Учебно-воспитательной работы в школе

В В Е Д Е Н И Е

Как известно, урок является основной формой организации учебных занятий. Те знания, умения и навыки, которые получают учащиеся в школе, даются главным образом на уроке. От качества уроков многое зависит успеваемость учащихся, их отношение к данному предмету, к учителю, к учебной работе вообще.

Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания школьников. Изобразительное искусство как одна из форм познания реальной действительности в конкретно-чувственных, непосредственно воспринимаемых образах, является действенным средством формирования эстетически развитой, духовно богатой личности школьника.

Изобразительное искусство, как правило, воздействует на зрителя не прямо, а косвенно. Оно, прежде всего, воспитывает самосознание зрителя, его совесть и нравственность. Художник может воздействовать на нравственность зрителя разными способами? например, заставив его чему-то ужаснуться, чем-то возмутиться, кого-то пожалеть, осудить или оправдать, чем-то восхититься, а главное задуматься… Прямые призывы к эмоциям очень редко пробуждают эмоции, а нравоучительные сентенции – ненадёжный путь к нравственности.

Помочь такому воздействию изобразительного искусства на юных зрителей, раскрыв богатый, нравственный, эстетический потенциал произведения, расставив нужные акценты, обратив внимание учеников на определённые детали, сюжет, изобразительные и выразительные средства произведения – первейшая обязанность учителя.

Задачами преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе являются: развитие понимания явлений художественной культуры и роли искусства в жизни общества; формирование навыков практической художественной деятельности; воспитание активного эстетического отношения к действительности и к искусству, умения практически применять свои художественные способности, развитые на занятиях искусством, в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

В процессе занятий изобразительным искусством у ребенка развиваются такие необходимые для каждого человека качества, как зрительная мять, наблюдательность, воображение, фантазия, интуиция, образное и пространственное мышление, способность наглядно изображать свои мысли формируется творческое отношение к делу и окружающей действительности. Созданию художественного образа средствами изобразительного искусства предшествует сложный процесс восприятия, анализа, отбора главного, существенного в изображаемом объекте или явлении, нахождения наиболее выразительного способа и средств изображения.

Говорить о полноценной деятельности на уроке искусства можно лишь в том случае, если школьники воспроизводят сам процесс рождения произведения искусства, постигают художественный смысл произведений как свой собственный, осуществляют творческий отбор средств, которые, по их мнению, наиболее полно и точно раскрывают художественный замысел произведения. При этом дети проникают в саму природу художественного творчества, ставя себя в позицию скульптора, художника, архитектора, дизайнера.

Вот такой познавательный и творческий путь должен пройти юный художник, изображая всего одну свою задумку. Так как творческий про­цесс - занятие очень увлекательное, доставляющее ребенку радость, то весь сложный путь познания и развития проходит легко и без особых проблем. Но очень важно, чтобы в это время рядом с ним был художник-педагог, который поможет ему увидеть главное, заострит внимание на конструктивных особенностях формы изображаемых предметов, даст основы знаний по композиции, научит пользоваться художественными материалами, покажет разные приемы и способы их использования, поможет поставить детскую непосредственность, интуитивные реакции на почву сознательных творческих действий.

Основным видом работы студента художественно-графического факультета в процессе педагогической практики в школе является подготовка и проведение уроков, что предполагает это и подбор литературы к уроку; подготовку наглядных пособий и технических средств обучения; подготовку дидактических материалов; объяснение учебного материала; педагогический рисунок; показ образца выполнения практического задания, подведение итогов урока и многое другое.

Как известно, личность учителя накладывает отпечаток на всю систему его работы, на каждый урок, на каждую беседу с учениками. Ему необходимо творчески подходить к организации и руководству учебно-воспитательным процессом. А для этого нужно не только знать в совершенстве свой предмет, но и законы педагогического мастерства (психологические, дидактические, собственно методические). Больше всего живому преподаванию, да ещё преподаванию искусства, чужда рецептурная методика. Но владение тайнами профессии необходимо.

Включение студента-практиканта в реальную педагогическую ситуацию на уроке служит стимулом к дальнейшей ответственной учебной работе в вузе, ориентирует на постоянное научно-методическое совершенствование.

