Профилактика — это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе

В настоящее время различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний.

Первичная профилактика — это система мероприятий, направленная на устранение причин возникновения болезней. Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил.

Для школьного учителя — это в первую очередь выполнение всех норм и правил школьной гигиены, которые регламентированы гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений: Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.-1178-03). Мероприятия по повышению специфической и неспецифической резистентности организма детей также относятся к системе мер первичной профилактики. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.

Вторичная профилактика — это система мероприятий, направленная на раннее выявление доклинических признаков заболеваний (на стадии предболезни), показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска заболеваний и прогнозирование риска, а также своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни. Роль учителя на этом этапе заключается в активном участии в проведении ежегодных медицинских осмотров школьников и выполнении рекомендаций медицинской комиссии.

Третичная профилактика — это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача этого вида профилактики — предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.

Педагогическое воздействие на личность другого человека — вот главный механизм, с помощью которого учитель может изменить ситуацию со здоровьем населения России: быть самому здоровым, быть пропагандистом здорового образа жизни, знать и уметь какими методами, секретами можно продлить свое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни.

В России асоциальное поведение является причиной смерти почти каждого третьего россиянина. Психическая травма, вызывающая патологический стресс, нередко провоцирует инфаркт и инсульт. Лучшей первичной профилактикой психических травм и здоровья в целом является воспитание интеллигентного человека. И в этом деле роль учителя неоспорима.

Роль учителя усматривается и в других направлениях: учитель может эффективно повлиять на уменьшение смерти даже той, в основе которой лежит не только асоциальное поведение. Известно, что сердечно-сосудистым заболеваниям предшествует атеросклероз, который на 50% обусловлен неправильным пищевым поведением. Обучение школьников основам рационального и диетического питания — путь к снижению сердечно-сосудистых и других заболеваний.

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Учебные вопросы:

Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя.

Алкоголь — наркотический яд.

Терминология наркотизма.

Классификация и особенности действия на организм

Наркотических средств и психотропных веществ.

Молодежь и наркотики.

Компоненты табачного дыма, формирующие

Наркозависимость и определяющие вредность курения.

7. Чем опасно «пассивное курение».

8. «Девичий перекур» — угроза здоровью будущей матери и ее потомству.

Способы защиты от наркомании.

Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя

На протяжении веков алкоголь сопровождал человека, выполняя различные социальные функции. Исследованиями установлено, что существуют общие для всего населения причины, ведущие к пьянству и алкоголизму, и причины индивидуальные, определяющие приверженность и пристрастие к алкоголю отдельных лиц.

Одним из факторов, обусловливающих увеличение потребления алкоголя в обществе, социологи считают уровень материального положения населения. Установлено, что в периоды обострения социальных противоречий, роста безработицы, неуверенности в завтрашнем дне, опасений потерять работу люди прибегают к алкоголю как к средству временного забвения своих проблем.

Вторая, общая для всего мира причина — это экономическая выгодность производства и продажи алкогольных изделий. Низкая себестоимость вырабатываемых «напитков» позволяет получать огромные прибыли от их экспорта. Международная торговля винно-водочными изделиями контролируется 27 транснациональными компаниями. Извлекая баснословные прибыли от продажи алкогольной продукции, представители этих компаний делают все, чтобы обеспечить высокие темпы потребления алкоголя в развивающихся странах. Одним из результатов этой «деятельности» явился небывалый рост потребления в этих странах пива: с I960 по 1980 г. оно увеличилось в 4 раза.

Следующая причина роста потребления алкоголя — это стирание национальных и этнических различий, а также алкоголизация новых социально-демографических групп населения, особенно женщин и подростков.

Увеличение потребления алкоголя в значительной мере явилось результатом послевоенного скачка в эмансипации женщин, дестабилизации семьи, усвоения частью молодежи и подростков алкогольных стереотипов поведения.

Одной из причин роста потребления алкоголя в мире является и такой фактор, как постарение населения, поскольку значительный процент больных алкоголизмом составляют люди старше 65 лет.

И еще один фактор косвенно повлиял на рост потребления алкоголя в мире: это официальное признание алкоголизма не пороком, а болезнью, что способствовало прекращению дискриминации и преследований больных алкоголизмом. Во многих странах таким больным стали выплачивать пособия по нетрудоспособности в период лечения и реабилитации. В середине 70-х гг. XX в. их число стабилизировалось и сохраняется на уровне 3-5% населения.

Наши рекомендации