Ученик демонстративно заявил, что не готовится к вашим урокам и пропускает
ЗАНЯТИЕ 1
Семинар-рассказ «Такой я есть...»
Расскажите о себе в течение 3—4 минут, выделив самое главное в характеристике своей личности и жизни, что могло или сможет повлиять на вас как будущего педагога. План выступления может быть любой. В случае затруднений можете воспользоваться следующей схемой.
— Где и в какой семье вы родились? В какой школе учились?
— Что было самым главным в вашей жизни?
— Каково самое большое достижение в вашей жизни? Самое ценное?
— Какой вклад вы внесли в свою семью, общество, мир?
— Какие у вас были основные трудности и разочарования?
— Каким бы вы хотели, чтобы вас помнили?
— О чем вы сожалеете?
— Как вы попали именно в этот вуз?
Цель этого занятия — знакомство друг с другом, развитие коммуникативных способностей студентов и культуры речи. Желательно записать эти выступления на магнитофонную пленку и затем коллективно обсудить их, выявив позитивные и негативные моменты общения.
— Ваши интересы, увлечения и как они менялись с возрастом?
— Что было самым главным в вашей жизни?
— Какие личные качества помогают вам больше всего в личных ситуациях?
— Какие качества близких людей вызывали у вас уважение и восхищение?
— Что способствует вашему сближению с людьми и что усложняло ваши взаимоотношения?
ЗАНЯТИЕ 2
Семинар «Познай себя»
— Какие ваши личные качества важны в педагогической деятельности?
— Что предпринять, чтобы стать идеальным учителем?
Поделитесь своими «открытиями» и умозаключениями со всей группой. Зафиксируйте свои основные личностные характеристики.
ЗАНЯТИЕ 3
Семинар «Посмотри на себя со стороны»
Пользуясь приложениями 6—19, посмотрите на себя глазами окружающих. Сопоставьте этот «фоторабот» с тем, который вы получили на предыдущем занятии. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
— Умеете ли вы слушать?
— Что сделать, чтобы вас слушали?
— Приятны ли вы для окружающих?
— Что надо предпринять, чтобы вас считали обаятельным собеседником?
— Как вести диалог, чтобы достигнуть взаимопонимания? Поделитесь своими заключениями со всей группой.
ЗАНЯТИЕ 4
Семинар «Вы и ваше окружение»
Пользуясь приложениями 20—22, составьте портрет вашего окружения. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
— Каким надо быть, чтобы не чувствовать изолированности в школьном педагогическом коллективе?
— Какие личностные качества будут способствовать вашему сотрудничеству с другими педагогами школы, например при подготовке интегрированных уроков?
— Как применить эмоциональный прессинг?
— Как применить интеллектуальный прессинг?
— Как поступить в сложной конфликтной ситуации? Поделитесь своими мыслями со всей группой.
ЗАНЯТИЕ 5
Семинар — дидактическая игра «Общение на уроке»
Работая в режиме творческих групп в составе 3—5 человек, выполните следующие задания, оценив их с позиций культуры общения.
1. Используя только невербальные средства педагогического общения, передайте классу следующую информацию:
— недовольство поведением и ответами учащихся;
— учебный материал по целой теме;
— благодарность за хорошо подготовленное мероприятие, отличные ответы, на уроке.
2. Сделайте замечание ученику по поводу нарушения дисциплины на уроке (10 форм замечания по поводу одного и того же нарушения).
3. Обратитесь к ученику с различными по форме требованиями:
— требованием-просьбой,
— требованием-одобрением,
— требованием-советом,
— требованием-намеком,
— требованием-условием,
— требованием-угрозой,
— требованием-осуждением,
— требованием — выражением недоверия,
— требованием в игровом оформлении.
4. Вызовите ученика к доске с различной эмоциональной нагрузкой:
- спокойно,
- жизнерадостно,
- равнодушно,
- доброжелательно,
- недоброжелательно,
- с иронией,
- раздраженно.
Семинар — дидактическая игра «Финал урока»
Работая в режиме творческих групп в составе 3—5 человек, подготовьте сценарий финала в следующих ситуациях:
1. Учащиеся не справились с заданием. Дайте негативную оценку в различной форме:
— конструктивную и неконструктивную;
— прямую и косвенную;
— вербальную и невербальную.
2. Сделайте педагогический анализ ответов учащихся.