Известно, что растет, обогащается навыками педагогического мастерства лишь тот молодой учитель, который творчески заимствует опыт старших коллег и критически строго относится к каждому шагу своей работы. Это под силу только тому выпускнику педагогического университета, которого мы научим вдумчивому анализу и самоанализу урока. Отсюда вывод: в педагогической практике необходимо уделить максимум внимания такой ее важнейшей стороне, как анализ и самоанализ урока.

Анализ и самоанализ урока развивают у практиканта способность видеть положительное и отрицательное в уроке, учат осознанию того существенного, что определяет достоинства и недостатки урока, учат находить ответы, примерно, на такие вопросы: а) Почему такие-то слова учителя вызвали у учащихся соответствующие чувства, а такие-то не вызвали?; б) Почему учащиеся вполне осознанно восприняли такое-то понятие, а такое нет?; в) Как анализировалась самостоятельность мысли учащихся в процессе урока и какие недостатки в этом отношении были допущены учителем? и т.д.

Ответы на подобные вопросы помогают студенту разобраться в тех психологических закономерностях, которые лежат в основе методических приемов, развивают у него способность к педагогическому предвидению, направляют при планировании и проведении урока на более строгий и всесторонне обоснованный подбор материала, методов и дидактических средств и, следовательно, обеспечивают возможность совершенствоваться в педагогическом мастерстве.

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

В многовековой истории культуры сложились три системы обучения: индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская. Индивидуальная была связана главным образом с домашними занятиями, в частности с репетиторством; классно-урочная – со средней школой; лекционно-семинарская – с высшей школой. В процессе длительного сосуществования наметилась тенденция к сближению и взаимопроникновению этих систем. Так, в средней школе непреложным стало требование индивидуального подхода к ученику; рядом с коллективными видами работы (фронтальным и групповым) появились и укрепились индивидуальные. В старших классах всё больше места занимают лекции, семинарские занятия и связанные с ними зачётные уроки.

Обратим внимание на слово система. Урок – это система организационной и учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение цели и задач их общего (или специального) обучения, воспитания и развития в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Ведущей формой учебной работы в школе, как известно, является урок, от умелой организации и проведения которого практически полностью зависит решение задач обучения, воспитания и развития школьника. Каждый урок должен отвечать предъявляемымк нему высоким современным требованиям, которые определяются передовой педагогической мыслью.

Методика проведения уроков определяется целями, их содержанием, во многом зависит от особенностей школы, учителя, учащихся.

Урок сам по себе, каким бы блестящим он ни был, никогда не достигнет цели, если не является необходимым звеном в цепи других уроков, решающих «сверхзадачу» темы, данного года обучения и даже всего общешкольного курса. Отсюда – необходимость планирования не только поурочного и тематического, но и всего курса данного класса. Естественно, такая разбивка программного материала данного класса на темы, планирование деятельности учителя и учащихся носят самый общий характер. Большей конкретностью отличается тематическое планирование. Но и его корректируют в процессе работы. Наконец, достаточно подробно и обстоятельно планируется урок: его обучающие, воспитательные и развивающие задачи, его содержание, структура (этапы, элементы, их связь и последовательность). Разумеется, план – не самоцель, он вовсе не исключает импровизации, перестройки структуры, отказа от её некоторых элементов, введения новых, если в этом возникает необходимость. Таким образом, урок является основным звеном во всей системе учебно-воспитательной работы с учащимися.

Современный урок … Каковы содержательные, организационно-методические, психолого-педагогические основы его подготовки и проведения? В чем его сущность? Каково его назначение? Как овладеть современным подходом к его подготовке и проведению?

Эти и многие другие вопросы волнуют любого думающего педагога, не равнодушного к судьбе воспитанников и качеству своей профессиональной деятельности. От их решения зависит моральное благополучие учащихся и учителя, родителей и руководителей школы, и, в конечном счете, отразится в какой-то мере и на будущем нашего общества.

Современный урок изобразительного искусства - это прежде всего урок мысли и чувства, высокого духовного наслаждения и труда, эстетических переживаний, приобретения знаний о людях, о жизни, об искусстве, урок развития изобразительных способностей, умений и навыков. Атмосфера творчества и сотворчества на уроках создаётся увлечённым отношением учителя к предмету, постановкой перед школьниками нравственных, философских, эстетических проблем. Это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к явлениям искусства и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и креативных качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетических вкусов и потребностей.

