Логопедическое обследование безречевых детей

Логопедическое обследование безречевых детей должно но­сить комплексный характер. Условно его можно разделить на три части.

1 часть — изучается понимание речи, обследуются состоя­ние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематичес­кое восприятие.

Цели:

- выявить особенности фонематического восприятия речи и понимания смыслового содержания звукового пото­ка — семантический и эмоциональный смысл;

- уточнить наличие готовности ребенка к общению, тен­денции к совершенствованию языковой системы.

Задания

· Выявление объема и точности словаря.

Задание 1. Предложите ребенку показать игрушки, напри­мер: «Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)». За­тем видоизмените задание: «Возьми куклу (матрешку...)». Предложите подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку...). Если ребенок справляется с заданием, предло­жите ему узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Задание 2. Предложите показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, пла­тье, носки.

Задание 3. Выяснение знаний слов обобщающего характе­ра. В комнате сгруппируйте предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки. Предложите ребен­ку найти те или иные предметы: «Найди посуду (игрушки, одежду и др.).

Задание 4. Знание частей тела (рука, нога, шлова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост). Предло­жите ребенку: «Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?»

Задание 5. Соотнесение предметов с их назначением. По­ложите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зуб­ную щетку. Задайте вопросы: «Чем ты играешь? Чем чис­тишь зубы? Что ты ешь?» Затем замените предметы на пред­метные картинки и повторите вопросы.

Задание 6. Выяснение объема глагольной лексики.

Разложите перед ребенком сюжетные картинки, на кото­рых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия. Предоставьте ребенку возможность рас­смотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на во­прос: «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

Задайте вопросы к названиям изображенных на картинке действий, выраженных возвратными глаголами: «Покажи, кто умывается (стоит, бежит)».

Положите перед ребенком две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

Задание 7. Понимание названий признаков предметов.

Предложите ребенку сравнить предметы в комнате и по­казать их, ответив на вопросы: «Где большой стол? Где ма­ленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)»; «Какой кубик больше? Какой мень­ше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)»; «Где красный (желтый, синий) мячик?».

· Выявление дифференциации элементарных грамматичес­ких форм.

Задание 1. Понимание форм единственного и множествен­ного числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».

Задание 2. Понимание предлогов, отражающих простран­ственные взаимоотношения: «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суф­фиксов: «Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».

· Понимание предложений.

Задание 1. Выполнение инструкции: «Закрой глаза (под­ними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».

Задание 2. Установление возможности запомнить и выпол­нить два действия, сформулированные в одной просьбе: «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми каран­даш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

· Исследование слуховых функций и фонематического вос­приятия.

Задание 1. Выяснение ориентировочно-поисковой позы на звучание предметов: найти звучащую игрушку-пищалку в комнате и проследить взглядом за ее перемещением.

Задание 2. Выяснение направленности слухового внима­ния: с закрытыми глазами указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.

Задание 3. Узнавание и различение гласных звуков из ряда. Произнесите ряд гласных звуков (не более трех). Предложи­те ребенку поднять руку (хлопнуть в ладоши), услышав опре­деленный звук (заранее условленный).

2 часть — изучаются неречевые функции.

Цели:

- определить особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятель­ности, степень концентрации внимания на объекте;

- в составе этих функций выделить специфические ком­поненты.

Задания

Задание 1. Ориентировка в окружающем пространстве.

Попросите ребенка показать «верх/низ», а также направ­ления: «Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».

Дайте ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзор­ная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предме­ты на окне (шкафу, столе, полке).

Задание 2. Ориентировка на плоскости. На глазах ребенка постройте домик из заготовленных частей {домик — квадрат, крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предло­жите: «Покажи, где крыша? Где труба?»

Задание 3. Наличие праксиса позы при имитации движе­ний (в плане общей моторики). Предложите ребенку повто­рить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

Задание 4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению.

Повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «ло­дочка», «коза», «кружок», «очки».

Чередуйте по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».

Предложите ребенку поочередно коснуться каждым паль­цем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

Задание 5. Оральный праксис. Предложите ребенку по подражанию выполнить несколько действий: широко отрыть рот; улыбнуться; надуть щеки; вытянуть губы в трубочку; сделать губы как при звуке [о]; высунуть язык лопаткой; поднять кончик языка вверх; опустить кончик языка вниз; поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

Задание 6. Способность к переключению движений. Пред­ложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

Задание 7. Конструктивный праксис: воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конст­рукцию по памяти.

Задание 8. Сформированность операций зрительно-про­странственного анализа и синтеза и последовательной реали­зации конструктивной деятельности: сложить разрезные кар­тинки из 2—3 частей с прямым краем; облегченный вариант кубиков Кооса; выполнить вкладки в доску Сегена.

3 часть — изучаются невербальные компоненты коммуни­кации.

Цели:

- выявить непроизвольные реакции и жесты, используе­мые в невербальном общении;

- изучить актуальные и потенциальные возможности раз­вития общения ребенка, степень спонтанности в приоб­ретении навыков общения.

Задания

Задание 1. Предложите ребенку поздороваться с вами за РУку.

Задание 2. Реакция на незнакомого человека. В кабинет вхо­дит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

Задание 3. Реакция на впечатление. Ребенок входит в ка­бинет с хорошо знакомой обстановкой- На столе находится новая яркая игрушка.

Задание 4. Способность к подражанию: предложите ребен­ку копировать ваши жесты и мимику.

Задание 5. Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия: пить, есть, спать, мыть (руки), чистить (зубы), причесываться, гладить (кошку).

Задание 6. Моделирование ситуаций, способствующих вы­зову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Задание 7. Без словесной инструкции предложите ребен­ку понять ваши жесты и выразительные движения (указа­тельный жест, кивок головой, покачивание головой, пригла­шающий жест, жест отрицания).

Задание 8. Способность изображать и играть роль: «Поле­тай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».

Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окра­шены и спланированы таким образом, что реакция на них мо­жет быть минимальной. Используются различные средства сти­муляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.

Наши рекомендации