Понятие системы народного образования


Под системой народного образования понимается совокупность учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для осуществления целенаправленного обучения и воспитания населения каждой отдельной страны. Система народного образования возникает в период, когда образование становится достаточно распространенным, когда получают развитие не только учреждения для обучения и воспитания детей господствующего класса, но и появляются и различные школы для детей трудящихся.
Системы народного образования начали складываться в первую очередь в экономически развитых странах примерно с середины XVIII в. Слово «система» предполагает наличие определенных элементов, ставляющих ее структуру, и различных связей между ними.
Основными элементами (звеньями) системы народного образования являются начальное, среднее общее и профессиональное образование. Уже к середине XIX в. в большинстве развитых капиталистических стран были изданы законы о всеобщем обязательном начальном обучении.
Звено, дающее среднее образование, как правило, включает несколько типов школ. Некоторые из них обеспечивают только общее образование, в других — получение общего образования сочетается с какой-либо практической или профессиональной подготовкой. В царской России это были, например, гимназии и реальные училища, куда детям трудящихся доступ практически был закрыт; в сегодняшней Англии — это грамматические, технические и современные школы, в США — школы с дифференцированным старшим звеном, имеющим различные уклоны (академический, технический и т. п.).
Для систем народного образования характерно наличие определенных связей между отдельными звеньями, дающими разные виды образования. Есть два принципиальных подхода к обеспечению этих связей: единая система, строящаяся на основе преемственности, обеспечивающей естественное продвижение с одной ступени образования на другую, и дуализм, т. е. наличие двух параллельных систем учебных заведений, при котором нет возможности перехода из учебно-воспитательных учреждений одной системы в другую.
На основе единства и преемственности построена система народного образования в СССР и других социалистических странах. По принципу дуализма созданы системы народного образования практически всех государств, в которых имеются антагонистические классы, где просветительная политика определяется интересами господствующих классов. При дуализме — двойной системе учебно-воспитательных учреждений — одна система предназначена для детей из привилегированных классов, другая — для детей эксплуатируемых.
Например, четко по принципу дуализма строится система народного образования в Англии.
Существует также два типа государственного управления учебно-воспитательными учреждениями: централизованное, когда оно осуществляется из единого центра (министерство, управление, отдел), и децентрализованное — местными органами, а центральное учреждение осуществляет лишь общий надзор, координацию, сбор информации. Примером централизованного управления народным образованием является СССР, где в соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании»» четко определены функции общесоюзных и республиканских органов управления народным образованием, децентрализованного — Соединенные Штаты Америки и Англия, где в результате этого наблюдается большая разница в положении разных школ, а также в уровне, качестве и объеме образования, даваемого однотипными школами.
Естественно, система народного образования в каждой стране носит конкретно-исторический характер, т. е. она обусловлена уровнем развития производительных сил и сложившимися производственными отношениями, отражает социально-экономические потребности общества, характеризуется рядом национальных черт и особенностей.
Наиболее отчетливо просветительная политика каждого государства отражена в тех принципах, которые положены в основу построения его системы народного образования.

Наши рекомендации