3. Закончился последний урок четверти. Проститесь с учащимися перед уходом на каникулы.
4. Вы дали последний урок и в следующем учебном году набираете новый класс. Как вы завершите это занятие?
Семинар — дидактическая игра «Начало урока»
Работая в режиме творческих групп в составе 3—5 человек, разрешите следующие нелегкие ситуации.
1. Вы пришли заменить заболевшего коллегу, класс старается сорвать урок. Обрисуйте свои действия.
Ученик демонстративно заявил, что не готовится к вашим урокам и пропускает
Пользуясь приложениями 1—5, составьте собственный портрет и дайте самооценку с коммуникативных позиций. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
— Кто вы есть на самом деле?
— На что вы ориентируетесь в выборе решения?
Чем вы интересны собеседнику? Занятия потому, что ему неинтересно. Как вы выйдете из положения?
3. Вы приступили к объяснению нового материала, но внимание класса рассеянно, на замечания дети не реагируют. Как вы поступите?
4. Смоделируйте организационный этап урока (в 5,8,11 классах):
— первого урока по теме,
— промежуточного урока,
— завершающего урока по этой же теме.
5. Смоделируйте организационный момент урока в различных классах:
— с классом установлены хорошие, дружеские взаимоотношения;
— класс вас не принимает, постоянно чувствуется напряженная конфликтная обстановка;
— класс относится к вам безразлично. Примечание: Тип дидактической игры творческие группы выбирают сами.
ЗАНЯТИЕ 6
Семинар — дидактическая игра «Невероятные встречи»
Работая в режиме творческих групп в составе 3—5 человек, смоделируйте общение в следующих ситуациях.
1. Старшеклассник пропускает уроки математики, не готовится к ним. Поговорите с ним вначале как учитель математики, а потом как классный руководитель или директор школы.
2. Поговорите с 5 учащимися, отличающимися по индивидуально-психологическим характеристикам, по поводу невыполнения домашнего задания.
3. Ученик отказывается выполнить ваше требование в присутствии класса. Назовите последовательность действий, которые вы предпримите, чтобы добиться выполнения требования.
4. Вы пригласили в школу родителей учащегося, который пропускает уроки, плохо учится, недостаточно дисциплирован. Назовите первые 7 фраз, которыми вы начнете беседу.
Семинар-дискуссия «Как правильно поступить учителю?»
Работая в режиме творческих групп в составе 3—5 человек, проанализируйте описанные ниже ситуации, найдите, что в них общего и в чем различия, и наметьте особенности деятельности учителя в сложившихся условиях.
1. Учащиеся дежурного класса вернулись на урок после перемены с опозданием.
2. Испортился замок в дверях учебного кабинета. Когда учителю и учащимся все-таки удалось войти в класс, до конца урока осталось 25 минут.
3. Учитель задержался на педагогическом совещании и начал урок позже, чем обычно.
4. Экстренная общешкольная линейка отняла 10 минут от урока.
5. В начале урока учителю неожиданно пришлось заниматься решением неотложных организационных вопросов.
6. В воспитательных целях учитель решил не начинать урок до тех пор, пока в классе не будет наведен порядок.
7. Учащиеся возвратились в класс с урока физкультуры, где они участвовали в соревнованиях по прыжкам в длину в течение 15 минут следующего урока они были сильно возбуждены и не могли сосредоточиться. Примечание: Тип дидактической игры творческие группы выбирают сами.
ЗАНЯТИЕ 7
Семинар «Беседа с родителями учащегося-шалуна»
В главе IV известной книги Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» сформулированы следующие 9 правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды:
— Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
— Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
— Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
— Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему на что-то указывать.
— Давайте людям возможность спасти свой престиж.
— Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».
— Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
— Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима, делайте так, чтобы то, к чему вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
— Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
Занятие проходит в форме дискуссии творческих групп в составе 3—5 студентов:
— Согласны ли вы с Д.Карнеги, что именно такой стиль общения с людьми обеспечивает максимальный эффект в достижении цели?
— Как применить советы Д. Карнеги в педагогический деятельности?
— Подготовьте сценарий беседы с приглашенным родителем, предполагая, что он слепо любит своего ребенка и во многом его оправдывает.
— Разыграйте диалог «Родитель—учитель».
— Подведите итоги семинара.
ЗАНЯТИЕ 8