Список игр и упражнений, используемых на каждом этапе
Это самая вариативная часть программы. Список игр и упражнений можно дополнять, изменять. Главное, чтобы они соответствовали целям и задачам коррекционной программы.
При описании программы упражнения и игры можно просто перечислить, если они взяты из книг и пособий. При этом необходимо указать список литературы. А можно эти игры описать, особенно если они являются модифицированными или авторскими.
8)Критерии эффективности программы:На этом этапе используется повторная диагностика. Лучше, если она проводится с помощью тех же методов, что и в начале коррекционных занятий. Необходимо продумать, какой уровень развития является достаточным, а какой - требует повторного прохождения программы.
Методические приемы сопровождения развития дошкольников на коррекционно-развивающих занятиях:
1) констатация успеха;
2) поддержка ребенка в ситуации неудачи;
3) одобрение поведения;
4) анализ игровой ситуации;
5) расширение кругозора;
6) создание ситуации успеха;
7) постепенное усложнение задачи (коммуникативной, интеллектуальной);
8) придумывание терапевтических сказок по методике Д. Бретт;
9) создание ситуации безопасности, доверия;
10)демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
11)анализ образцов поведения сказочных героев;
12)ролевое проигрывание ситуаций;
13)обмен ролями:
14)внутренний диалог;
15)прием антропоморфизма («очеловечивание» животных, предметов);
16)прослушивание тематических аудиозаписей сказок, звуков природы;
17)тематический просмотр видеозаписей, диафильмов, слайдов;
18)игнорирование нежелательного поведения;
19)я- высказывание как прием реагирования ведущего и детей на нарушение правил в группе;
20)пауза;
21)образование правил;
22)обмен мнениями;
23)обмен продуктами творчества;
24)поощрение;
25)устное письмо (другу, родителям, воспитателям, героям сказки);
26)эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения и др.;
27)движение к открытию;
28)комплимент;
29)благодарность.
Личностно-характерологическая карта
Общие сведения о ребенке
· Имя и фамилия; дата рождения; возраст во время исследования.
· Общее физическое развитие; перенесенные заболевания и травмы; состояние здоровья; внешность ребенка.
· Состав семьи; социальный статус родителей; место ребенка в семейных отношениях; жилищные условия семьи.
Индивидуально-психологические особенности
· темперамент
· черты характера
· другие показатели
Перечень использованных методик с указанием источника
1)________________________________
2)________________________________
Особенности эмоциональной сферы
· преобладающее настроение
· тревожность
· агрессивность, конфликтность
· развитие высших чувств
Перечень использованных методик с указанием источника
1)________________________________
2)________________________________
Уровень развития познавательной сферы
· внимание (устойчивость; переключение; распределение)
· восприятие (уровень развития действий восприятия; степень обобщенности сенсорных эталонов)
· память (произвольное и непроизвольное запоминание; оперативная слуховая память; наглядно-образная память; опосредованная память)
· мышление (словестно-логическое мышление; мыслительные процессы; умения устанавливать причинно-следственные связи; процессы рассуждения, умения понимать связь событий)
· воображение
· особенности развития речи (диалогической, монологической)
Перечень использованных методик с указанием источника
1)________________________________
2)________________________________
3)________________________________
Особенности мотивационно-волевой сферы
·моральные мотивы
·воля (целенаправленность деятельности, умение сохранять цель)
·интересы
·потребности
Перечень использованных методик с указанием источника
1)________________________________
2)________________________________
Особенности самосознания
· самоотношение
· уровень притязаний
· самооценка (общая самооценка; оценка себя во времени; самооценка в различных видах деятельности; самооценка при соблюдении моральных норм)
· развитие самоконтроля
· нравственное сознание (нравственные нормы)
Перечень использованных методик с указанием источника
1)________________________________
2)________________________________
Признаки одаренности
· психомоторная
· художественная
· интеллектуальная
· социальная
Перечень использованных методик с указанием источника
1)________________________________
2)________________________________