Современный урок изобразительного искусства должен соответствовать следующим важнейшим требованиям:

1) наличие темы и задач, намеченных учителем в соответствии с общими целями и задачами современной общеобразовательной школы в РФ, учебного предмета «Изобразительное искусство», конкретной темой и содержанием урока;

2) гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса, воспитание патриотизма, национального самосознания, формирование социально-значимых ценностных ориентаций, общечеловеческих нравственно-эстетических идеалов;

3) осуществление дидактических принципов в обучении и выполнение целей и задач комплексного воспитания средствами изобразительного искусства;

4) межпредметные связи на уроках изобразительного искусства, использование произведений музыки, литературы, фольклора и др.);

5) постоянное обогащение школьников знаниями, умениями и навыками по предмету и на этой основе осуществление систематического их развития;

6) использование различных методов работы, которые соответствуют особенностям учебного материала, содержания урока и активизируют познавательно-творческие способности учащихся;

7) дифференцированный подход к детям с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Ценность любого урока определяется его «вкладом» в общую систему обучения и воспитания, прежде всего в систему уроков. В качестве основных компонентов системы выступают различные типы уроков.

Уроки различных типов должны быть расположены в определённом порядке. На уроке каждого очередного типа следует использовать новый и более трудный дидактический материал; сочетание видов упражнений от урока к уроку должно усложняться; степень самостоятельности учащихся в работе над материалом наращиваться.

Последовательность расположения типов уроков такова: сначала идёт урок объяснения, затем - урок закрепления, после него - уроки повторения и обобщения.

Однако бывают случаи, когда названная последовательность в какой-то части не выдерживается. Распределение разнообразных типов уроков на изучение каждой темы по изобразительному искусству отражено в программах и учебно-методических пособиях.

Классификация и типология уроков тесно связаны с характером деятельности учителя и учащихся, с методами обучения, формами занятий. В зависимости от цели и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип:

1) урок сообщения нового материала (рассказ, лекция);

2) урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся (беседа, выполнение упражнений, практических заданий);

3) урок выявления знаний школьников путём проверки и оценки этих знаний (опрос, беседа, продукты изобразительной деятельности);

4) урок смешанного (комбинированного) типа.

Различные формы занятий могут встречаться и в «чистом» виде, и как элементы одного урока в самых разнообразных сочетаниях (например, слово учителя в соединении с использованием технических средств обучения, лекция с элементами беседы, беседа в сочетании с практическим выполнением заданий и т.д.). В этих случаях мы говорим о комбинированных уроках.

Использование указанных типов уроков в преподавании изобразительного искусства обусловливается прежде всего особенностями каждого вида занятий по этому предмету. Как известно, программа по изобразительному искусству в каждом классе состоит с двух основных разделов: 1) восприятие действительности и искусства; 2) практическая художественная деятельность.

В основе содержания занятий по изобразительному искусству лежит следующий принцип: систематическое развитие у учащихся способности восприятия художественного образа и его посильного создания в собственных работах.

Занятия по изобразительному искусству должны предусматривать неразрывную связь учебного и воспитательного процессов, соблюдение последовательности и преемственности в обучении. Эстетическое, художественное, нравственное и патриотическое воспитание учащихся должно быть основано на систематическом усвоении ими знаний в области изобразительного искусства, на накопление эстетических представлений об окружающей действительности и освоении практических умений и навыков художественной деятельности. Своим содержанием они должны быть понятны и интересны детям, способствовать возникновению у них положительных эмоций и доставлять школьникам радость.

Работа в области эстетического освоения действительности и восприятия искусства должна иметь место на всех уроках, вместе с тем эта учебная деятельность может осуществляться в качестве самостоятельного вида занятий и ей, по усмотрению учителя, может быть отведен весь урок. Систематическая работа в этом направлении важна для накопления школьниками разнообразных зрительных представлений о реальном мире, его отражении в искусстве, о профессии художника, архитектора, мастера прикладного искусства.

Уроки эстетического освоения действительности и восприятия искусства проводятся, как правило, с последующим рисованием, лепкой, выполнением поделок: в начале урока - беседа по теме, затем - практическая работа. Следует подчеркнуть, что и беседа по теме, и практическая работа должны быть тесно взаимосвязаны одними учебно-воспитательными задачами урока и соответствовать основным идеям, задачам, стандартам про граммы по предмету.

