Психокоррекционные возможности музыки как вида искусств 7 страница

Одним из видов коррекционной работы в специальных ДОУ является движение под музыку, в основе которого лежит взаимодействие музыки и ритмического движения. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, а также в развитии музыкальных способностей. В процессе движений под музыку у детей развивается также произвольность психических процессов. Музыкально-ритмическая деятельность укрепляет и совершенствует двигательный аппарат ребенка, формирует точность, ритмичность движений способствует ориентировке в пространстве. Таким образом, движения под музыку у дошкольников с разными проблемами формируют у них как общую музыкальную культуру, так и культуру тела, что является необходимым условием их гармонического развития.

Игра на детских музыкальных инструментах - это вид музыкальной деятельности, который широко используется в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Игра с музыкальными инструментами зарождается еще в младенчестве, когда ребенок впервые сознательно берет в руку погремушку и извлекает звуки. При игре на музыкальных инструментах акценты в выборе инструментов делаются в соответствии с характером нарушения. Положительные результаты в обучении игры на детских инструментах у детей с проблемами особенно наблюдаются при использовании методики Карла Орфа, немецкого музыканта и педагога.

Эта методика предполагает постепенное овладение в игровой форме различными ударными инструментами, начиная с передачи ритма с помощью естественных движений руками (хлопков, шлепков), ногами (шагов, притопов), а затем с использованием ударных инструментов. Приемы обучения игре на инструментах дошкольников с различными нарушениями определяются особенностями дефекта.

Таким образом, коррекционная направленность музыкально-педагогического процесса в специальном образовательном учреждении для детей с проблемами реализуется через такие формы музыкальной деятельности, которые, с одной стороны решают коррекционно развивающие задачи, учитывают особенности детей данной категории, а с другой - обеспечивают социализацию личности такого ребенка: это музыкальное занятие, музыкальная деятельность вне занятий, художественно-досуговая деятельность.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 подчеркнуто, что «Содержание образовательной области «Музыка» должно быть направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Решение поставленных задач касается также и педагогов специальных дошкольных образовательных учреждений, так как они осуществляют средствами музыки профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создают условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Переориентация основной цели образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образования: «Образование и способы просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем».

Образование, в том числе специальное, обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства.

Как подчеркнул В.В.Путин: «Когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем ввиду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан».

Литература:

1.Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. /М. Издательский центр «Академия», 2002г.

2. Выготский, Л.С. Психология искусства. М., - 1965г.

3. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1997г.

4. Ребенок в мире культуры / Под. ред. Чумичевой Р.М. - Ставрополь, 1998г.

5.Специальная педагогика. (Под. ред. Назаровой Н.М., М., 2000г.

6. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда - М., 1995г.

7. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательная политика - М., 1993г.

Натфуллина Р.Ш., Лоскутова Р.Р.

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обращение к этой теме обусловлено ее актуальностью для деятельности детских дошкольных учреждений, в частности, для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, а также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и музыкальной культуры, в ходе которого на первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здо­ровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей.

Психическое развитие ребёнка происходит, прежде всего, в процессе чувственного восприятия окружающего мира, которое связано с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Восприятие окружающего посредством слуха даёт возможность «озвучить» происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе одного лишь зрения. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей наук. На наш взгляд, влияние музыки на эмоциональную сферу и, в частности на эмоциональную отзывчивость детей, начинается с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых пьес, с пением простых песен, с музыкальными играми. Огромное влияние на развитие эмоциональной отзывчивости детей оказывает специальным образом организованная деятельность - восприятия музыки, которое является ведущим видом музыкальной деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях, полученных в процессе слушания и восприятия музыки.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста и, в частности, эмоциональной отзывчивости, не нова, но она по-прежнему актуальна. Существуют определённые противоречия между неразработанностью данной проблемы и её теоретической и практической значимостью для обоснования эффективности восприятия музыки в формировании эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Данное противоречие обусловило выбор темы нашего исследования. Актуальность данной проблемы может быть представлена следующими аспектами:

1. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

2. Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики. В связи с этим, мы считаем, что развитие эмоциональной отзывчивости детей достигнет более высокого уровня, если процесс восприятия музыки будет осуществляться не только в условиях ДОУ, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, но и в семье.

3. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

4. Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Исходя из этого, целью нашего исследования является выявление условий для эффективного развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что восприятие музыки будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста, если:

- в работе с детьми будут широко использованы специально подобранные музыкально-дидактические игры;

- музыкальные впечатления в процессе восприятия музыки дети будут получать не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни ДОУ.

Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогической литературу по проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

2. Разработать и апробировать методику экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы со старшими дошкольниками по развитию эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки.

3. Подготовить методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей по теме исследования.

Методологическая основа исследования: труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов. В своей работе мы опирались на исследования таких ведущих специалистов по данной проблеме как Дзержинская И.Л., Ветлугина Н.А., Комиссарова Л.Н., Радынова О.П., Теплов Б.М., Кенеман А.В., Изард К., и многих других.

Экспериментальная работа по проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.

В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика выявления уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у старших дошкольников. Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы дети не умели адекватно осознавать свои эмоции, передавать характер музыки в мимических, двигательных реакциях, проявили эмоциональную активность в процессе слушания музыкальных произведений. Детей с высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости на музыку в обеих группах не было выявлено. Средний уровень проявления эмоциональной отзывчивости в экспериментальной группе было выявлено 13 (65%) детей, в контрольной -12 (60%) детей, и даже не смотря на то, что музыка считается наиболее действенным средством в сфере эмоционального развития детей, нами был зафиксирован низкий уровень проявления эмоциональной отзывчивости: в экспериментальной группе - 7 детей (35%), в контрольной - 8 (40 %),), что позволило нам сделать вывод о недостаточной обращённости педагогов, воспитателей и родителей к эмоциональной сфере ребёнка в педагогической деятельности, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально организованной деятельности, направленной не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на осмысление ими «языка» эмоций - т. е. чувств и настроений, которые передаёт музыка.

Исходя из данных констатирующего эксперимента, нами была организована и проведена работа по развитию эмоциональной отзывчивости детей экспериментальной группы посредством восприятия музыки.

В процессе проведения формирующего эксперимента нами были выявлены эффективные пути повышения уровня развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников средствами восприятия музыки: были подобраны и разработаны доминантные и комплексные занятия по слушанию музыки, а также блок музыкально-дидактических игр для развития эмоциональной отзывчивости, подобрана фонотека с разнообразной фоновой музыкой для использования в повседневной жизни детей. В ходе исследования при прохождении педагогической практики в ДОУ были проведены разработанные нами занятия и музыкально-дидактические игры. На этапе формирующего этапа экспериментальной работы нами подобраны и проведены консультации для педагогов ДОУ и родителей детей, даны рекомендации по использованию музыки с целью развития эмоциональной отзывчивости детей, в результате которых стала активно использоваться подобранная фонотека фоновой музыкой в повседневной жизни детей. В результате проделанной работы была выявлена положительная динамика в развитии эмоциональной отзывчивости детей в процессе восприятия музыки. Эти данные нашли подтверждение на контрольном этапе исследования, анализ результатов которого показал, что у детей экспериментальной группы произошли позитивные изменения в эмоциях, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании цвето-ритмических и музыкально-ладовых средств выразительности. Исчезла дисгармония между мимикой лица, движением рук ребенка, оценкой воспринимаемых произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.

Исследование позволило установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей экспериментальной группы от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию, игру, рисунок. Таким образом, гипотеза о том, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при условии, если в работе с детьми будут широко использованы специально подобранные музыкально-дидактические игры; музыкальные впечатления в процессе восприятия музыки дети будут получать не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни ДОУ; к работе по развитию эмоциональной отзывчивости детей средствами восприятия музыки будут привлечены все педагоги ДОУ и родители детей, нашла своё экспериментальное подтверждение. Задачи исследования выполнены, цель достигнута. Рассмотренные в исследовании вопросы целиком не исчерпывают затронутой нами проблемы. Дальнейшей разработки требуют, в частности, такие аспекты:

- интеграция социально-педагогических возможностей семьи для повышения духовно-нравственного потенциала детей средствами музыкального искусства;

- преемственность работы ДОУ и школы в развитии эмоциональной отзывчивости детей.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л.С.Выготский //Собр.соч. – Т.2.- М.: Просвещение, 1982. – 231 с.

2. Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева //Вопросы психологии. –1995. - №2. – С.137 –149.

3. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы /Н.Григорьева // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 2. – 67-71с.

4. Михеева, Л. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Л. Михеева.- Л.: Музыка, 1970. - 105с.

5. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В.Назайкинский. - М.: Музыка, 1972.-179с.

Нехорошкова Е.В.

Музыка как средство коррекционного воздействия в детском саду и дома

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи

Аристотель

С древнейших времен музыка считалась важнейшим медицинским средством. Древнеарабские врачи считали, что музыка, проходя через душу, способна излечить больное тело. В Древнем Египте помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы лечили от радикулита и расстройства нервной системы.

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе - песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

Музыкотерапия - метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Она является одним из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

- звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

- духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

- музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;

- струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

- вокальная музыка влияет на весь организм, больше всего на горло.

Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воле, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, которому необходима коммуникабельность.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

- утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

- для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

- пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Достоинствами музыкотерапии являются:

- абсолютная безвредность;

- легкость и простота применения;

- уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Использование музыкотерапии не следует понимать только как прослушивание музыкальных произведений. Она включает в себя двигательную активность, дыхательные упражнения, релаксацию.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность.

Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм. Именно поэтому не будет лишним послушать вместе с ребёнком правильно подобранную музыку - это окажет благоприятное влияние на его развитие.

Литература:

1. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

2. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. - Дошкольное воспитание, 1996 год, № 11.

3. http://gazeta.aif.ru/online/ss/178/ss06_01

4. http://www.svetan.ru/musikoterapia.html

Охотникова Е. Н.

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев»

В.А.Сухомлинский

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум.

Массаж большого пальца - повышает функциональную активность головного мозга;

массаж указательного пальца - положительно воздействует на состояние желудка;

массаж среднего пальца - на кишечник;

массаж безымянного пальца - на печень и почки;

массаж мизинца - на сердце.

Полезно выполнять упражнения с металлическими и каменными шариками, грецкими орехами, восьмигранным карандашом, катая их в ладошках. Они помогают снять эмоциональное напряжение, улучшают память, умственные способности, развивают координацию, силу, ловкость рук.

Любое упражнение пальчиковой игры сопровождается весёлым стихотворением или потешкой. Потешки были созданы нашими предками для развлечения детей, но не только для этого. В них содержится мудрость народов. Но её трудно выявить в простом забавном стишке, который предназначен для того, чтобы играть с ручкой ребёнка. Однако переоценить благотворное влияние потешки на ребёнка невозможно. Она оказывает психологическое развивающее и оздоровительное воздействие. Это своеобразный стимул для развития мелкой моторики ребёнка, его речи, интеллекта.

Так как наш детский сад находиться в сельской местности, где в основном проживают люди мари, в комплекс пальчиковой гимнастики включаю игры на марийском языке.

(Перевод автора) (Согните пальцы ребёнка в кулачок, а затем аккуратно разгибайте их, начиная с большого пальца со словами):

Тиде парня - кочаем,

Тиде парня - коваем,

Тиде парня - ачаем,

Тиде парня - аваем,

Изи «колой» мый улам.

(Перевод автора) (Начиная с мизинца, загибайте каждый пальчик ребёнка со словами):

Каза парня чодыраш кайыш.

Лӳмдымӧ парня поҥгым погыш.

Покшел парня тудым эрыктыш.

Кошар парня поҥгым падыштыш.

Кугу парня тудым кочко,

Садланак тыгай коя лие.

(Перевод автора) Икыт, кокыт, кумыт, нылыт!

Мемнан парня - влак ноеныт. (Начиная с большого пальца, загибайте каждый пальчик ребёнка со словами):

Тиде парня - малнеже,

Тиде парня - малаш возо,

Тиде парня - нералтен колтыш,

Тиде парня - мален колтыш,

Тиде парня - ласкан мала.

Тс-с-с-с - шыпак. (приподнести указательный палец

Изи парням ида помыжалтаре. другой руки к губам)

(Перевод автора) (Согните пальцы ребёнка в кулачок)

Тиде мемнан мушкындо. (Затем аккуратно на каждое предложение потешки разгибайте по пальчику, начиная с большого пальца):

Тиде парня пеш коя,

Тиде парня пеш таза.

