зависимых выборок.
Следует иметь в виду, что в случае зависимой выборки (без контрольной группы) критерий Стьюдента применим при достаточно большой статистике (когда разброс индивидуальных показателей в выборке распределяется по нормальному закону). Если же разброс значений не соответствует нормальному распределению, то наиболее уместным будет использование для оценки эффективности формирования другого, менее строгого критерия, например, критерия X2 (ХИ - квадрат) и др.
В заключении подводится общий итог работы: подтвердилась или не подтвердилась выдвинутая ранее гипотеза исследования. На основании этого делается основной (или основные) вывод (выводы). Помимо основного вывода могут быть частные выводы. Как правило, в качестве выводов берутся самые надежные результаты исследования.
Обычно количество выводов соответствует количеству задач, поставленных в начале работы.
Гипотеза может подтвердиться лишь частично, и тогда общего вывода не будет, а будут лишь частные выводы.
В заключении может быть дан также краткий общий обзор проделанной работы (что планировалась, что сделано, перспективы продолжения работы и т.д.).
Список литературы содержит все источники, упоминаемые в тексте. Все источники нумеруются и располагаются один за другим в строго алфавитном порядке. Порядок оформления должен соответствовать требованиям ГОСТа.
В приложение (если оно необходимо) можно внести протоколы наблюдений за детьми, дополнительные сведения о ходе эксперимента, фрагменты занятий с детьми, текст программы формирующих воздействий, рисунки, уточняющие таблицы, детские работы, диаграммы и т.д. Все материалы приложения должны быть подписаны, пронумерованы и, если есть необходимость, снабжены пояснениями.
ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Дипломная работа, оформленная в соответствии с излагаемыми ниже требованиями, является авторской рукописью. Рукопись может быть напечатана и сброшюрована. Текст печатается на машинке или компьютере на бумаге форматом А 4 (210 X 297 мм) через 1,5 интервала. Следует соблюдать поля: левое поле страницы - Зсм, правое - 1,5 см, верхнее - 2,5 см, нижнее - 2,5 см. Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелами в три интервала. Объем дипломной работы должен составлять 50-60 машинописных страниц. Приложение не входит в указанный объем.
Содержание дипломной работы помещается в начале рукописи, после титульного листа. Оно должно включать все заголовки, имеющиеся в работе. Их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт работы. Образец оформления представлен в приложении 3.
Нумерация глав, параграфов, страниц. Все страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая иллюстрации и приложения. Главы дипломной работы должны обозначаться арабскими цифрами с точкой (Глава 1. Глава 2.). Введение и заключение не нумеруется. Параграфы (пункты) работы имеют порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер данного параграфа, разделенные точкой (1.1., 1.2. и т.п.).
Каждый раздел работы должен начинаться с нового листа. Заголовки печатаются от левого поля без абзацного отступа и от основного текста отделяются лишним интервалом.
Оформление рисунков. Все иллюстрации (фотографии, схемы, графики, диаграммы) именуются рисунками. Количество рисунков в дипломной работе определяется ее содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы придать изложению ясность и конкретность. На все рисунки должны быть ссылки в тексте. Рисунки имеют отдельную нумерацию - сквозную или по главам, нумеруются арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных точкой ("рис. 1.2." - второй рисунок первой главы). Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, включающей название рисунка и необходимые пояснения (в частности, расшифровку условных обозначений). Название печатается под рисунком в одну строку с его номером. Страницы с рисунками размещаются в тексте рукописи сразу же за страницами, текст на которых поясняется данным рисунком, и нумеруются при сквозной нумерации рукописи. Образец оформления рисунка представлен в приложении 4.
Оформление таблиц. Числовые данные должны быть оформлены в виде таблиц. Таблицу следует помещать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, включающий расшифровку условных обозначений. Таблицы нумеруются арабскими цифрами также как и рисунки. Слово "Таблица" с номером следует размещать в правом верхнем углу текстового поля над названием (заголовком) таблицы. Образец оформления таблицы представлен в прилож. № 4.
Цитаты и ссылки на авторов. Цитирование должно проводиться точно, с соблюдением всех особенностей подлинника. В тексте цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой, где указывается номер источника согласно списку литературы и страница, на которой находится цитируемый текст. Например: Л.С. Выготский подчеркивал, что: "всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие - не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное, ненормальное поведение" (3, с. 5.).
После ссылки на литературный источник или после переложения чужих мыслей необходимо в скобках указать номер, под которым приводится источник в списке литературы, либо фамилию и инициалы автора, например: (Граборов А.Н).
Если указываются работы нескольких авторов, ссылки на них даются в хронологическом порядке, например: К.М. Турчинская, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко.
Ссылки на предыдущие страницы текста дипломной работы пишутся сокращенно, в скобках, например: (см. с. 12).
Список литературы. Сведения об источниках в списке литературы должны включать: фамилию, инициалы автора (или авторов, если их несколько), название книги, номер тома арабскими цифрами, место и год издания, количество страниц. При включении в список статей из сборников после фамилии автора приводится название статьи, а затем - название сборника, место и год издания, начальная и конечная страницы статьи по тексту сборника. Если в список включаются статьи из журналов, то указываются фамилия, инициалы автора, название статьи, название журнала без кавычек, год издания, номер журнала, страницы.
Приложение 3
Содержание Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Проблема мотивов учебной деятельности в психологических исследованиях.................................................................7
1.1. Сущность и классификация мотивов............................................?
1.2. Становление мотивов учебной деятельности нормально развивающихся школьников и их структура.......................................15
1.3 Особенности познавательной деятельности и
эмоционально-волевой сферы детей с недоразвитием
интеллекта.............................................................................................22
1.4. Особенности мотивов учебной деятельности младших школьников с недоразвитием интеллекта..........................................29
Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности младших школьников с недоразвитием интеллекта.....................................................33
2.1. Методика констатирующего эксперимента
2.2. Особенности мотивов учебной деятельности младших школьников с недоразвитием интеллекта...........................................39
Глава 3. Формирование мотивов учебной деятельности
младших школьников с недоразвитием интеллекта....................................44
3.1. Методика формирующего эксперимента.....................................44
3.2.Анализ мотивов учебной деятельности младших школьников с недоразвитием интеллекта после специального обучения..............50
3.3. Методические рекомендации по формированию
положительных мотивов учебной деятельности у
младших школьников с недоразвитием интеллекта...........................56
Заключение......................................................................................................60
Список литературы.........................................................................................63
Приложение.....................................................................................................65
ЛИТЕРАТУРА
1. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические наблюдения / Под ред. В.Н. Мясищева, B.C. Мерлина. - М, 1975.- С.29-189.
2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебн. пособие для студентов пединститутов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. - М.,1988.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992.Т.2 (Приложение Б. Статистика и обработка данных).
4. Грабарь М.И., Краснянская Т.В. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.-М.,1977.
5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебн. пос./: Пер. с англ.- М., 1982.
6. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования.- М., 1988.
7. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.,1982.
8. Корнилова Т.В., Шуранова О.И. Корреляционные исследования:
пути приближения к причинному анализу//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.-1987, N 4. '
9. Крипнер С., Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии// Вопросы психологии.-1992.- №2.
10. Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях.- М., 1980.
11. Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований.-М.,1989.
12. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.,1986.
13. Типы исследования в психологии /Под ред. И.А. Васильева.-М.,1993.
14. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева.- М.,1979.