Эстетическое освоение действительности осуществляется в процессе ее восприятия и изображения и предполагает такое взаимодействие учащихся с объектами и явлениями реального мира, которое активизирует процессы развития у него эстетических переживаний, представлений, ценностно-эстетических ориентации. В учебной деятельности эстетическое освоение представляет собой два педагогически обоснованные этапы:

1) переживание красоты и эстетической выразительности объектов действительности, в том числе и природы, на основе активизирования эмоционально-волевых сторон личности (предполагает включение учащихся в непосредственно-чувственный контакт с действительностью, в процессе которого школьники учатся воспринимать ее эстетическое многообразие);

2)) элементарное эстетическое познание с преобладанием логических мыслительных процессов, требующее также одновременного развития в практической художественной деятельности эстетической восприимчивости учащихся. Большое значение необходимо придавать развитию у подрастающего поколения понимания природы как источника эстетически ценных, жизненно необходимых объектов и явлений, нуждающихся в защите и сбережении от разрушительного воздействия человека и его труда.

Развитие художественного восприятия осуществляется с помощью трех взаимосвязанных учебных задач:

1. Развитие отзывчивости. Учащимся важно показать, что искусство волнует, заставляет радоваться, грустить, протестовать, ненавидеть, бороться, что у каждого вида искусства особые художественные приемы, своя техника, свой специфический художественный язык (у живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства).

2. Развитие способности выразить свое отношение к произведению: в форме словесного отзыва на уровне эмоционально-эстетической оценки, элементарного художественного анализа (сравнение, сопоставление, выявление общих черт, особенностей и др.), развернутого художественного рассказа, отображающие эстетические взгляды, вкусы, идеалы.

3. Формирование представлений об отечественном, зарубежном изобразительном и прикладном искусстве, архитектуре, знакомство с работой, художественными материалами и инструментами художника, архитектора, народного мастера, знакомство с терминологией.

Практическая художественная деятельность на занятиях по изобразительному искусству включает работу с натуры и на темы графическими и живописными материалами. Большое значение здесь необходимо придавать изображению действительности по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений и на основе воображения и фантазии школьников.

Работа с натуры позволяет школьникам не только изучать форму, пропорции, конструкцию предметов, их цветовую окраску, положение в пространстве, объем, но и развивать наблюдательность, умение видеть необычное в обычном, повседневном, активно способствует накоплению разнообразных зрительных представлений об объектах действительности.

В качестве объектов для рисования с натуры необходимо использовать предметы природы (фрукты, овощи, листья, цветы и т.д.), труда и быта (крынка, чашка, кувшин и т.д.). При подборе натуры следует руководствоваться следующим принципом: она должна быть эстетически привлекательной, понятной и доступной для изображения той или иной возрастной группе школьников. В первом и втором классах, работу с натуры следует сочетать с работой по представлению и по памяти после непосредственных наблюдений и анализа объектов изображения.

Главное в работе на темы - развитие у учащихся способности видеть окружающий мир образно, формирование умений различными изобразительными средствами выразить свои мысли, чувства, переживания об увиденном, услышанном, прочитанном. В процессе рисования на темы, иллюстрирования литературных произведений школьники изучают основы композиции, осваивают живописные и пластические возможности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Лепка (скульптура) имеет наибольшее значение в начальной школе, где двигательно-осязательный компонент играет большую роль в развитии изобразительной деятельности детей. Занятия лепкой опережают другие виды изобразительной деятельности в трактовке формы, пропорций пространственно-пластических взаимосвязей целого и его частей. На уроках лепки необходимо учить детей овладевать основами техники работы с пластилином, глиной и другими скульптурными материалами, развивать двигательно-осязательную систему руки, формировать умение видеть, понимать и посильно создавать пластически выразительные и цельные скульптурные формы.

На занятиях по декоративно-прикладной деятельности необходимо раскрывать значение народного искусств, как мощного средства эстетического, трудового, нравственного, патриотического воспитания. Эстетически выразительные художественные изделия народных мастеров помогают прививать школьникам любовь к родному краю, ценить традиции родных мест.

