IV. Вступительное слово учителя.
— Когда вы входите в лес, то сразу чувствуете, что деревья, птицы, насекомые затаились и ждут, как мы себя поведем, с чем пришли? Может, станем ломать ветки и срывать кору, раним березу, чтобы напиться сока и не заклеим рану, а она истечет соком, как истекает кровью раненый человек? Может, возьмем с собой рогатки и будем стрелять в птиц? Нет, мы будем приходить в лес, как друзья природы!
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь ни заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто и глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
И. Холод, С. Гаврилова
— Давайте вспомним, как нужно нести себя влесу, чтобы он открыл свои тайны.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с животными, у которых длинное тело, а конечности отсутствуют. Они ползают по земле, делают телом волнообразные движения. Заостренные чешуйки на нижней части живота помогают им цепляться за поверхность. Кожных желез у них нет, поэтому тело всегда сухое. У этих животных раздвоенные языки. Весной они вылезают из мест зимовок, вползают на сухой пенек и греются на солнышке. Эти животные с трудом ползают, потому что кровь у них сильно остывает на холоде. Согревшись на солнышке, они оживают и отправляются на охоту за мышами и лягушками. Кто же что? (Гадюки.)
V. Работа с текстом рассказа К. Уши некого «Гадюка»
Лексическая работа.
• Хутор — обособленный земельный участок с усадьбой владельца.
• Гумно — помещение, сарай для сжатого хлеба; площадка для молотьбы, ток.
• Балка — брус, опирающийся на что-нибудь о нескольких точках (на стены, устои); овраг с поросшими травой склонами.
Чтение произведения учителем (с. 59).
Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
Анализ произведения.
— Когда происходили действия, описанные в рассказе?
— Беспокоились ли вы за мальчика? Когда?
— Чем различаются уж и гадюка? Расскажите.
— Найдите в тексте, как описаны уж и гадюка.
— Перечитайте отрывок, где описывается случай с мальчиком.
— Что случилось с рассказчиком?
— Какие чувства испытал мальчик при встрече с гадюкой?
— Кто спас его?
— Что можно сказать о Бровко?
— Переживали ли вы за собаку? Почему?
— Какие чувства вы испытали при её возращении?
— Выделите в тексте наиболее интересные, на ваш взгляд, эпизоды и озаглавьте их.
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой» по одному предложению;
б) «чтение за диктором;, (одни ученик читает вслух, другие стараются читать в том же темпе).
6. Пересказ текста по плану:
1) Летняя косовина.
2) Мальчик веселится.
3) Гадюка.
4) Поединок собаки Бровко и гадюки. 5) Пропажа и возвращение собаки.
Физкультминутка
Жура-жура-журавель
Обходил сто земель. Ходьба на месте.
Крыльями махал, Взмахи руками.
Далеко летал.
По болотам ходил. Ходьба на месте.
Лягушек находил. Наклоны.
Лягушка узнала, —
Прыг — и ускакала! Прыжки.
А. Шеминская
VI. Работа в группах
Задание для I группы
1. Прочитайте текст.
Змеи — это животные с сухой чешуйчатой кожей. Самая крупная из змей — это африканский питон. Его длина достигает 9 метров. Днём он греется на солнышке либо прячется в пещере или другом укрытии. Ночью питон выползает на охоту за птицами, небольшими оленями и дикими свиньями, поджидая животных около водопоя. Питон подбирается к жертве, обвивает её своим телом и сжимает до смерти. Потом он заглатывает добычу, начиная с головы. Если добыча крупная, у питона может уйти не один час, чтобы заглотить её целиком. После такого обильного обеда питон может вообще не есть в течение нескольких месяцев.
2. Ответьте на вопросы.
— Какая змея самая крупная?
— Как охотится питон?
Задание для 2 группы
Прочитайте текст.
Детеныши змей
Некоторые виды змей рождают живых детенышей, но большинство откладывают яйца с плотной кожистой скорлупой внорах, неглубоких ямках или дуплах.
Некоторые детеныши (кобрята) пользуются специальным приспособлением — яйцевым зубом, расположенным на кончике носа. Он исчезает только через несколько дней после вылупления. Оболочки яиц надсекаются эим зубом изнутри, как острой бритвой. Вылупившиеся детеныши вынуждены заботиться о себе сами.
М. Тарханова
2. Ответьте на вопросы.
— Где змеи откладывают яйца?
— Как детёныши змей появляются из яиц?
Задание для 3 группы
Прочитайте текст.
Обыкновенный уж
Уж неядовитый. У него нет зубов. Свою добычу он проглатывает живой. Питается уж лягушками, крупными насекомыми, мышевидными грызунами, рыбой. Да, именно рыбой. Потому что уж хорошо плавает, извиваясь всем телом, голову держит над водой. Живёт уж в основном по берегам рек, озёр, на лугах, низинных болотах, во влажных лесах. Зимует в норах, под пнями, корнями деревьев.
Ответьте на вопросы.
— Ядовит ли уж?
— Умеет ли уж плавать? Как он это делает?
— Чем питается уж?
Задание для 4 группы
Прочитайге текст.
У многих видов змей ядовитая слюна. Они впрыскивают яд в добычу через пару крупных острых зубов, которые так и называются: ядовитые зубы.
Укушенный человек часто умирает уже через полчаса после укуса — настолько быстро действует яд.
Многие змеи не сразу нападают на врага, пуская вход свой яд, — сначала они подают предупреждающие сигналы. Тем самым они стараются напугать врага, чтобы тот оставил их в покое. Некоторые птицы едят змей.
Ответьте на вопросы.
— Чем опасны змеи?
— Всегда ли змеи первыми нападают на человека?