Альтернативные методы в раскрытии творческого потенциала

Большая часть этих методов являются эвристическими. Все они были основаны на психологии и логике, и ни один из них не претендует на роль научной теории (в отличие от ТРИЗ).

1. Метод проб и ошибок

2. Мозговой штурм

3. Метод синектики

4. Морфологический анализ

5. Метод фокальных объектов

6. Метод контрольных вопросов

Выше были рассмотрены особенности методов проб и ошибок, мозгового штурма, синектики.

Суть метода морфологического анализа заключается в необходимости точной формулировки проблемы.

Например, необходимо изучить морфологический характер всех видов дидактических средств и предложить новую эффективную структуру урока для отработки навыков говорения.

Точное определение класса изучаемых дидактических средств говорения позволяет раскрыть основные характеристики или параметры, облегчающие поиск новых решений. Применительно к устной речи морфологическими признаками могут быть слова: выговаривание -процесс действия; разговаривание – общение двух или нескольких людей;, красивые слова - эстетическая категория, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений; речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка; растабарывание – болтовня ; каляканье – Калякать - разговаривать приятельски, не шумно или о неважном; лепетание - лепетание — бормотание ребенка; пустословие - пустые, бессодержательные и бесплодные разговоры.

Каждая характеристика (параметр) обладает определённым числом различных независимых свойств.
Остановимся подробнее на методике метода фокальных объектов. Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Суть - активизация ассоциативного мышления человека.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО

1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)

2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)

3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль

4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются

5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.

6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения


В приведенном алгоритме, в отличие от "классических схем", работа по МФО начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?
Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их "подходящие" свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.

Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)

1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.

2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.

3. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.

4. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

5. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
"Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?" поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет "ЭТО" покупать и платить за "ЭТО" деньги.

6. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Наши рекомендации