Практическая работа на занятиях по декоративно-прикладному искусству базируется на знаниях школьников об основных свойствах и средствах композиции, цветоведения, изучении особенностей выразительных средств различных видов декоративно-прикладного искусства.

Практические занятия необходимо строить по принципу - от простого к сложному, от выполнения отдельных технологических операций по художественной обработке материалов - к творческим работам декоративно-прикладного характера.

Выбор тематики уроков должен быть связан с местными особенностями художественной обработки материалов, наличием художественных промыслов (аппликация соломкой, керамика, резьба по дереву, вышивка, ткачество и т.п.). Необходимо учитывать интерес учащихся к работе, представлять им самостоятельность в подборе материала и декора изделий.

В ходе освоения программы по изобразительному искусству необходимо сочетать работу живописными и графическими материалами, рисование с объемно-пространственными видами деятельности: лепкой, изготовлением макетов и поделок; длительные (1-2 урока) задания с кратковременными; зрительный диктант с проведением специальных упражнений на изучение, закрепление, повторение учебного материала.

Использование на занятиях различных художественных техник (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и художественных материалов (гуашь, акварель, цветные мелки, карандаши, тушь, перо, пластилин, глина, штамп, картонное клише, склеивание и монтаж с применением бумаги, ткани, соломки, засушенных листьев растений) способствует формированию у детей умений сознательно выбирать материал в зависимости от замысла работы.

Содержание практических занятий связано с решением четырех основных групп учебных задач: 1) композиция (фронтальная или плоскостная, объемная и глубинно-пространственная), свойства и средства композиции (ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, тождество и т.п.); 2) цвет и свет (освещение); 3) форма, пропорции, конструкция, объем; 4) пространственные свойства формы (геометрический вид формы, положение в пространстве, фактура, текстура материала и т.п.).

Освоение данных групп учебных задач, лежащих в основе изобразительной грамотности и декоративно-прикладной деятельности, должно быть нацелено на посильное создание учащимися разных возрастных групп художественного образа.

В начальных классах работа по композиции начинается с освоения всей поверхности листа и его гармоничного заполнения предметными формами, линиями, пятнами цвета, тона и т.п., в соответствии с задачами изображения. В лепке и декоративной работе - создание цельной, выразительной формы. Детей необходимо учить отбирать для композиции объекты изображения, отвечающие замыслу, рисовать крупно, создавать на плоском листе иллюзию пространства. В 5 - 9 классах важно формировать у учащихся понимание того, что в композиции все важно: массы предметов, их силуэты, зрительный «вес», ритм, с которым они размещены на рисунке, перспектива, воображаемая линия горизонта и точка зрения на изображаемое - прямо на уровне глаз, сверху «с птичьего полета» или снизу, так называемая «лягушачья перспектива», цвет и колорит картины, группировка действующих лиц, направления их взглядов, направление линий перспективного сокращения предметов, распределению светотени, интенсивность света и цвета, цветотоновые контрасты, нюансы, позы, жесты и т.д.

В работе с цветом, в соответствии со школьной программой, ставится задача учить детей видеть цвет многообразно, различать и составлять в процессе практической изобразительной деятельности нужные оттенки. Свойственное детям увлечение яркими «открытыми» цветами следует сочетать с поиском сложных цветовых смесей. Большое значение в этой связи имеет ограничение в работе цветовой палитры (использование 3-х — 4-х красок), совместный анализ (учитель — ученик) объектов действительности, в первую очередь, природы, нахождение в ней красивых цветовых сочетаний, развитие у детей способности различать изменения цвета в пределах одного цветового тона. Необходимо обращать внимание детей на изменение цвета в природе в зависимости от времени года, погодных условий, времени суток, освещения. Учитывая возрастные особенности и задачи урока, детей следует постепенно знакомить с цветовым спектром, цветовым кругом, с основными составными, теплыми, холодными, хроматическими, ахроматическими цветами. Уже в начальных классах у учащихся можно формировать представление о цветовых отношениях, о колорите, образном значении цвета в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. В старших классах происходит дальнейшее расширение и углубление знаний о цвете. Дети учатся видеть и составлять гармоничные цветовые сочетания, понимать значение в живописи дополнительных цветов, знакомятся с такими понятиями, как цветовой тон, насыщенность, колорит; таким образом происходит дальнейшее освоение ими техники работы гуашью, акварелью.