Тиде парня пеш кужу.

Тиде парня - чатката.

Тиде парня пеш изи.

Марийская старинная пальчиковая игра

Записана со слов Федотовой М.А.

(Согните пальцы ребёнка в кулачок. Затем аккуратно на каждое предложение потешки разгибайте по пальчику, начиная с большого пальца):

Кузе иледа?

Кузе гынат илена!

Кӳсын налын кочкына!

Кӳсын налмыжым кузе тӳлена?

Кочкына да шылына.

Г.Сабанцев «Леве йӳр» «Тёплый дождик».

1. Леве йӳр йӳраш тӳҥале - (Указательным пальцем одной руки по

Кап-кап-кап-кап-кап. ладошке другой показывают, как идет дождь)

Ял урем ден вӳдшӧ талын (открытыми ладонями обеих рук

Йыргыкта умбак. показывают движения на себя «веер»)

2. Йӳр йӳреш. Ойла вет тудо: (указательным пальцем одной руки по

«Кап-кап-кап-кап-кап» ладошке другой показывают, как идет дождь)

Ужарга садер, шаршудо, (пальцами одной руки поочерёдно загибают

Мушкылтеш пурак. пальцы другой руки)

3. Йӳр кеҥежым леве-леве - (указательным пальцем одной руки по

Кап-кап-кап-кап-кап. ладошке другой показывают, как идет дождь)

Шонанпыл волгалтын теве, (руки вверх, ладошками показать небо)

Сылне олык лап. (отвести руки в стороны, ладошками вниз)

А.Горохов «Улына чолга салтак» «Мы храбрые солдаты».

Икыт, кокыт, кумыт … (Поочередно загибают пальчиками

одной руки, пальчики другой)

Каена рад ден. (пальчиками обеих рук указательным и средним

маршируют по столу, или по коленкам ног)

Икыт, кокыт, кумыт… (поочередно загибают пальчиками

одной руки, пальчики другой руки)

Эртена мурен. (пальчиками обеих рук указательным и средним

маршируют по столу, или по коленкам ног)

Икыт, кокыт, кумыт… (поочередно загибают пальчиками

одной руки, пальчики другой руки)

Шотлена адак… (пальчиками обеих рук указательным и средним

маршируют по столу, или по коленкам ног)

Икыт, кокыт, кумыт… (поочередно загибают пальчиками

одной руки, пальчики другой руки)

Улына салтак (пальчиками обеих рук указательным и средним

маршируют по столу, или по коленкам ног)

Йож - йож- йож (Показывают как пилят)

Пила ден пӳчкеш Ольош.

Тук - тук - тук (Показывают, как забивают гвоздь молотком)

Чӧгыт ден пера Вачук.

Шылт - шолт, шылт (Стучат указательным пальцем одной руки

Пералтале шиште таҥ. по ладошке другой

Пылт - полт, пылт - полт (Показывают ладошками поочерёдное шевеление

Койын кодо ош мераҥ. ушек зайца над головой)

Пальчиковые игры на марийском языке не только развлекают, но и развивают ребёнка. При их выполнении обязательно нужно пропевать какую - либо мелодию. Пальчиковая гимнастика помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию личности в целом, содействует укреплению здоровья, помогает устранению дефектов в речи.

Полякова Г.М.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» ПЕДАГОГАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДОУ

Коррекция и развитие речи детей с речевой патологией – сложная, комплексная проблема. Ее решение зависит от тесного взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы, осуществления постоянной взаимосвязи и преемственности.

В образовательной области «Коммуникация» одной из основной задач остается развитие всех компонентов устной речи детей. Есть некоторое смещение акцентов - главной целью является овладение детьми конструктивными способами и средствами общения. При этом овладение лексической стороной речи, грамматического строя, произносительной стороны речи, развитии связной речи перестает быть самоцелью. Оно является необходимым средством формирования общения. Значит ли, что ему уже не уделяется того внимания, что раньше?

Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда или его контакты со старшими резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». На разрыв диалога между поколениями указывает целый ряд педагогов. Речь идет о том диалоге, который происходит между солнцем и травой, о причинно-следственной связи, нравственности общества, его законах.

Наши рекомендации