Структура профориентационного кабинета
Профориентационный кабинет является информационно-коммуникативным пространством, содействующим развитию личности учащегося в профессиональной области. В некоторых школах эти функции выполняет специальный медиа-центр, который помимо собственно информационных ресурсов предоставляет учащимся возможность виртуального общения с различными кадровыми агентствами и профессиональными учебными заведениями. Чаще всего, речь идет о небольшом пространстве в среде библиотеке, в кабинете педагога-организатора, социального педагога или отдельной аудитории.
Поскольку само понятие структуры подразумевает совокупность взаимосвязанных элементов, то мы сейчас и рассмотрим основные элементы профориентационного центра в их взаимосвязи друг с другом.
Документы по профориентационной работе
В этой папке должны храниться основные документы, регулирующие профориентационную работу педагога-организатора: должностные и функциональные обязанности педагога-организатора, программа развития школы (гимназии, центра), список утвержденных профориентационных программ для школьников, городское положение о профориентационной работе.
Каталог профессиограмм.
Профессиограмма – это описание совокупности разноуровневых характеристик работника, необходимых для успешного овладения данной профессией и профессионального роста. Зачастую в профессиограммах есть информация о сроках и способах овладения профессией, о среднем времени профессионального развития и об основных требованиях предъявляемых профессией к работнику.
Есть специальные сборники, в которых собраны профессиограммы различных профессий. Обычно они классифицированы по типологии, достаточно давно предложенной Е.А. Климовым: человек-человек, человек-техника, человек-художественный образ, человек-природа и человек-знак. Тем не менее, с усилением роли информатизации, с быстро меняющимся рынком труда, стремительным появлением новых профессий и т.д. – профессиограммы также постоянно меняются. Более того, появляются совершенно новые профессии, под которые еще не успели составить профессиограммы. Поэтому, если у вас в кабинете есть сборник профессиограмм пятилетней давности, то он однозначно должен быть заменен на более позднее издание.
Желательно, чтобы профессиограммы были снабжены наглядностью, иллюстрирующую рабочий процесс и результаты труда. Профессиограмма – это та основа, на которой педагог строит свое занятие по ознакомлению с той или иной профессией.
Сборники профориентационных тестов и анкет
Использование любых тестов и анкет требует специальной подготовки, но, в целях самопознания, мы все равно можем использовать указанные сборники. Педагог-организатор помогает школьнику найти тест, необходимый для оценки тех или иных качеств или способностей, а учащийся, в свою очередь, сам его проходит и читает интерпретацию. Главное, чтобы результаты по тестам не воспринимались школьником как приговор. Необходимо уверить его, что человек – гибкое и приспосабливающееся создание, поэтому, – если очень хочется, – он все равно может заниматься любимой профессией вопреки всему. И всегда можно сослаться на ненаучность некоторых методик, размещаемых в разных сборниках.
Периодические издания
В каждом регионе выходят свои периодические издания, которые могут называться по-разному: «Работа для вас», «Вакансия», «Персонал», «Требуются», «Деловая газета» и др. Желательно, чтобы номера были более или менее свежими: хотя бы в пределах одного-двух месяцев, поскольку ситуация на рынке вакансий может меняться достаточно стремительно.
Конспекты профориентационных занятий для учащихся разного возраста
Часто в школе педагог-организатор замещает отсутствующих по разным причинам учителей, ведет классные часы, проводит внеучебные мероприятия. Хорошо, если профориентационные занятия есть в сетке уроков на регулярной основе, но если необходимо быстро заместить учителя, то большую пользу принесут уже готовые профориентационные занятия.
Справочники о учебно-профессиональных заведениях и профориентационных центрах города, области и ближайших регионов
В беседе с учащимися и родителями педагог-организатор может предоставить необходимую информацию о тех учебных заведениях, о тех образовательных маршрутах, которые доступны разным школьникам. Педагог-организатор должен не только хранить эти справочники, но и разбираться в их содержании.
Печатные, аудио-, видео- и компьютерные материалы на разных носителях, посвященные профориентации
Это могут быть фильмы о различных сторонах профессии, книги о представителях профессий, компьютерные программы, направленные на проверку готовности к выбору той или иной профессии…
Таким образом, профориентационный кабинет может входить в структуру кабинета педагога-организатора, но и может быть отдельным кабинетом.