В работе над формой важно учить школьников видеть ее цельность, соразмерность отдельных величин, конструкцию, объем, положение в пространстве, соотношение с другими формами.

Обучение передаче пространства следует начинать с формирования у детей понятий об открытом пространстве (пейзаж), видимой границе земли и неба (линии горизонта), об изломе плоскостей и границе излома (пол и стены в интерьере), а также умению правильно разместить предметы в «пространстве» картины, рисунка.

Главным в работе над пространством в 5 - 9 классах является развитие у учащихся умений использовать при выполнении учебных заданий законы линейной и воздушной перспективы.

Занятия по изобразительному искусству должны быть оснащены необходимыми художественными материалами, инструментами и принадлежностями, техническими средствами обучения, качественными наглядными пособиями, высокохудожественными репродукциями картин художников, мастеров прикладного искусства, эстетически привлекательным, понятным по форме и цветовой окраске реквизитом (для работы с натуры).

Особое внимание должно уделяться техническим моментам художественной деятельности. Детей необходимо учить работать карандашом, кистью, пером, красками и другими материалами и инструментами.

В целом, в одном задании (лепка, рисунок, декоративно-прикладная работа) учащиеся могут решать одновременно две-три основные учебные задачи: композиция рисунка, форма предмета, изменение оттенков цвета в пределах одного цветового тона.

Содержание программы учащиеся должны осваивать без домашнего задания. В качестве домашней работы можно предложить им заготовить подсобный материал для занятий практической художественной деятельностью, подобрать репродукции картин, фотографии по теме урока, понаблюдать по предложенному учителем плану за природными объектами или явлениями, подготовить сообщение и т.п.

Восприятие искусства и действительности и практическая художественная деятельность эти виды работы служат основными структурными компонентами содержания уроков изобразительного искусства. Причём эстетическое восприятие действительности и искусства должно иметь место на всех уроках. Вместе с тем оно предусмотрено в программах и в качестве самостоятельного вида занятий. Систематическая работа в данном направлении важна для понимания школьниками взаимосвязи искусства и жизни. Уроки эстетического восприятия действительности проводятся, как правило, с дальнейшей практической художественной деятельностью (рисованием, лепкой, изготовлением поделок и макетов); первая часть урока – беседа по теме, вторая – практическая художественная деятельность. Каждый вид деятельности предусматривает указанные в программе учебно-воспитательные задачи и примерные задания. Уже в четвёртом классе беседе может быть посвящён целый урок. Разные виды занятий могут быть сгруппированы в виде циклов для решения единых учебно-воспитательных задач.

На уроках изобразительного искусства выполняются следующие пять основных видов деятельности:

1) работа на плоскости (рисунок, живопись, графика, аппликация);

2) прикладная работа на плоскости и в объёме (декоративно-прикладная деятельность и художественное конструирование);

3) создание художественных образов в объёме (лепка, керамика, скульптура);

4) восприятие произведений искусства;

5) эстетическое восприятие действительности и художественно организованных предметов.

Понятно, что каждому с этих видов занятий соответствует определённый тип урока. Наиболее широко в преподавании изобразительного искусства в школе используется урок смешанного (комбинированного) типа.

В педагогике сегодня типологизация уроков не имеет однозначного решения, а в дидактике существует многообразие подходов к классификации уроков. Мы используем наиболее широко известную классификацию по основным дидактическим задачам и месту уроков в их общей системе обучения и воспитания, где комбинированным занятиям (или урокам смешанного типа), на которых одновременно решается несколько задач, придается приоритетное значение.

Одновременно с типологией педагогическая наука уделяет большое внимание и структуре урока, которая зависит от его целей, содержания, методов, приемов и средств обучения. Структура уроков в современной педагогической деятельности претерпевает значительные изменения, которые направлены на выявление сущности внутренних процессов творчества учителя и активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Такие подходы к пониманию структуры урока вызваны активизацией познавательной деятельности учащихся, наряду с акцентированием идеи формирования личности, что реализуется через повышение качества знаний, развитие творческих умений, навыков, способностей. Элементы поисковой деятельности учащихся широко используется на уроках проблемного характера и на разных этапах комбинированных занятий. Поэтому структура современного урока характеризуется большим разнообразием, что позволяет учителю успешно пользоваться таким уроком, в содержание которого включаются различные дидактические задачи.

Структура урока, т.е. построение, расположение и последовательность материала, а также определение места коллективных и групповых форм работы, самостоятельного выполнения заданий по образцу или творческих (новых по форме, содержанию, назначению и т.п.) по теме могут быть в одном и том же классе различными.

Варианты построения уроков чрезвычайно разнообразны, но выбор конкретной структуры должен обеспечить получение наилучшего результата.

Построение урока определяется следующими компонентами:

- дидактической целью (будут ли сообщаться новые знания или проверка и оценка усвоенного ранее, закрепление и обобщение по теме, разделу);

- возрастом учащихся (если это подростковый класс, то особенно тщательно должны продумываться воспитательные и развивающие моменты- при этом следует избегать однообразия, потому что диспропорции в физическом развитии создают состояние перегрузки, приводящие к срывам, конфликтам и т.п.).

Полный успех обеспечивает какая-то одна структура, её следует искать.

Основное правило при выборе структуры урока следующее: ученик должен стоять на самом первом, на самом видном месте. А.С. Макаренко считал, что каждый воспитанник должен чувствовать, что он не безразличен учителю. М.С. Шагинян обращала внимание на необходимость высокого профессионально-педагогического и образовательного уровня самого учителя, чтобы ученику всегда хотелось тянуться за педагогом, т.е. запас интеллигентности и образованности воспитателя должен быть направлен на ученика. Все эти сентенции предлагаются студенту, чтобы убедить в высоком назначении роли учителя.

При определении структуры урока учитель не должен забывать и о своём месте в этом сложном образовании. Здесь и возникает то, что сближает педагога с актером, а педагогику с искусством.

Остановимся на некоторых вариантах структур урока

Дидактическая цель: усвоение новых знаний. Данный урок может включать следующие элементы:

- актуализацию чувственного опыта и опорных знаний учащихся;

- мотивацию учебной деятельности школьников;

- сообщение темы и целей урока;

- организацию восприятия и первичного осознания нового материала;

- анализ фактов и осмысление объективно существующих связей и отношений в изучаемом материале, раскрытие сущности изучаемых явлений;

- обобщение и систематизация нового материала, включение его в имеющийся уже опыт;

- подведение итогов и определение задания для самостоятельной работы.

Если урок посвящается применению знаний, умений, навыков, имеет целью закрепление их, то структурными его компонентами могут быть:

- актуализация опорных знаний и действий;

- формирование конкретных и обобщённых (общих) умений и навыков на основе применения знаний в стандартных условиях (путём упражнений, тренировки);

- творческое применение обобщённых знаний, умений и навыков в условиях изменяющихся обстоятельств, по возможности близких к жизненным;

- подведение итогов и формулировка домашнего задания.

Урок систематизации и обобщения знаний может иметь следующую структуру:

- мотивация учебной деятельности;

- сообщение темы и цели урока;

- повторение и обобщение основных понятий, законов, ведущих идей изученного;

- подведение итогов и объявление домашнего задания.

Уроки контроля, коррекции знаний, умений и навыков можно выстроить следующим образом:

- мотивация учебной деятельности;

- сообщение темы и цели урока;

- проверка знаний учащихся (можно предусмотреть разные виды, в том числе – опрос, выполнение конкретных заданий у доски, выполнение живописных и графических упражнений и т.п.)

Вместе с тем предлагаем иметь в виду, что элементы контроля могут и должны присутствовать на каждом уроке.

Как говорилось выше, количество тех или иных типов урока, отводимое на изучение каждой темы не одинаково. Это отражено в программах, методических и учебных пособиях. Следует также отметить, что чистые типы уроков в школьной практике встречаются редко. Наиболее распространённым уроком изобразительного искусства является комбинированный урок.Структура его в общем виде может быть представлена так: 1) объявление темы и задач урока; 2) проверка домашнего задания и повторение ранее изученного материала; 3) объяснение нового материала; 4) проверка усвоения материала; 5) показ образца применения теории; 6) закрепление знаний; выполнение практического задания; 7) объяснение выполнения домашнего задания (по мере необходимости).

Урок комбинированного типа включает и организационный момент, и объяснение нового материала, и самостоятельную работу учащихся, и закрепление нового материала с подведением итогов урока.

Наши рекомендации